Костюк Олеся Юрьевна
Роль театрализованной деятельности на всестороннее развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли - сад № 46 «Василек»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Роль театрализованной деятельности на всестороннее развитие ребенка»
(из опыта работы)
Составила старший воспитатель: Костюк Олеся Юрьевна
г. Красный Луч
2024год
Публикация «Роль театрализованной деятельности на всестороннее развитие ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Уважаемые коллеги, предлагаю тему для рассмотрения «Роль театрализованной деятельности на всестороннее развитие ребенка».
Всем нам известно, что игра - основной вид деятельности ребенка. Игра издавна служила средством воспитания и обучения. А творческая игра — это настоящее поле чудес для развития и творчества детей. Малыш должен принять роль на себя, понять, каков его персонаж, почему он действует именно так, а не иначе, представить его настроение, чувство, то есть полностью проникнуть в его внутренний мир. Вы представляете, сколько усилий надо приложить, а какое развитие он после этого получит, овладев всеми навыками и умениями. Так вот, именно театрализованная деятельность позволяет успешно решать многие педагогические задачи, стоящие перед современными педагогами: развитие речи, интеллектуальности, художественно — эстетического воспитания, эмоциональной отзывчивости.
Психологи утверждают, что особую актуальность, театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Так же было установлено, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает, или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создаётся вокруг театрализованной деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребёнка.
Анализируя существующие нормативно - правовые документы: ГОС ДО ЛНР, Основная образовательная программа, парциальные программы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что сегодня, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности и развитие их творческих способностей.
Я согласна с данными утверждениями и считаю, что при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.
В доказательство всего этого я хочу предложить вам свой опыт работы.
(включается презентация)
На начало учебного года, в результате диагностики и обследования специалистов, было выявлено, что большинство детей группы имеют речевые нарушения, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека. Мало того, анкетирование родителей, помогло выявить следующую проблему – отсутствие интереса к произведениям детской художественной литературы со стороны родителей.
Эти проблемы были взяты во внимание при выборе темы и направления проекта «Дружим со сказкой». Ведь театрализация - такой вид деятельности, где игра, воспитание и обучение тесно связаны.
Ожидаемый результат был таковым- данный проект благотворно окажет воздействие на речь детей, поможет развить творческие способности, вызовет отклик у родительской общественности.
Были установлены следующие задачи: развивать культуру речи, коммуникативные навыки воспитанников; формировать межличностные отношения дошкольников; вызвать интерес к произведениям детской художественной литературы; научить взаимодействовать с окружающими.
Я применила следующие формы и методы работы: чтение художественной литературы, согласно возрастным особенностям; беседы по выбранной теме; игры-драматизации; слушание музыкальных произведений; творческие мастерские, где изготавливали декорации для постановок; рассматривание иллюстраций к сказкам; заучивание стихотворений; ну и конечно театральная деятельность.
И так в моей группе поселился театр : создана театрализованная зона, где собран богатый дидактический материал: разные виды театра, картотеки игр и упражнений на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, зарядка для лица и шеи, игры и упражнения на расширение диапазона голоса. Оформлены папки «Детям о театре», «Театральные профессии», «Виды театра» и др. ; разработаны картотеки: «Игры на превращения», «Игры на развитие двигательных способностей» и др. Яркие маски к сказкам привлекают внимание детей. Я горжусь своей предметно- развивающей средой.
Очень хорошая игра - работа над эмоциями («Волшебный кубик», основой служит кубик, где каждая грань отвечает определенной эмоции, и ребенку нужно повторить. На гранях различные эмоции.
На 8 марта, ставили постановку «День рождения Мухи- Цокотухи» и пришли к необходимости с помощью аквагрима создать образы героев. Аквагрим- это чудесная возможность перевоплотиться в удивительный образ или любимого героя. Разрисованные красками лица вызывают у детей море радости и восторга.
Эффективно зарекомендовал себя прием моделирования сказок при помощи мнемотаблиц. Мнемотехника помогает детям с легкостью выстраивать сказки, в данном случае «Репка» и «Теремок».
Работа с родителями: проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме; совместные досуги, праздники; выставки работ родителей и детей; открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей; выпуск стенгазет; организация мини-библиотек.
Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы становятся активными союзниками и помощниками воспитателя. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, декорации к спектаклям, учат роли. Учувствуют в проектах, которые мы организуем совместно. Все это способствует сближению и взаимопониманию в семьях воспитанников.
Вот так мы и пришли к завершению проекта «Дружим со сказкой». В рамках образовательного проекта была проведена работа, направленная на достижение поставленных целей и задач. В результате, были созданы условия для развития художественно - творческих способностей детей. Диагностические исследования показали, что у детей значительно улучшились показатели речевого развития. Родители были вовлечены в педагогический процесс и проявили познавательную активность в получении знаний, умений и навыков по развитию и воспитанию детей.
Спасибо данной форме работе. Проектная деятельность очень хороша, рекомендую. Но для себя поняла, что я не могу остановиться на достигнутом, и продолжаю работу, театрализованной деятельностью насыщаю все режимные моменты: включаю во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых!
С моими воспитанниками, в этом году у меня дети младшего возраста, стало традицией, выходя на прогулку, отыскиваем природный объект и вводим его в какую- то театральную историю. Дети перевоплощаются в различные образы и начинается игра - театральная игра. Где в центре наш природный объект. Мы помогли им «превратиться», и теперь у нас в театральном уголке много различных персонажей.
Я уверена, что театр всегда с нами. И учитывая, что у детей наглядно - действенное мышление, не имеем права работать с пустыми руками, мы просто обязаны находить вспомогательный материал, дидактический материал. Все в наших руках, и мы не в праве их опускать.
Детей увлекла, родителей, надеюсь на ваше согласие с моими взглядами. При желании можно найти в женской сумочке много интересного, чтобы превратить какую- либо ситуацию в театр для ребенка. У меня случайно оказались ватные диски. Давайте оживим их, при помощи ручек, которые находятся у вас в руках. Даю вам на выполнение данного задания пол минуты. Сделайте вот так… (оденьте на ручку) Я вас поздравляю, у нас с Вами получился театр «Смешариков», а теперь давайте обыграем и поздороваемся друг с другом, используя звукоподражание вашего персонажа.
Уважаемые коллеги, Вы также любите театр, как и я? Вы так же считаете, что театральная деятельность оказывает влияние на всесторонне развитие ребенка? Наша программа состоит из 5 образовательных областей. Предлагаю Вам выбрать образовательную область и ответить, как она влияет на развитие ребенка, при использовании театральной деятельности?
Вот мы с Вами доказали, важность театрализованной деятельности в жизни ребенка. Театрализованная деятельность нужна, чтобы сделать жизнь детей полной и счастливой.
Хочу закончить доклад стихотворением, которое придумала моя воспитанница:
Театр- это сказка,
Театр- это чудо,
Театр- это радость
Для взрослых и детей!
Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24.
2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников : Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - 48 с.
3. Кошманская И. П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов н/ Д: изд-во «Феникс», 2004. - 320 с.
4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. - 128 с.
5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду : Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М. : Школьная пресса (Дошкольное воспитание и обучение). Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12, 2000. - 128 с.
6. Царенко Л. И. От потешек к Пушкинскому балу. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. -160с.
7. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет / под ред. О. Ф. Горбуновой. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.