Ольга Яганова
Педагогический совет в ДОУ «Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Игра «Разминка - самооценка» :
• Если выдумаете, что для взрослых важную роль играет практическая информация, а не теоретическая - потопайте ногами.
• Если для вас, богатым ресурсом обучения взрослых является опыт - похлопайте в ладоши.
• Если вы точно знаете, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения – прикройте ладонями уши.
• Если по - вашему, взрослые обучаются чему - то так же, как и дети – присядьте.
• Если вам нравиться обучаться, узнавать что – то новое и быть учеником - улыбнитесь.
Публикация «Педагогический совет в ДОУ „Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
• Если вы уверены в том, что желание взрослых научиться чему – либо зависит от их потребностей, интересов и возможностей - помашите руками перед собой.
- Спасибо!
II. (1 слайд) В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС».
(2 слайд) Проанализировать и воспринять проблему организации образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС мы попробуем, используя метод Эдварда де Боно «Шести шляп».
Почему именно шляпы? Это тот предмет, который легко «примерить на себя». «Надевая» на себя ту или иную шляпу, мы будем рассматривать нашу проблему в выбранном цвете.
(3 слайд) Начнём с Красной шляпы. Откройте свои эмоции, чувства, которые вас одолевают, решая проблему организации образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС в своей группе. Что вы чувствуете в этой связи? Не нужно что-то доказывать или объяснять. Не думайте слишком много. Просто выскажите, что у вас на душе (высказывания педагогов).
(4 слайд) Снимем Красную шляпу и примерим Белую. Обратимся к фактам.
Впервые за всю историю России, разрабатывается Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. 1 сентября 2013 года вступил в силу федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором дошкольное образование стало новым уровнем образования, которому необходим свой стандарт. Общая характеристика стандартов (кратко).
Стандарты - это основные правила поведения, законные и правомочные требования.
(5 – 34 слайды) Деловая игра «Что мы знаем о ФГОС ДО» (Вопрос - ответ).
(35 слайд) Настроимся на оптимизм, веру в успех, поиск преимуществ. Сменим Белую шляпу Жёлтую. Введение ФГОС в дошкольное образование направлено в первую очередь на обеспечение каждому ребёнку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе. Выпускник, освоивший основную образовательную программу ДОУ, должен обладать, прежде всего, интегративными качествами личности, или целевыми ориентирами, которые позволят ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
(36 слайд) Сейчас, я предлагаю вам расположить в убывающем порядке требования к ребенку, поступающему в первый класс (участники выбирают из представленных на слайде требований, ведущий или помощник выстраивает пирамиду) попробуем нарисовать словесный портрет бедующего первоклассника. Из представленных понятий, что считаете самым важным. А что нам говорят ФГОС? Целевые ориентиры. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования :
ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности
ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, способностью к фантазии, воображению, творчеству, различает игровую и учебную деятельность
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими
ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело, может следовать социальным нормам поведения и правилам безопасного поведения и личной гигиены
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Учить для жизни, а не для школы. Разработчики стандарта утверждают о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку».
(37 слайд) Примеряя желтую шляпу, выявляя пользу ФГОС ДО и говоря о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда. Примерим Чёрную шляпу.
Мы увидим проблему, возникающую у многих педагогов при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей, в рамках реализации ФГОС. И не одну! Какие проблемы есть у вас, уважаемые педагоги! (обсуждение проблем)
(38 слайд) Во многом это связано с отсутствием Примерных программ, методических разработок и т. п. Наша образовательная программа составлена на основе ФГОС ДО, ФЗ «Об образовании в РФ», Сан ПиН. Пока не закончился переходный период, мы работаем, учитывая рекомендации наших областных и муниципальных методических служб.
(39 слайд) Итак, под Чёрной шляпой мы выявили проблему, которую можно сформулировать в главный поисковый вопрос «Как осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок, что для этого нужно сделать?».
