Илаха Багиева
Педагогический проект «Звучащие игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Звучащие игрушки»
Авторы:
Ольга Валерьевна Банникова, воспитатель
Илаха Закир кызы Багиева, воспитатель
2012 год
Актуальность проблемы
В возрасте 3 - 4 лет дети только приходят в детский сад. Многие из них неохотно включаются в совместную деятельность. У ребенка организм приспособляется к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружение. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении, то есть каждый ребенок привыкает по своему.
Публикация «Педагогический проект „Звучащие игрушки“» размещена в разделах
Первые дни и даже недели проходят у всех по – разному. Кто – то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все – таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываются от общения и с детьми, и со взрослыми и неохотно включаются в совместную деятельность. Но есть вещи, перед которыми трудно устоять даже самым замкнутым детям – это игрушки. Именно игрушка может помочь ребёнку сделать шаг на встречу сверстнику и приобрести первый опыт общения в детском коллективе, следовательно, развивать у детей коммуникативные способности.
Игрушка – неизменный спутник ребёнка с первых дней рождения и не заменимый спутник игровой деятельности в жизни ребёнка раннего возраста. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.
Звучащие игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной. Игрушки создают в ребенке эмоциональный фон, заинтересованность в игре, они незаменимые «спутники» в игровой деятельности ребенка раннего возраста, именно они облегчают период адаптации.
Проанализировав результаты диагностики, а так же результаты адаптационного периода детей, была выявлена проблема: недостаточный уровень развития способности детей взаимодействия со сверстниками и взрослыми в игровой деятельности.
Для решения выявленной проблемы и достижения желаемых результатов была определена следующая цель проекта :
Формирование у ребёнка коммуникативных и игровых навыков и умений через организацию разных видов деятельности с использованием звучащих игрушек : познавательной, игровой, музыкально-эстетической, продуктивной.
Участники проекта :
1. Педагоги.
2. Дети.
3. Родители и другие члены семьи детей.
Главными задачами педагогов для реализации цели стали:
• Обеспечить родителей информацией по теме проекта.
• Развивать социально - профессиональную компетентность и
личностный потенциал педагогов.
• Обеспечить тесное сотрудничество с музыкальным руководителем.
Определены задачи для детей:
• Развивать игровые, познавательные, тактильные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребёнка.
• Овладевать образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой.
• Формировать у ребёнка эмоционально- эстетическое и бережное отношение к игрушкам.
Главная задача для родителей:
- создать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Ожидаемый результат:
Дети:
• Повысится уровень коммуникативных способностей в общении со сверстниками и взрослыми.
• Возрастет речевая активность детей в разных видах деятельности.
• Повысится уровень развития нравственных качеств детей: доброты, бережного отношения к игрушкам.
.
Родители:
• Обогатятся опытом, овладеют приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
• Повысится компетентность родителей в выборе игрушки и организации детской игровой деятельности с игрушками.
Длительность проекта : 2 месяца
Накопление и систематизация рабочего материала осуществляется в сотрудничестве с родителями.
Реализация проекта
Iэтап. Подготовительный
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта,
прогнозирование результата;
2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств,
необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта
IIэтап. Основной
Сотрудничество «Педагоги- дети»
I месяц
1. Содержание деятельности педагога :
Направление Образовательная область Детская деятельность Формы работы
Социально - личностное Физическая культура Двигательная - подвижно-дидактическая игра «Игрушки»
Социализация Игровая
- игра-забава «Сюрприз в игрушке»;
- игра «Веселые погремушки»;
Художественное творчество Продуктивная
изготовление погремушек
Познание Познавательная - игровое познавательное занятие «Из чего же сделаны наши игрушки»;
- рассматривание иллюстраций с изображением звучащих игрушек и музыкальных инструментов;
- дид. игра «Узнай по звуку»;
- определить полочку для звучащих игрушек;
Художественно - эстетическое Музыка Музыкально – театрализованная - «К нам пришли звучащие игрушки» обыгрывание песен, потешек;
- музыкальные движения под звуки погремушки
Чтение художественной литературы Художественно- речевая
- потешки: «Музыканты»; «Как у нашего Данилы»; «Ой, ду-ду, ду-ду»;
-Е. Благинина «Погремушка»;
- А. Барто «Барабан»
Итоговый день месяца
7.30-8.00 -веселое утреннее приветствие куклы- Неваляшки;
8.50-9.00 -игра «Угадай, что играет»;
9.00-910 -музыкальное занятие «Звучащая игрушка»;
15.20-.15.30 хоровод «Если весело живется»;
16.05-16.15 -чтение стихов о звучащих игрушках;
2. Содержание деятельности родителей:
- Провести беседу на тему: «Зачем нужны детские звучащие игрушки и музыкальные инструменты» (приложение 4).
