Прыткова Алёна
Педагогический совет «Современные культурные практики и технологии работы с детьми в условиях ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня под влиянием времени меняется система образования. Прогрессивные идеи развития дошкольного образования реализуются через введение Федерального государственного образовательного стандарта. Требования Стандарта выполнимы при условии использования новых подходов, инновационных технологий в дошкольном образовании. Реализация инновационных изменений в ДОУ возможна только в режиме развития.
Начиная с прошлого учебного года до февраля 2019 года, наши коллеги прошли обучение по программе «ПРОдетей» («Рыбаков Фонд», ориентированной на ребёнка, основанной на лучших международных и российских практиках.
Публикация «Педагогический совет „Современные культурные практики и технологии работы с детьми в условиях ФГОС ДО“» размещена в разделах
Опыт своей работы по данным методикам и технологиям программы педагоги представят позже. Что у них получилось, что бы еще хотели взять, и что планируют делать дальше в этом направлении.
Я хотела бы познакомить вас с данной инновационной программой, с ее целями, задачами, разделами, методами, подходами, принципами программы особенностями технологиями работы с детьми направленных на развитие познавательного интереса, инициативы дошкольников, коммуникативных способностей и саморегуляции. и т. д.
Данная программа разработана при поддержке Рыбаков фонд - некоммерческая организация, которая поддерживает образовательные проекты на территории всей страны. Одно из его ключевых направлений - системная поддержка дошкольного образования. Авторами программы являются Юдина Елена Георгиевна и Бодрова Елена Вячеславовна.
Программа дошкольного образования «ПРОдетей» является примерной авторской программой, обеспечивающей разработку основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) дошкольной образовательной организации (ДОО) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС ДО содержание программы «ПРОдетей» (далее — Программа) обеспечивает комплексное развитие ребенка, ох-рану и укрепление его физического и психического здоровья, благополучия в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Образовательная программа «ПРОдетей» ориентирована на детей 3–7 лет и опирается на культурно-исторический подход к образованию детей дошкольного возраста, принципы культурно-исторической теории, разработанной знаменитым советским психологом Львом Семеновичем Выготским, его коллегами, учениками и последователями. отличительной характеристикой данной программы является фокус на развитых формах сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра предстает в Программе не только как контекст развития и обучения детей дошкольного возраста, но и как специаль-ный предмет формирования со стороны педагогов и семьи, поскольку овладение развитыми формами игры способствует развитию личности ребенка, его коммуникативных и познавательных способностей, а так-же физическому, художественному и речевому развитию.
В этом смысле Программе свойственна целость системы содержания, методов и кон-кретных образовательных технологий, обеспечивающих практическое применение культурно-исторического подхода к развитию ребенка до-школьного возраста посредством развития сюжетно-ролевой игры, вы-ступающей в Программе в качестве ведущей деятельности детей-до-школьников
Таким образом Детская игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника и находится в центре программы «ПРОдетей» как самостоятельная ценность. Содержание программы опирается на интересы ребенка, пробуждает в де-тях любопытство, удерживает их вовлеченность в обучающие и просто увле-кательные сюжетно-ролевые игры.
Программа ставит своей целью всестороннее развитие ребенка и на-правлена на решение следующих образовательных и развивающих задач:
освоение содержания, отвечающего культурным ожиданиям семьи и общества;
охрана и укрепление здоровья и благополучия детей, их физическое развитие;
развитие способности к планированию и контролю собственных действий – саморегуляции, являющейся основой произвольного действия во всех образовательных областях;
развитие предпосылок логического (абстрактного) мышления, отвечающего современным тенденциям информационного обществ
развитие способности к продуктивной коммуникации
и позитивной социализации в условиях постоянного партнерского взаимодействия, сотрудничества и распределенной совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
создание условий для освоения выработанных культурных норм и средств деятельности («орудий разума») на основе собственного выбора, интересов, склонностей и возможностей
Программа построена с учетом образовательных методов, созданных в рамках этого подхода, а также авторских технологий, которые отличаются детальной проработкой, множеством вариантов реализации, последовательным и неуклонным использованием детской игры как реального контекста обучения.
Методики, представленные в программе, основаны на культурно-истори-ческом подходе к образованию и направлены на развитие первичных знаний дошкольников в области математики, грамоты, а также на ознакомление окружающим миром, укрепление понимания времени, чисел и др. Педагоги формируют у ребенка навыки счета, письма, логическое мышление, коммуникативные и социальные навыки. В программе собраны развивающие технологии, предполагающие игровую форму обучения, делая его интересным и увлекательным для детей, и учитывающие возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Основные методы и методики. Сюжетно-ролевая игра рассматрива-ется в Программе в качестве основного контекста развития возрастных
и индивидуальных способностей ребенка. Применяемый в Программе метод планирования игры способствует развитию у дошкольника, с од-ной стороны, игровой компетентности (придумывать сюжет, выбирать роли, договариваться с партнерами по игре и пр., с другой – развитию ключевых детских способностей (писать, читать, считать и пр., памяти, ответственности, инициативы, символической функции и многих других.
