Наталья Суслова
Педагогический проект в старшей группе «Огонь — друг, огонь — враг»
Посмотрите, люди вокруг:
Нам огонь - повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.
Пояснительная записка
Первостепенными задачами ДОУ и семьи является охрана психофизиологического здоровья детей, их безопасность жизнедеятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни, развития понимания детьми правил основ безопасности жизнедеятельности и умения их выполнять.
Публикация «Педагогический проект в старшей группе „Огонь — друг, огонь — враг“» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить возгорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий.
Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
Вид проекта: творческий, опытно-экспериментальный
Участники проекта: дети старшей группы №2, воспитатели, родители.
Взаимодействие с социумом: инспекторы пожарной безопасности пожарной части с. Детчино.
Обеспечение проекта.
Наборы о пожарной безопасности (открытки, слайды, иллюстрации).
Детская литература по пожарной безопасности.
Мультимедиа, компьютер, телевизор, интерактивная доска.
Направления проекта.
Экскурс в историю возникновения огня.
Опасные предметы, способствующие возникновению пожаров.
Правила поведения при пожаре.
Роль спасательных служб в экстремальных ситуациях.
Продолжительность: долгосрочный.
Актуальность
Ребёнок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Начиная познавать окружающий мир, он сталкивается с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых привить детям культуру безопасного поведения.
Но если мы постоянно будем говорить ребёнку о том, что тут он может пораниться, тут обжечься, тут попасть под машину ничего не объясняя, а попросту, запугивая, то ничего хорошего из этого не выйдет.
Как сделать так, чтобы и родители были спокойны, и дети были в безопасности? Эту задачу мы сможем решить только совместными усилиями педагогов и родителей, не забывая о том, что взрослые –пример для подражания детям, особенно, если эти взрослые - родители, близкие люди.
Одна из сторон общей культуры безопасности - это безопасное поведение с огнём или пожарная безопасность. Беседы с детьми чаще показывают, что теоретически они знают, как поступать в той или иной ситуации, а при созданной пожароопасной игровой ситуации теряются. Из вышесказанного следует данная проблема, дети имеют знания о безопасности, а на практике применять не умеют.
Мы должны показать детям как созидательную, так и разрушительную сторону огня. Огонь-друг, благодаря огню жизнь человека стала лучше. Но при неправильном обращении огонь может стать врагом.
Во многих случаях от самого человека зависит то, станет ли огонь другом или врагом. Это одно из правил, которое нужно запомнить детям! Правила необходимо не только знать, но и выполнять их.
Дети должны усвоить их, научиться оценивать свои действия и действия своих товарищей, рассуждать по поводу этих действий. Если же беда всё же случилась, ребёнок должен знать, что есть определённые правила поведения, позволяющие сохранить жизнь. Есть служба пожарной охраны.
Цель проекта
Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности, бережного отношения к природе.
Задачи проекта
Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров; объяснить, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.
Познакомить с историей возникновения огня, бытовых приборов (утюг, пылесос, телевизор, стиральная машина и т. д., учить безопасному обращению с ними.
Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
Углублять и расширять знания об охране жизни людей.
Формировать умение реально оценивать возможную опасность, учить набирать телефонный номер пожарной службы 01.
Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
Знать правила поведения на природе, в быту.
Развивать познавательные, любознательные и творческие способности дошкольников.
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем и сигналом оповещения о пожаре.
Продолжать знакомить с профессией пожарного, воспитывать чувства благодарности пожарным, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Воспитывать любовь к природе, культуру поведения.
Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
Предполагаемый результат
Дети:
1. Осознанно выполнять правила противопожарной безопасности.
2. Знать номер пожарной части (101); уметь набирать его по телефону; вести диалог с диспетчером; уметь сообщить свой адрес.
3. Знать средств пожаротушения (вода, огнетушитель, земля, песок, снег, что можно,а что нельзя тушить водой.
4. Иметь представление о профессии пожарного;
Родители:
Повысить компетентность родителей по профилактики пожарной безопасности и знаний правил поведения в экстремальных ситуациях.
Этапы реализации проекта
1 этап подготовительный.
- Определить проблему, цель, задачи и методы реализации проекта.
- Изучить методическую литературу по теме.
- Провести обследование дошкольников с целью уточнения их знаний о правилах пожарной безопасности и анкетирование родителей. (Приложение 2) На основе полученных данных составить перспективные планы работы с детьми и взаимодействия с родителями в рамках проекта.
- Подобрать демонстративный и дидактический материал, пособия для организации сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр, иллюстрации, фотографии, литературу по ознакомлению дошкольников по правилам пожарной безопасности.
-Изготовить пособия и атрибуты для проведения непосредственной образовательной деятельности, сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр.
-Установить связи с сотрудниками пожарной части, для проведения встреч, бесед.
-Привлекать родителей к работе по реализации проекта.
2 этап основной (работа над проектом)
Организовать работу по реализации проекта через непосредственную образовательную деятельность, художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, развлечения, досуги, викторины, КВНы, ситуационно-имитационное моделирование, чтение художественной литературы, целевые прогулки и экскурсии в пожарную часть; разбор каждой ситуации, опытно – экспериментальная и поисковая деятельность.
Проводить с родителями в рамках проекта консультации, семинары-практикумы, оформить папки-передвижки, информационный стенд «Это надо знать» и т. д.
3 этап – заключительный.
Итоговое занятие «Школа юных пожарных».
Анализ, оценка и обобщение результатов реализации проекта.
Трансляция опыта на педагогическом совете с результатами реализации проекта.
Распространение опыта работы по реализации проекта.
Показатели эффективности работы
Знание детьми правил пожарной безопасности дома, на улице и в лесу (в соответствии с возрастными требованиями). Умение детей быстро и правильно ориентироваться в пожароопасных ситуациях.
Умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.
Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Повышение компетентности родителей в вопросах, касающихся пожарной безопасности.
Обогащение словарного запаса детей по теме.
Я думаю, что реализация проекта «Огонь — друг, огонь - враг» позволит детям усвоить правила пожарной безопасности, применять их в повседневной жизни без нарушений и, тем самым, сбережет детские жизни.
Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, а также вовлекать в активную работу родителей.
Перспективное планирование по блоку «Пожарная безопасность»
Сентябрь. «Знакомство детей с правилами пожарной безопасности».
Цель: выявить знания детей о правилах противопожарной безопасности, сформированные в средней группе.
- Мониторинг.
- Экскурсия в пожарную часть. Цель: продолжать знакомить детей с работой пожарных, воспитывать уважение к их нелёгкому труду.
- Приглашение пожарного для встречи в детском саду по теме «Смелые люди пожарные». Цель: закрепить знания детей о работе пожарных, формировать умения задавать вопросы.
- Дидактическая игра «Лабиринт». Цель: развивать зрительное внимание, закреплять знания детей о труде спасателей.
- Мозаика «Пожарная машина».
- Разбор фразеологизма «Спешить, как на пожар».
Октябрь.
- Совместная деятельность воспитателя с детьми «Осторожно — электроприборы». Цель: закрепить знания детей о бытовых электроприборах и правилах безопасности при пользовании ими».
Список используемой литературы.
1. Аралина Н. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М., 2007.
2. Белая К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001
3. Голицина Н. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М., 2007.
4. Гуревич А. и др. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии. М., 2002.
5. Детский сад от А до Я. 2006.№4.
6. Жукова О. и др. Азбука «Ау!». Детство-пресс, 2008.
7. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности //Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. №8. С. 13-16.
8. Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М., 2009.
9. Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М., 1998.
10. Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.
11. Шорыгина Т. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М., 2007
12. Интернет ресурсы.