лариса ковальчук
Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» в форме деловой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения»
Форма проведения: деловая игра
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
-Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития.
Публикация «Педагогический совет „Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения“ в форме деловой игры» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
-Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания.
-Развивать творческую активность участников
Повестка дня:
1. Вступительное слово ст. воспитатель
2. Развитие речи в группе раннего возраста педагоги
3. Развитие речи в младше-средней группе педагоги
4. Развитие речи в старше-подготовительной группе педагоги
5. Выступление музыкального руководителя
6. Консультация «Развитие речи детей дошкольного возраста» - учитель-логопед
7. Практикум по развитию речи ст. воспитатель
Педсовет я хотела бы начать со слов Л. С. Выготского.
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формированиеего характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Актуальность проблемы речевого развития
Речь- великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира и именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст
• В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей.
• Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.
• Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
В последние годы в нашем детском саду наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что, так или иначе, сказывается на их развитии.
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области «Речевое развитие» детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.
Конкурс Блиц опрос
1 команда
1. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом – моралью. (Басня)
2. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (Монолог)
3. Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и др. (Наглядный)
4Выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения. (Пересказ)
5. Разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой — либо ситуацией. (Диалог)
6. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Сказка)
2 команда
1 Часть речи, которая обозначает действие предмета. (Глагол)
2. Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению. (Синонимы)
3. Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя. (Словесный)
4. Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения. (Автор)
5. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление. (Существительное)
6. Слова, противоположные по смыслу. (Антонимы)
Скороговорки
Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более подвижным (развитие речевого аппарата необходимо для правильного звукопроизношения); способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной речи. К тому же многие скороговорки сами по себе весьма забавны. Некоторые из них содержат смысловые и логические противоречия, которые интересно разбирать вместе с детьми. Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребёнка.
Дидактическая игра «Скороговорки».
Задание: Одному представителю из команды необходимо произнести скороговорку медленно, быстро и очень быстро без ошибок, чётко проговаривая все слова.
Для первой команды: Перепел-перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
Для второй команды: Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке.
«Поучительный фольклор»
В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к различным ситуациям. Именно в пословицах и поговорках заложен огромный нравственный и эстетический потенциал. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.
Дидактическая игра «Расшифруй пословицы».
Задание: командам необходимо расшифровать пословицы.
Команда 1
1. Молчаливый рот - золотой рот.
Ответ: Слово - серебро, а молчание золото.
2. Тот не заблудится, кто спрашивает.
Ответ: Язык до Киева доведёт.
3. Редко что-либо бесплатное даётся нам без подводных камней, без подвоха.
Ответ: Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Команда 2
1. Человеку с большими способностями достаются большие возможности.
Ответ:Большому кораблю – большое плавание.
2. В чужом коллективе не стоит вести себя только по своим правилам и порядкам.
Ответ:В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
3. В тихих и спокойных с виду людях часто скрывается сложная натура.
Ответ : В тихом омуте черти водятся.
«Литературная страница»
Вступление «Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному слову»
Игра «расшифруй сказки» В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.
- кашечрохав («Хаврошечка»)
- боклоко («Колобок»)
- зоркомо («Морозко»)
- очвокамйюд («Дюймовочка»)
- дыродйом («Мойдодыр»)
- гукароснеч («Снегурочка»)
- комерет («Теремок»)
- щеинакатар («Тараканище»)
- рожахико («Жихорка»)
- Кашузол (Золушка)
Игра «Расскажи сказку по другому»
• Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.
• Образец:
• сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
1 команда «руковичка» от лица Руковички
2 команда «Три медведя» от лица Михайло Потапыча»
4 задание. Кроссворды на тему «Речевое развитие дошкольников»
Кроссворд № 1
1. Речь, рассказ одного человека.
2. По горизонтали. Создание нового слова на базе другого однокоренного слова при помощи приставки, суффикса.
2. По вертикали. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление.
3. Вид рассказа, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему.
4. Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история.
5. Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя.
6. Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению.
Ответы: 1. Монолог. 2 по горизонтали. Словообразование. 2 по вертикали. Существительное. 3. Описание. 4. Рассказ. 5. Словесный. 6. Синонимы
Кроссворд № 2
1. Слова, противоположные по смыслу.
2. Вид рассказа, в котором дети должны развить сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности.
3. Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения.
4. Часть речи, которая обозначает действие предмета.
5. Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и др.
6. Разговор между двумя людьми.
7. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения.
Ответы: 1. Антонимы. 2. Повествование. 3. Автор. 4. Глагол. 5. Наглядный. 6. Диалог. 7. Загадка.
7 задание. Банк идей
Всем участникам предлагается пополнить Банк идей, ответив на вопрос: Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по речевому развитию детей, какие мероприятия вы можете предложить? (Обсуждение)
Подведение итогов деловой игры
Жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи.
Ведущий объявляет общий результат (по оценкам жюри, вручает небольшие сувениры, благодарит за участие.
Список используемой литературы
1. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2001.
2. Справочник старшего воспитателя/ авт. -сост. Н. А. Кочетова. – Волгоград: Учитель, 2013.
3. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Решение педагогического совета:
1. Создавать условия в МБДОУ для развития речевой активности детей, побуждая их к речевому общению с взрослыми и между собой.
/срок: постоянно, отв: воспитатели /
2. Педагогам продолжать работу по формированию коммуникативно - речевой активности у дошкольников через использование разнообразных методов и приемов, вовлекать в работу родителей.
/срок: постоянно, отв: воспитатели /
3. Использовать таблицы мнемотехники в развитии речи детей в образовательном процессе, так и в режимных моментах.
/срок: постоянно, отв: воспитатели/