Для обеспечения индивидуализации дошкольного образования в Про-грамме используются следующие методы и основанные на них методики:
метод организации центров активности в предметно-пространственной среде группы детского сада;
метод планирования;
метод распределенной регуляции совместной деятельности детей (ко-регуляции);
метод символического действия;
методика планирования игры и работы в центрах активности;
методика моделирования письма; методика работы в малых группах и в парах.
В центрах активности ребенок может осуществлять выбор собствен-ной активности. Сочетание такого выбора с методикой планирова-ния на основе моделирования письма создает особые условия, когда
у ребенка возникает возможность отвечать за свой выбор, регулировать собственную деятельность и выстраивать коммуникацию со взрослы-ми и детьми, учиться осмысленному чтению и письму, логически рас-суждать. Сочетание данных методик позволяет обеспечить каждому ребенку (включая детей с особыми образовательными потребностями) психолого-педагогические условия для решения всех перечисленных выше задач образования и развития в соответствии с возрастными и ин-дивидуальными особенностями5.
Для развития навыков коммуникации с другими детьми и взрослыми Программа предлагает метод распределенной регуляции совместной деятельности детей (ко-регуляции). При этом организованная коммникация, используемая в качестве образовательной технологии, позво-ляет педагогам добиваться решения и многих других задач, которые ста-вятся перед образовательным процессом в детском саду.
В частности, в ходе разных видов детской активности (на занятиях,
в свободной игре, при работе в центрах, освоении различных понятий, навыков и умений) в группе, работающей по Программе, на основе ме-тода ко-регуляции используется образовательная методика работы
в малых группах и в парах. Дети включаются в ролевую коммуника-цию, а метод символического действия позволяет стимулировать их
к использованию знаков и символов в качестве средств, регулирующих процесс овладения собственным поведением, а также к освоению на-выков планирования и контроля, исполнительских действий, освоению и удержанию правил взаимодействия с партнером, являющихся основой произвольного действия, и многого другого. Данная методика помогает разнообразить организацию общения педагога с подопечными, снижая частоту фронтальной коммуникации по вертикальной схеме «педагог – дети» за счет вовлечения каждого ребенка в позицию не только обучае-мого, но и обучающего. Дети меняются ролями, что позволяет им опро-бовать каждую из позиций, а это, в свою очередь, обеспечивает им иной канал освоения информации или навыка – по горизонтальной схеме «ре-бенок – ребенок».
Культурно-исторический подход к дошкольному образованию, ак-кумулированный в Программе, опирается на следующие принци-пы.
Принцип амплификации детского развития. Принцип ампли-фикации, впервые сформулированный коллегой Л. С. Выготского
и основателем НИИ дошкольного воспитания Александром Владимиро-вичем Запорожцем, был ответом на внедрение школьных форм обучения в детские сады. А. В. Запорожец писал:
«Оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, для его гармонического развития создаются не путем форсированного, сверхраннего обучения, направ-ленного на сокращение детства, на преждевременное превращение мла-денца в дошкольника, дошкольника в школьника и т. д. Необходимо, нао-борот, широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослыми. На их основе должно осуществляться целенаправленное формирование тех ценнейших душевных свойств и качеств, для возникновения которых соз-даются наиболее благоприятные предпосылки в раннем детстве и кото-рые, как мы пытались показать, войдут затем в золотой фонд зрелой че-ловеческой личности»1 .
Принцип активности субъекта в процессе развития. В процессе об-учения и воспитания дети сами создают свои знания, умения и навыки, осваивая выработанные человечеством способы умственных и практи-ческих действий.
Принцип интериоризации. Развитие ребенка неотделимо от соци-ального контекста, причем каждый психический процесс, каждая фор-мирующаяся способность сначала существует в социуме и лишь затем становится индивидуальным приобретением человека.
Таким образом, развитие каждого ребенка в большой степени обуслов-лено его социальной ситуацией, которая определяет уровень, качество, потенциал и направление развития. Согласно культурно-исторической теории, один из наиболее эффективных способов влияния на детское развитие заключается в изучении социальной ситуации развития ребен-ка и последующем влиянии на нее.
Принцип опосредствования. Психика современного человека, по-добно его практическому действию, использует инструменты в качестве средств деятельности, к какой бы области эта деятельность ни относи-лась. Ребенок, развиваясь во всех образовательных областях2, осваивает средства умственных действий («орудия разума», которые были вырабо-таны культурой на протяжении тысячелетий. «Орудия разума» – это зна-ки и символы, которые используются в умственных действиях подобно орудиям труда в задачах практических.
