Ирина Михайлова
Педагогический совет «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;
- повышать методический уровень;
- способствовать творческому поиску.
Форма проведения : «круглый стол»
Подготовительная работа.
1. Отбор методической и познавательной литературы по созданию экологических проектов и подготовка первичного материала силами творческой группы.
Публикация «Педагогический совет „Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Консультация на тему «Создание экологического проекта»
3. Рекомендация педагогу по работе в рамках проекта
4. Создание экологического паспорта участков детского сада
5. Проведение экологических проектов на группах
6. На информационный стенд для родителей «Консультация по вашей просьбе» поместить материалы:
• «Экология и здоровье»;
• «Как воспитывать у детей интерес к таинственному миру растений»;
• «Их защищает цвет»;
• «Познавательная и эстетическая ценность картин художников»
7. Выпуск информационных буклетов для родителей.
Ход педсовета
1. Вступительное слово заведующего ДОУ.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, они неплохо знают растения и животных других стран – гораздо хуже те, что обитают радом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов… А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, птицы, насекомые, камни и т. д. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.
Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуется серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно-процессуального подхода к реализации проектов.
- Что такое «экологический проект»?
Прежде всего, это решение определённых задач в процессе исследования. Масштаб может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру (см. Приложение № 1)
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.
2. Блицтурнир.
Педагоги делятся на две команды.
Задание.
1. Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?
2. Назовите как можно больше форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях. (Приложение № 2)
3. Экологическое образование дошкольников – наука, которая изучает закономерности экологического развития дошкольников в педагогическом процессе детского сада
3. Домашнее задание:
- экологический паспорт участка детского сада
4. Экологическая карусель
• Презентация проекта для детей старшего дошкольного возраста «Деревья вокруг нас»
• Презентация проекта для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»
• Презентация проекта подготовительной группы «Удивительный мир насекомых»
• Презентация буклетов для родителей:
«Правила безопасности и поведения в природе»
«Экологическое воспитании е наших детей»
«Охраняйте окружающую среду»
«Экология и ребёнок»
«Растительный мир – травянистые растения»
«Экология и здоровье детей»
«Воспитание любви к природе»
5. Рефлексия. Оценка своего участия в педсовете.
- Этот педсовет принес пользу;
- получили удовлетворение от такого рода деятельности;
- почувствовали свой реальный вклад в общее дело;
- сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести деятельность коллег;
- появилось желание и в дальнейшем активно участвовать в педсоветах;
- педсовет помог задуматься над поставленными вопросами.
6. Обсуждение и принятие проекта решения.
1) Совершенствовать использование проектировочных умений, способствующих разработке программы, планов, подбору средств решения проектировочных задач в воспитательно-образовательной работе с детьми и родителями.
2) Продолжать преобразование природной среды детского сада :
- подобрать и посадить растения близких видов на участке детского сада (для внутри – и межвидового сравнения);
- создать эколого-педагогическую среду с учетом возрастных особенностей (оборудование для исследовательской и трудовой деятельности в природе : дидактический, модельный, предметно-схематический и графический материал и т. д.)
3) Активизировать деятельность педагогов по оптимизации детско-родительских отношений :
- создать библиотеку познавательной и художественной литературы для детей дошкольного возраста;
- подобрать практические материалы для родителей по проблеме «Подготовка самостоятельных творческих работ родителей и детей» (тематический журнал для родителей, папки-передвижки, листовки и т. д.);
- в годовой план включить проведение презентаций семейных проектов: «Мой любимый уголок в детском саду», «Каким я вижу свой участок» и т. д.
4) Провести мониторинг результатов использования эколого-развивающего комплекса в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
Библиография:
1. Масленникова, О. М. «Экологические проекты в детском саду»