Райгерт Оксана
Педагогический совет «Внедрение современных технологий и методов развития связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста. Овладение педагогами практическими навыками работы по развитию речевых способностей дошкольников.
Повестка дня:
1. Итоги тематического контроля.
2. Актуальность проблемы. (старший воспитатель Райгерт О. А.)
Публикация «Педагогический совет „Внедрение современных технологий и методов развития связной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3. Средства развития связной речи у детей дошкольного возраста.
4. Современные технологии и методы развития связной речи у дошкольников.
Ход педагогического совета:
Уважаемые педагоги, я приветствую вас на втором педагогическом совете по теме «Внедрение современных технологий и методов развития связной речи у дошкольников». Прежде чем мы начнем, предлагаю немного поиграть.
«Давайте поздороваемся»
Педагоги по сигналу начинают хаотично двигаться по залу и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
• 1 хлопок – здороваемся руками;
• 2 хлопка – здороваемся плечами;
• 3 хлопка – здороваемся спинами.
1. Итоги тематического контроля по теме «Формирование связной речи у дошкольников в условиях ДОУ» (справка прилагается)
2. Актуальность проблемы.
Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды.
В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью, умеющих говорить красиво, способных воздействовать на чувства и умы собеседников. Однако было бы ошибочным рассматривать речь, как нечто дарованное нам в готовом виде. Наблюдая за детьми, мы убеждаемся в том, как долог и нелегок их путь от первых произнесенных звуков до осмысленных слов и выражений. И без нашей помощи, помощи педагогов им не осилить этот путь. Огорчает то, что не все взрослые свободно владеют речью. И если взрослым не можем помочь в силу тех или иных обстоятельств, то правильная, свободная речь детей – наша забота. Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Я предлагаю вместе назвать эти проблемы:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений.
2. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
3. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
4. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
5. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
7. Плохая дикция.
8. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотра недетских контентов в сети Интернет, употребление нелитературных слов и выражений.
2. Средства развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Как вы думаете, педагоги, что является важнейшим средством развития речи детей?
1. Конечно, первым важнейшим средством развития речи ребенка является – общение. Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.
2. Речь взрослого, которая является примером для подражания.
Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей.
Следует учитывать, что подражая взрослым, дети перенимают не только достоинства, но и недостатки. Отсюда сложились требования к речи взрослого:
- Речь должна быть содержательной, логичной и точной.
- Должна быть доступной (соответствие возрасту ребенка).
- Речь должна быть лексически, фонетически и грамматически правильной.
- В речи должно использоваться художественное слово.
- Речь должна быть выразительной.
- Речь должна быть эмоционально насыщенной.
- Взрослый, разговаривая с ребенком, не должен торопиться. Слова произносятся достаточно громко, чтобы ребенок смог расслышать все звуки.
- Взрослый должен знать и соблюдать речевой этикет.
- В речи взрослый должен использовать вербальные и невербальные средства общения.
- Слова взрослого должны соответствовать его делам.
3. Художественная литература. Чтение художественной литературы является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Из чтения вытекают разнообразные формы работы, в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т. д.
4. Различные виды искусства (музыка, рисование, театр).
Может вы обращали внимание, что многие дети не рисуют, молча: некоторые шепчут что-то, другие громко разговаривают. В этот момент ребенок начинает анализировать свой рисунок, понимать, что у него сделано хорошо, а над чем еще необходимо поработать. Слово позволяет осмыслить процесс изображения, делает движения ребенка более нацеленными, продуманными, помогает использовать разнообразные материалы, разную технику рисования. В процессе рисования дети учатся употреблять слова, обозначающие предметы, их признаки (цвет, форму, величину и пр., свойства, временные и пространственные отношения. Словарь дошкольников пополняется изобразительными терминами («линия», «штрих», «колорит» и др., уточняется значением отдельных слов, таких, как «большой», «крупный», «крупнее», «маленький», «меньше», «короткий», «короче», «меньше», и т. д.