Знакомство с «орудиями разума» происходит в процессе взаимодей-ствия ребенка со взрослыми. Роль педагога состоит, в частности, в том, чтобы «вооружить» детей выработанными культурой «орудиями разума». Однако это не означает элементарную передачу знания ребенку. Крити-чески важно, чтобы дети научились самостоятельно пользоваться «ору-диями разума», творчески и по мере взросления изобретать новые. По-степенно дети становятся мастерами в этом деле, а роль воспитателя состоит в том, чтобы помочь им пройти путь от подмастерьев до масте-ров.
Программа «ПРОдетей», следуя этому принципу, не «маркирует» об-разовательные методики и образовательные технологии по возрастному принципу, а предлагает использовать их для развивающего образования детей разного возраста, меняя конкретные задачи в соответствии с со-циальной ситуацией развития каждого ребенка и подбирая тот матери-ал, который понятен и интересен конкретному ребенку. Представленные
в Программе методики работают на всех возрастных группах детей до-школьного возраста. Большая роль при этом отводится воспитателям.
Принцип зоны ближайшего развития (ЗБР). Л. С. Выготский использу-ет термин «зона», потому что в его представлении прогресс в развитии можно измерить не столько расстоянием между двумя точками на ус-ловной кривой развития, сколько динамикой тех возможностей ребенка, которые увеличиваются у него при определенных условиях.
При создании программы авторы опирались на международную до-школьную образовательную программу Tools Of the Mind (TOM) (E. Bodrova, D. Leong, 2017, в которой представлены образцы технологий, основанных на игровом подходе.
Программа обеспечивает развитие дошкольника в разных образова-тельных областях, включая формирование способности к планированию контролю собственных действий (саморегуляции, освоение ребенком содержания, отвечающего культурным ожиданиям семьи и общества. Поддержка способности ребенка к самостоятельной произвольной регуляции своих действий осуществляется посредством включения в занятия специальных упражнений и организованного руководства детской игрой.
Программа «ПРОдетей» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: обеспечивается развитие ребенка во всех образовательных областях, его позитивная социализация и индивидуализация, охрана и укрепление физического и психического здоровья; эмоциональное благополучие регулируется целевыми ориентирами с учетом его индивидуальных особенностей и социальной ситуации развития (ФГОС ДО, пп. 1.6, 4.7). В программе «ПРОдетей» применяются методы, основанные на максимальной индивидуализации обучения и воспитания, поэтому в практике воспитателя роль фронтальных методов будет относительно невысока. Предпочтение отдается совместным и совместно-распределенным видам деятельности, в которых дети осваивают основы саморегуляции в процессе планирования и контроля своих действий и активностей партнеров. При этом дети используют специально разработанные обучающие материалы, которые позволяют выполнять задания в диадах и малых группах при минимальном участии воспитателя.
Способность детей к самоорганизации дает воспитателю возмож-ность индивидуально заниматься с теми, кому необходимо особое внимание. Высокая степень индивидуализации процесса позволяет успешно применять программу в дошкольных учреждениях различных категорий и использовать ее в работе как с одаренными, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
1.2. Планируемые образовательные результаты
Представленные в Программе подходы позволяют наметить следую-щие ожидаемые результаты – развитие у каждого ребенка дошколь-ного возраста:
саморегуляции, лежащей в основе осознанного произвольного действия;
критического, логического мышления, познавательной активности, творческого воображения;
эстетического отношения к миру в пределах его возрастных
и индивидуальных возможностей и интересов, навыков отражения
и самовыражения в разных видах искусства, музыки, литературы;
позитивных отношений с другими людьми (взрослыми и детьми, способности к сопереживанию (эмпатии);
навыков продуктивной коммуникации со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми, способности к сотрудничеству со взрослыми и детьми, в т. ч. способности к командному взаимодействию;
способности к ответственному выбору, что дает толчок развитию личности ребенка – формированию ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к принятию собственных ответственных решений;
символической функции, которая является основой любого культурного действия и позволяет ребенку легко осваивать принятые культурные нормы, дает ему средства для позитивной социализации и способствует осознанному управлению своим поведением, в т. ч. в группе детей;
навыков сюжетно-ролевой игры, которая является
ведущей деятельностью в дошкольном возрасте
и необходима для построения следующих этапов развития, перехода к младшему школьному возрасту;
школьной готовности, основанной на собственном интересе ребенка, обеспечивающей достижение им умения
и осмысленного желания читать, писать и считать (что является следствием использования чтения, счета
и письма во всех основных детских активностях и опирается на индивидуальный интерес и вовлеченность);
способностей координировать собственные движения в сфере крупной и мелкой моторики в соответствии
с поставленной задачей, навыков управления собственным телом, подвижности, ловкости, точности движений в соответствии со все более сложными правилами;
привычек и навыков, формирующих понимание ценностей здорового образа жизни.