Лучший педагог года

Педагогический совет «Внедрение современных технологий и методов развития связной речи у дошкольников»

Райгерт Оксана
Педагогический совет «Внедрение современных технологий и методов развития связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста. Овладение педагогами практическими навыками работы по развитию речевых способностей дошкольников.

Повестка дня:

1. Итоги тематического контроля.

2. Актуальность проблемы. (старший воспитатель Райгерт О. А.)

Публикация «Педагогический совет „Внедрение современных технологий и методов развития связной речи у дошкольников“» размещена в разделах

3. Средства развития связной речи у детей дошкольного возраста.

4. Современные технологии и методы развития связной речи у дошкольников.

Ход педагогического совета:

Уважаемые педагоги, я приветствую вас на втором педагогическом совете по теме «Внедрение современных технологий и методов развития связной речи у дошкольников». Прежде чем мы начнем, предлагаю немного поиграть.

«Давайте поздороваемся»

Педагоги по сигналу начинают хаотично двигаться по залу и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

• 1 хлопок – здороваемся руками;

• 2 хлопка – здороваемся плечами;

• 3 хлопка – здороваемся спинами.

1. Итоги тематического контроля по теме «Формирование связной речи у дошкольников в условиях ДОУ» (справка прилагается)

2. Актуальность проблемы.

Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды.

В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью, умеющих говорить красиво, способных воздействовать на чувства и умы собеседников. Однако было бы ошибочным рассматривать речь, как нечто дарованное нам в готовом виде. Наблюдая за детьми, мы убеждаемся в том, как долог и нелегок их путь от первых произнесенных звуков до осмысленных слов и выражений. И без нашей помощи, помощи педагогов им не осилить этот путь. Огорчает то, что не все взрослые свободно владеют речью. И если взрослым не можем помочь в силу тех или иных обстоятельств, то правильная, свободная речь детей – наша забота. Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Я предлагаю вместе назвать эти проблемы:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений.

2. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

3. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

4. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

5. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

7. Плохая дикция.

8. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотра недетских контентов в сети Интернет, употребление нелитературных слов и выражений.

2. Средства развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Как вы думаете, педагоги, что является важнейшим средством развития речи детей?

1. Конечно, первым важнейшим средством развития речи ребенка является – общение. Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.

2. Речь взрослого, которая является примером для подражания.

Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей.

Следует учитывать, что подражая взрослым, дети перенимают не только достоинства, но и недостатки. Отсюда сложились требования к речи взрослого:

- Речь должна быть содержательной, логичной и точной.

- Должна быть доступной (соответствие возрасту ребенка).

- Речь должна быть лексически, фонетически и грамматически правильной.

- В речи должно использоваться художественное слово.

- Речь должна быть выразительной.

- Речь должна быть эмоционально насыщенной.

- Взрослый, разговаривая с ребенком, не должен торопиться. Слова произносятся достаточно громко, чтобы ребенок смог расслышать все звуки.

- Взрослый должен знать и соблюдать речевой этикет.

- В речи взрослый должен использовать вербальные и невербальные средства общения.

- Слова взрослого должны соответствовать его делам.

3. Художественная литература. Чтение художественной литературы является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Из чтения вытекают разнообразные формы работы, в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т. д.

4. Различные виды искусства (музыка, рисование, театр).

Может вы обращали внимание, что многие дети не рисуют, молча: некоторые шепчут что-то, другие громко разговаривают. В этот момент ребенок начинает анализировать свой рисунок, понимать, что у него сделано хорошо, а над чем еще необходимо поработать. Слово позволяет осмыслить процесс изображения, делает движения ребенка более нацеленными, продуманными, помогает использовать разнообразные материалы, разную технику рисования. В процессе рисования дети учатся употреблять слова, обозначающие предметы, их признаки (цвет, форму, величину и пр., свойства, временные и пространственные отношения. Словарь дошкольников пополняется изобразительными терминами («линия», «штрих», «колорит» и др., уточняется значением отдельных слов, таких, как «большой», «крупный», «крупнее», «маленький», «меньше», «короткий», «короче», «меньше», и т. д.