Велика в развитии речи и роль музыки. Музыка – это язык чувств, переживаний, настроений. «Музыка начинается там, где кончается слово», - писал Г. Гейне. У музыки и речи немало общих понятий, расходящихся лишь в частностях: «язык музыки», «музыкальный стиль», «интонации», «ритм». Важным компонентом, способствующим органическому овладению ребенком речью является пение, задача которого - научить детей понимать звуки, сделать для детей доступным вхождение в богатый мир звуков. Пение вызывает у детей хорошее настроение. Зачастую дети начинают петь раньше, чем говорить. У ребят постепенно развивается и обостряется музыкальный слух и параллельно происходит становление выразительной речи.
Ни с чем несравнимую радость вызывают у детей театрализованные представления, которые воздействуют на маленьких зрителей целым комплексом средств: художественными образами, ярким оформлением, точным словом, музыкой. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных спектаклях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказать о своих впечатлениях, что, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог, передавать свои чувства и переживания в монологической форме.
5. Наглядные пособия по развитию речи.
В дошкольных учреждениях в качестве наглядных пособий используются натуральные предметы (одежда, посуда, орудия труда, растения и т. д., а также изобразительные пособия, передающие предметы (явления) мира опосредованно, в условном виде (картины, фотографии, диафильмы и т. д.). Особый вид наглядных пособий представляет дидактический материал (настольно-печатные игры, самодельные пособия и пр.).
Однако наличие пособий само по себе не решает задач речевого развития детей. Они не окажут заметного влияния на развитие речи дошкольников и будут лишь средством развлечения, если их использование не будет сопровождаться словом воспитателя, которое будет направлять восприятие детей, объяснять и называть показываемое.
Таким образом, для развития речи используются разнообразные средства, выбор которых зависит от уровня сформированности у детей речевых навыков и умений; от жизненного опыта детей; от характера языкового материала и его содержания.
Уважаемые педагоги, я предлагаю более подробно остановиться на игровых пособиях. Вашему вниманию хочу представить несколько технологий и методов, которые можно использовать не только в ходе непосредственной образовательной деятельности, но и в режимных моментах. Например:
Технология «Кубик Блума». Автор этой уникальной методики американский ученый и психолог Бенджамин Блум. «Кубик Блума» можно использовать по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.
На шести гранях куба детям предлагаются шесть алгоритмов: опиши, сравни, предложи ассоциацию, проведи анализ, используй, оцени.
1. Опиши. Что можно описать? Форму, размер, цвет, назови по имени, и т. д.
2. Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
3. Предложи ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?
4. Проведи анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочее.
5. Используй. Приведи примеры использования или покажи применение.
6. Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".
«Карты Проппа» - игровое пособие, содержащее 28 карточек, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. При помощи карт Проппа ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчает ее пересказ, а в дальнейшем способствует сочинению собственной. Данную методику применяют с детьми старшего дошкольного возраста.
Игры с фонариком. Автором методики является Коняхина Наталья Анатольевна. С помощью этой серии игр происходит процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач.
Природно - экологическое панно по системе здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного. Другими словами «экологический букварь» размещается на стене или доске. По ширине не менее 2 метров. На нем изображается пейзаж по временам года, например, осень: деревья, река с мостиком, берлога, лесная избушка и т. п. На этом фоне демонстрируется дидактический материал. В процессе выполнения заданий общение педагогов с детьми проходит в форме диалога и сотрудничества. Весь познавательный материал преподносится детям через игровые упражнения, что позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным.
Уважаемые педагоги, это немногие методики, которые мы с вами можем использовать в работе с детьми не только по развитию речи, но и в других образовательных областях. Надеюсь, материал был вам полезен.
Решение педагогического совета.
1. Считать работу воспитателей по развитию речи детей в разных видах деятельности удовлетворительной.
2. Продолжить работу по годовой задаче в тесном сотрудничестве с родителями.
Сроки: постоянно. Ответственные: педагоги всех групп.
3. Продумывать при планировании более интересные формы и методы работы с дошкольниками по речевому развитию.
Сроки: до конца учебного года. Ответственные: педагоги всех групп.
4. Применять современные инновационные технологии как инструмент развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Сроки: постоянно. Ответственные: педагоги всех групп.