Анцупова Ольга
Педагогический совет «Здоровьесбережение педагога в условиях образовательной среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет «Здоровьесбережение педагога в условиях образовательной среды».
Цель: формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье в условиях образовательной среды.
Ход мероприятия.
Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня мы с Вами уделим внимание себе и познакомимся со способами здоровьесбережения.
Публикация «Педагогический совет „Здоровьесбережение педагога в условиях образовательной среды“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Я не буду останавливаться на том, что педагог это человек, профессионально занимающийся преподавательской деятельностью и воспитательной работой. Все вы здесь педагоги, поэтому перейдем к основной нашей теме.
Исследования здоровья педагогов показывают, показатели здоровья, снижаются по мере увеличения стажа работы в образовательном учреждении.
Итак, как же уберечь свое здоровье и избежать педагогических кризисов и истощения на работе?
1. Упражнение «Ассоциации»
Сейчас я предлагаю Вам подумать, и сказать какие ассоциации вызывает у Вас слово «работа»? (ответы педагогов)
Аргументировать ответы педагогов.
2. Притча «Здоровье»
«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным”, другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье? Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано в каждом из нас и в каждом ребёнке.
Важным аспектом работы по сохранению психологического здоровья педагога является овладение приемами саморегуляции. В настоящее время для саморегуляции состояний используются разнообразные методы :
• дыхательная гимнастика,
• концентрация и визуализация,
• релаксация,
• аутогенная тренировка и др.
Овладев ими, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией.
Методы саморегуляции (можно проделать вместе с педагогами) :
Дыхательные упражнения успокаивающей направленности (продолжительный вдох и удлиненный выдох).
Звуковая гимнастика, которая действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.
Произношение тех или иных звуков по-разному влияет на организм. (Лазарев М. Л.)
• Звук (Н) стимулирует микроциркуляцию в области головы
• Звук (З) улучшает кровообращение в области головы и шеи
• Звук (Ж) стимулирует микроциркуляцию в области грудной клетки
• Звук (М) стимулирует микроциркуляцию в области грудной клетки и диафрагмы.
• Звук (Р) улучшает кровоток, ускоряет обменные процессы, облегчает отхождение мокроты.
• Звук (С) расслабляет дыхательные и скелетные мыщцы. Хорошо выполнять перед сном.
• Звук (А) стимулирует работу легких, гортани, трахеи. Происходит углубление дыхания и увеличивается потребление кислорода.
• Звук (Ы) положительно влияет на общий тонус организма, снимает усталость, повышает работоспособность.
• Звук (Я) положительно влияет на нижнюю часть легких, сердце, печень, желудок, придает уверенность в себе.
• Звук (И) очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.
• Звук «ХА» — помогает повысить настроение.
Активизация чувства юмора, – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации, простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.
Задание «Как использовать предмет?» Нужно выбрать обычный предмет, например, картонную коробку, ручка. Давайте выберем вместе предмет и придумаем минимум двадцать способов, как можно его использовать.
Отвлечение – постараться, как можно ярче представить ситуацию, в которой обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию. Пример: Вы сидите в теплом, уютном кресле, где-нибудь на островах в жарких странах.
Переключение на интересную деятельность, любимое занятие – создать новую доминанту.
Сосчитать от 1 до 10 и обратно.
3. Упражнение «Удовольствие» (листы, ручки)
Очень часто, педагогам не хватает времени на себя, уроки, домашние задания, проверки, поиск материала, поэтому я предлагаю Вам сейчас получить небольшое удовольствие. Напишите 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем проранжируйте их по степени удовольствия.
То, что Вы написали это и есть Ваш ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
Есть много способов здоровьесбережения, а некоторые из них можно использовать даже в своей педагогической практике :
• Арт-терапевтические технологии, как средство сохранения и обогащения здоровья.
• Фототерапия – использование фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Основное содержание фототерапии — создание или восприятие фотографических образов.
• Фитотерапия - использование для снятия напряжения специальных чайных сборов, которые продаются в аптеках или специальных чайных магазинах. Они способствуют и тонизированию и расслаблению, смотря для чего их использовать.
• Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел растений.
• Библиотерапия - использование чтения книг с лечебной целью. Можно просто читать литературу или перечитывать любимые книги.
• Водотерапия - использование воды в целях оздоровления - метод древний. Вода обладает свойством смывать не только грязь, но и отрицательные эмоции. В состоянии стресса, когда «голова идет кругом», хочется тишины и одиночества, нужно встать под сильную струю душа, направить его прямо на голову, чтобы ничего не слышать. Через 3 минуты стрессовое состояние исчезнет.
• Мотиваторы – это изображения или картинки в синих рамочках с разными подписями внизу. Главное их отличие от других картинок - что подписи под ними всегда позитивные и содержат глубокий смысл, который многих людей провоцирует задуматься над своей жизнью и приобрести уверенность в себе для её улучшения.
Учитель, сохраняющий свое физическое и психологическое здоровье с успехом может решать проблемы воспитания и обучения, подготавливать подрастающее поколение, он мотивирован к педагогическому труду, открыт для постоянного самосовершенствования в профессии. Каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет физическое и профессиональное творческое долголетие.
Будьте здоровы!