Семенова Наталья Ивановна
Педагогический совет «Педагогическое наставничество как эффективное средство развития и коррекции речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в развитии и коррекции речи у детей дошкольного возраста.
Повестка педсовета :
1. Игра на сплочение «Телеграмма» - ст. воспитатель Семенова Н. И.
2. «Развитие речи детей дошкольного возраста» - ст. воспитатель Семенова Н. И.
Публикация «Педагогический совет „Педагогическое наставничество как эффективное средство развития и коррекции речи дошкольников“» размещена в разделах
- Наставничество. Работа наставника
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3. Аналитическая справка «Развитие речи воспитанников в условиях ДОУ» - ст. воспитатель Семенова Н. И.
4. Мини-игра «Речь педагога особенна» - ст. воспитатель Семенова Н. И.
5. Презентация материалов «Взаимодействие с родителями воспитанников по развитию речи дистанционными формами» - педагоги.
6. Решение педсовета.
Ход педсовета:
Педсовет я хотела бы начать со слов Л. С. Выготского.
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
1. Игра на сплочение «Телеграмма»
Присутствующим предлагается составить текст поздравительной телеграммы присутствующим. Текст должен состоять из 2 предложений, без предлогов. (Время составления – 3 минуты).
Присутствующие зачитывают текст телеграмм, приветствуя присутствующих.
2. «Развитие речи детей дошкольного возраста»
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль.
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Формирование связной речи – одна из главных задач речевого воспитания дошкольника. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка.
Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется.
Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно.
Развитие связной речи : решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др., пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т. д.
Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей.
Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец, представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания.
Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения.
Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
При использовании ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников, значительно возрастает их интерес, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. Помощником для развития речи дошкольников служат сайты сети «Интернет». Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые в основном предназначены для увеличения словарного запаса детей; дидактические игры и упражнения, конспекты занятий, разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).
В целях реализации задач по формированию компонентов устной речи педагогам необходимо активно использовать метод проекта с применением технологии сказкотерапии в развитии речи и коммуникативных навыков воспитанников. В ходе проекта, в целях развития устной речи дошкольников на занятиях по пересказу сказок, детям предложить рассматривание коллажа к сказке, затем работа с промежуточной (облегченной) мнемотаблицей по составлению пересказа, а далее- с мнемотаблицей с усложнениями. В результате использования данной технологии дети не испытывают затруднения при пересказе произведений. Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.
2. Аналитическая справка «Развитие речи воспитанников в условиях ДОУ» - ст. воспитатель Семенова Н. И.
Старший воспитатель зачитывает справку, выделяя выводы и предложения по результатам работы.
Вывод по тематическому контролю
Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи и коммуникации дошкольников актуальна и она в ДОУ решается через: ООД, индивидуальную и подгрупповую работу, индивидуальное сопровождение воспитанников в рамках индивидуального образовательного маршрута (ИОМ, через режимные моменты, работу логопункта, взаимодействие с родителями (законными представителями).
В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал.
Однако необходимо: обратить внимание на использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на ООД для проявления познавательной и речевой активности детей.
Предложения:
1. Активно использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.
2. Планировать работу по коррекции и развитию речи воспитанников в рамках ИОМ с учетом особенностей развития воспитанников.
3. Включать в план работы с родителями (законными представителями) мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников коммуникативной компетентности средствами дистанционных форм.
4. Мини-игра «Речь педагога особенна»
Каждый взрослый и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка. Нельзя допустить, чтобы дети слышали от нас с вами, а потом и сами говорили «мое фамилие, десять курей, я раздел сапоги, вперед меня». Взрослые, пользующиеся разговорным стилем, не осознают своей фонетической небрежности. Между тем они должны заботиться о правильной речевой среде, из которой ребенок впитывает образцы произношения.
Особое место в русском языке занимает ударение. Оно подобно биению сердца. Мы не вспоминаем о нем, пока кто – то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл.
Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь.
Игра – тренинг «Ударение» — написать слова под диктовку, расставить ударение. (Каталог, красивее, петля, свекла, сироты, цемент, позвонит, начала, начался, простыня, звонишь, алфавит, аргумент, договор, досуг, звонит, каталог, квартал, начать, петля, процент, танцовщица, ремень, избаловать).
Игра – конкурс «Исправь ошибки».
«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».
Блиц – викторина «Почувствуй разницу».
«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать, куртку стала …. шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать). Что можно надевать на себя? А одевать? (кого – нибудь: ребенка, брата, куклу). Надевать что-то, одевать –кого-то.
Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос — это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.
5. Презентация материалов «Взаимодействие с родителями воспитанников по развитию речи дистанционными формами» - педагоги.
Решение педагогического совета :
1. Признать работу педагогического коллектива МАДОУ «Детский сад «Теремок» по направлению «Педагогическое наставничество как эффективное средство развития и коррекции речи дошкольников» удовлетворительной.
2. Продолжать использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников. Ответственный: педагоги.
Срок: в течение учебного года.
3. Продолжать планировать работу по коррекции и развитию речи
воспитанников в рамках ИОМ с учетом особенностей развития воспитанников. Ответственный: педагоги. Срок: в течение учебного года.
4. Включать в план работы с родителями (законными представителями)
мероприятия средствами дистанционных форм по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников коммуникативной компетентности.
Ответственный: педагоги. Срок: в течение учебного года.