- Вместе с родителями изготовить звучащие игрушки для группы.
II месяц
1. Содержание деятельности педагога :
Направление Образовательная область Детская деятельность Формы работы
Социально - личностное Социализация Игровая
- сюжетная игра «Спи, кукла»;
- подвижная игра «Прятки»;
- хоровод «Кто у нас хороший?»;
Художественное творчество Продуктивная
изготовление игрушек
Познание Познавательная
- игровое познавательное занятие;
- дид. игры «Кто как умывается»;
Художественно - эстетическое Музыка Музыкально – театрализованная - песня «Спи, мой Мишка», Е. Тиличеева;
- песня «Ой, лады-лады»;
- настольный театр игрушки «Курочка Ряба»;
- развлечение «Играем и поем, весело живем»;
Чтение художественной литературы Художественно- речевая
- чтение сказок «Колобок»; «Волк и козлята»;
- разучивание песенок «Баю-бай, баю- бай, ты собачка, не лай»;
Итоговый день месяца
7.30-8.00 -праздничный прием детей;
-в группе встречает новая игрушка;
9.15-9.35 - «Играем и поём»
15.20-.15.30 -хоровод «Кто у нас хороший»;
16.10-16.25 -рисование «Укрась игрушку»;
2. Содержание деятельности родителей:
Организовать и провести ряд совместных с родителями праздников,
развлечений, тематических выставок, прогулок с детьми.
Участие в оформлении группы и музыкального зала ко дню игрушки
(газета, шары, игрушки, подбор музыкального материала).
Итоговое мероприятие:
совместное занятие родителей и детей по художественно-эстетическому направлению «Мы весёлые музыканты, мы играем и поём»(приложение 3).
III этап. Заключительный.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
- Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально- игровую).
- Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами звучащих и музыкальных игрушек, проявляют интерес и желание экспериментировать со звучащими и музыкальными игрушками.
- Активно изучают звуковые возможности игрушек.
- Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог.
- Родители создают условия в семье для экспериментирования со звучащими игрушками и свободного музицирования.
Диагностические методики на определение критерия оценки адаптационных возможностей детей
Анализ проявления у ребенка нарушений в общении
Для того, чтобы быстро и эффективно составить представление об особенностях эмоционального фона и активности ребёнка, используются характеристики этих параметров через описания выраженности и направленности эмоциональных и поведенческих реакций ребёнка.
В основе определения типа реакции ребёнка выступают характеристика её интенсивности и эмоциональная окраска. Нижняя граница обозначается как отсутствие эмоциональной реакции и поведенческой активности ребёнка.
1 балл – отсутствие активности при не явных отрицательных эмоциональных реакциях (тихий плач, хныканье, страх).
2 балла – отсутствие активности, направленной на изменение ситуации при более выраженных отрицательных эмоциях (подавленность, капризность).
3 балла – появление агрессивно- раздражительной активности, направленной на выход из ситуации (активный двигательный процесс, крик).
4 балла – активный протест ребёнка, в некоторых случаях это ведёт к преодолению стрессовой ситуации и последующей благоприятной адаптации.
5 баллов – появление положительного эмоционального фона с незначительными проявлениями конструктивной активности. Активность ребёнка направлена на восприятие и переработку информации, чем обусловлена быстрая смена его реакции на изменение условий.
6 баллов – устойчиво – спокойное эмоциональное состояние, проявление поисковой активности, анализ наличной ситуации на предмет её безопасности. Активность ребёнка может быть выражена как в речевом, так и в действенном планах (смех, свободное передвижение в пространстве).
7 баллов – преобладание позитивных эмоций, ребёнок вступает в активный контакт со взрослыми, сверстниками, окружающими предметами.
Оценка адаптационного процесса ребёнка в пределах 5 – 7 баллов свидетельствует о благоприятном варианте развития адаптации : объединяются эмоциональные и поведенческие реакции ребёнка, характеризующие проявление позитивного эмоционального фона и созидательной активности.
На основе анализа реализации проекта и степени решё нности выявленной проблемы определяется примерная перспектива на будущее:
Разработать проект «Игрушка» во 2 младшей группе.
Изучить виды игрушек, находящиеся в группе, произвести их подбор и классификацию.
Подготовить подборку материалов по данной теме для родителей и воспитателей.