(40 слайд) Надеваем Зелёную шляпу. Сейчас, мы попробуем найти решение проблемы, используя средства, формы и методы.
(41 слайд) Интеграция обучения – переход от дифференцированного образа действительности к целостному на основе деятельностного подхода, формирование межпредметных связей, широкого внедрения в обучение проблемных и поисковых методов и приемов обучения.
Интегрированное занятие - это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность (42 слайд). В процессе обучения на интегрированных занятиях применяются различные образовательные технологии (43 слайд).
Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
(44 слайд) Мы составили некий алгоритм пошаговых действий для решения проблемы. Данный алгоритм напоминает приготовление винегрета. Чтобы приготовить винегрет, нужно совершить следующие действия :
1. купить необходимые овощи;
2. тщательно помыть и очистить ингредиенты винегрета;
3. нарезать все овощи, смазать винегрет и перемешать;
4. украсить винегрет перед подачей;
5. подать в необычной сервировке;
6. можно добавить и необычные продукты в винегрет;
7. придумать красивое название;
8. убедить в простоте приготовления винегрета в домашних условиях;
9. убедить в полезности ингредиентов, входящих в состав винегрета;
10. дегустация винегрета
(45 слайд) Уважаемые педагоги, теперь попробуем разобрать похожую ситуацию, но в другом контексте. Применим найденные решения к реальным обстоятельствам, т. е. найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей в педагогическом процессе, по аналогии. Посмотрите на таблицу.
Тщательно помыть и очистить ингредиенты винегрета Тщательно подготовиться к осуществлению образовательной деятельности с детьми
Украсить винегрет перед подачей Использовать наглядность, так же современные ИКТ (мультимедиа, интерактивное оборудование)
Подать в необычной сервировке В нестандартной форме проводить образовательную деятельность
Можно добавить и необычные продукты в винегрет Осуществлять интегрирацию с другой деятельностью
Придумать красивое название Превратить скучные, неинтересные темы организованной деятельности в увлекательные, «вкусные», полезные для детей
Убедить в простоте приготовления винегрета в домашних условиях Давать детям увлекательные и творческие самостоятельные задания, которые каждый сможет выполнить
Убедить в полезности ингредиентов, входящих в состав винегрета Сделать полученные умения, навыки и приобретенные знания, актуальными и полезными в жизнедеятельности детей
(46 слайд) Винегрет можно легко приготовить и так же легко можно осуществить интеграцию образовательных областей, при отсутствии готовых методических разработок и методической литературы. А если вы забудете, то вспомните наш винегрет, и сразу все станет легко и понятно.
III. (47 слайд) Осталась последняя, не примеренная сегодня шляпа – Синяя. Она подразумевает системное мышление, организацию творческого процесса. Надев Синюю шляпу, мы проведем игру «Шаг вперед!»
Игра «Шаг вперед!». Воспитатели стоят в шеренгу; каждому педагогу задается один вопрос, на который нужно ответить быстро и кратко. При правильном ответе воспитатель делает шаг вперёд.
Вопросы:
• Какие технологии можно отнести к инновационным для ДОУ?
• Назовите нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей.
• Что является формой обучения детей в ДОУ?
• Как называется организация процесса обучения, учитывающая индивидуальные различия детей?
• Назовите наиболее эффективный вид деятельности, способствующий развитию творческой активности детей?
• Что относится к активным методам обучения?
• Дайте определение понятию «образование».
• На что направлена продуктивная деятельность дошкольников?
• Метод и прием – это одно и тоже?
• Перечислите словесные методы обучения.
• Назовите виды проектной деятельности.
• С какими образовательными областями интегрируется образовательная область «Коммуникация»?
• Назовите виды детской деятельности.
• Интегрированное занятие включает содержание разных областей знаний или одной?
• Проблемное обучение – это метод или обучающая система?
• Дайте определение ФГОС ДО.
В конце подводится итог педагогического совета и выносится решение.