Велика в развитии речи и роль музыки. Музыка – это язык чувств, переживаний, настроений. «Музыка начинается там, где кончается слово», - писал Г. Гейне. У музыки и речи немало общих понятий, расходящихся лишь в частностях: «язык музыки», «музыкальный стиль», «интонации», «ритм». Важным компонентом, способствующим органическому овладению ребенком речью является пение, задача которого - научить детей понимать звуки, сделать для детей доступным вхождение в богатый мир звуков. Пение вызывает у детей хорошее настроение. Зачастую дети начинают петь раньше, чем говорить. У ребят постепенно развивается и обостряется музыкальный слух и параллельно происходит становление выразительной речи.

Ни с чем несравнимую радость вызывают у детей театрализованные представления, которые воздействуют на маленьких зрителей целым комплексом средств: художественными образами, ярким оформлением, точным словом, музыкой. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных спектаклях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказать о своих впечатлениях, что, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог, передавать свои чувства и переживания в монологической форме.

5. Наглядные пособия по развитию речи.

В дошкольных учреждениях в качестве наглядных пособий используются натуральные предметы (одежда, посуда, орудия труда, растения и т. д., а также изобразительные пособия, передающие предметы (явления) мира опосредованно, в условном виде (картины, фотографии, диафильмы и т. д.). Особый вид наглядных пособий представляет дидактический материал (настольно-печатные игры, самодельные пособия и пр.).

Однако наличие пособий само по себе не решает задач речевого развития детей. Они не окажут заметного влияния на развитие речи дошкольников и будут лишь средством развлечения, если их использование не будет сопровождаться словом воспитателя, которое будет направлять восприятие детей, объяснять и называть показываемое.

Таким образом, для развития речи используются разнообразные средства, выбор которых зависит от уровня сформированности у детей речевых навыков и умений; от жизненного опыта детей; от характера языкового материала и его содержания.

Уважаемые педагоги, я предлагаю более подробно остановиться на игровых пособиях. Вашему вниманию хочу представить несколько технологий и методов, которые можно использовать не только в ходе непосредственной образовательной деятельности, но и в режимных моментах. Например:

Технология «Кубик Блума». Автор этой уникальной методики американский ученый и психолог Бенджамин Блум. «Кубик Блума» можно использовать по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.

На шести гранях куба детям предлагаются шесть алгоритмов: опиши, сравни, предложи ассоциацию, проведи анализ, используй, оцени.

1. Опиши. Что можно описать? Форму, размер, цвет, назови по имени, и т. д.

2. Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

3. Предложи ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?

4. Проведи анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочее.

5. Используй. Приведи примеры использования или покажи применение.

6. Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

«Карты Проппа» - игровое пособие, содержащее 28 карточек, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. При помощи карт Проппа ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчает ее пересказ, а в дальнейшем способствует сочинению собственной. Данную методику применяют с детьми старшего дошкольного возраста.

Игры с фонариком. Автором методики является Коняхина Наталья Анатольевна. С помощью этой серии игр происходит процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач.

Природно - экологическое панно по системе здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного. Другими словами «экологический букварь» размещается на стене или доске. По ширине не менее 2 метров. На нем изображается пейзаж по временам года, например, осень: деревья, река с мостиком, берлога, лесная избушка и т. п. На этом фоне демонстрируется дидактический материал. В процессе выполнения заданий общение педагогов с детьми проходит в форме диалога и сотрудничества. Весь познавательный материал преподносится детям через игровые упражнения, что позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным.

Уважаемые педагоги, это немногие методики, которые мы с вами можем использовать в работе с детьми не только по развитию речи, но и в других образовательных областях. Надеюсь, материал был вам полезен.

Решение педагогического совета.

1. Считать работу воспитателей по развитию речи детей в разных видах деятельности удовлетворительной.

2. Продолжить работу по годовой задаче в тесном сотрудничестве с родителями.

Сроки: постоянно. Ответственные: педагоги всех групп.

3. Продумывать при планировании более интересные формы и методы работы с дошкольниками по речевому развитию.

Сроки: до конца учебного года. Ответственные: педагоги всех групп.

4. Применять современные инновационные технологии как инструмент развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Сроки: постоянно. Ответственные: педагоги всех групп.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Педагогический совет по речевому развитию дошкольниковПедагогический совет по речевому развитию дошкольников .

Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Составитель: Вежнина.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Внедрение современных технологий и методов развития связной речи у дошкольников»
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 12:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет «Внедрение современных технологий и методов развития связной речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Райгерт Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД