Ольга Шароватова
Педагогический проект в подготовительной группе «Семья — это, когда все вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект в подготовительной группе
«Это главное слово - семья».
Воспитатель первой квалификационной категории
Шароватова Ольга Александровна
Участники проекта : дети и педагоги старшей группы №6 «Затейники» МДОУ «Детский сад №20 «Непоседы»; родители воспитанников и другие члены семьи, имеющие родственные связи с участниками проекта.
Публикация «Педагогический проект в подготовительной группе „Семья — это, когда все вместе“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Продолжительность проекта : среднесрочный (январь 2023 г. - апрель 2024 г.)
Тип проекта : групповой, практико-ориентированный.
Руководители проекта :
Шароватова О. А. воспитатель первой квалификационной категории.
Принципы построения педагогического процесса :
1. Последовательности (любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем).
2. Наглядности (дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию).
3. Деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).
4. Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образова-тельном процессе.
5. Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть личностные способности и возможности воспитанников).
6. Возрастной адресности (содержание работы соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста).
7. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Актуальность.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выяснили, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Семья – это, когда все вместе». Мы считаем, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значи-мость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, приви-вать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Работу над проектом основывали на региональной парциальной про-грамме для дошкольных организаций «Моя семья» (автор-составитель Некрасова А. А.)
Проблема.
У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Это главное слово - семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Постановка проблемы:
В предварительной беседе с детьми мы выяснили представления детей о се-мье, родственных отношениях
- Что мы знаем о семье?
- Самые родные для ребенка люди?
- Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?
- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?
- Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?
- Сколько у вас двоюродных братьев (сестер?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Кем приходится ваша мама вашей бабушке?
- Как вы думаете, это чужие люди или родственники?
- Как можно назвать одним словом этих людей?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
Что мы хотим узнать? (Узнать больше о своей семье, о членах семьи, тра-дициях, о жизни бабушек и дедушек. Иметь представление о родословной как истории семьи).
Цель проекта :
- расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных тра-дициях;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и старшим членам семьи, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта :
Обучающие:
Способствовать формированию представлений о родственных отношениях членов семьи, о семейных традициях и праздниках.
Познакомить детей с понятием «древо семьи».
Развивающая:
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Воспитывающие:
Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
Воспитывать интерес к своей родословной.
Ожидаемый результат.
За время реализации проекта «Это главное слово - семья» у детей повысится уровень знаний о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи. Родители заинтересуются темой, примут участие в проектно-исследовательской деятельности. РППС группы пополнится пособиями и материалами, способствующими формированию целостного представления у детей о семье, родственных отношений.
Форма презентации проекта.
Родительская встреча на тему «В каждом доме свои традиции».
Перспективное планирование работы с детьми.
Образовательная область Формы работы с детьми
Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций, картинок с членами се-мьи, модели генеалогического древа.
НОД: беседа на тему, «Моя семья», работа с коллажем «Древо семьи».
Беседы, ситуативное общение: «Самые родные люди», «На кого ты хочешь быть похож»; «Один день из жизни нашей семьи»; «Семейный праздник – День рождения».
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
Настольно-печатные игры: «Веселый распорядок дня», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Играем в профессии», «Собери семью» и др.
Социально-коммуникативное развитие Рассказы детей о семье. Работа с альбомом «Моя семья».
Составление рассказа по пиктограмме на тему: «Расскажи о себе», «Я и моя семья».
Чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее», «Три сына», сказок народов Севера «Кукушка», «Айога» и др.
«Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом» и др.
Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу», «Чем можно порадовать семью».
Художественно – эстетическое развитие НОД: Рисование «Моя счастливая семья», «Моя мама», «Мой папа».
Продуктивная деятельность: изготовление подарков, сюрпризов, приглашений.
Выставки рисунков: «Моя счастливая семья», «Моя ма-ма», «Мой папа».
Коллективныея работы: «Наши мамы», «Наши папы».
Музыка: слушание музыки и песен о маме и папе, бабуш-ке и др.
Музыкально-ритмические композиции: «Стирка», «Буду модницей, как мама», «Будем в армии служить».
Речевое развитие Беседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Древо се-мьи», «На кого ты хочешь быть похож», «Выходной день в семье»; «Семейный праздник – День рождения», «Традиции нашей семьи», «Кем работают мои родители», «Кем я хочу стать», «Сказочная семья».
Работа с демонстрационным материалом Л. Фесюковой «Моя семья».
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
Словесная игра «Собираем добрые слова».
Чтение художественной литературы: Е. Благининой «Бабушка», Е. Трутнева «Наша бабушка», О. Зыкова «Лучшие друзья - мой дедушка и я», «Сестренка». «Мой братик, Г. Рубцов «Маме», Я. Аким «Моя родня» и др.
Работа с пособием А. Лопатиной, М. Скребцовой «Моя семья. Как живут дети».
Физическое раз-витие Физкультминутка «Семья».
Игровое упражнение «Кувшин доброты»
Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево».
Эстафеты, соревнования: «Мамины помощники», «Пе-ренеси покупки», «Веникобол», «Папины помощники» и др.
Работа с родителями Создание коллажа «Древо семьи».
Создание фотоальбома группы «Моя семья».
Детсадовские выставки «Пасхальное яйцо».
Папки-ширмы: «Родителей не выбирают», «Четыре заповеди мудрого родителя», «Семейные выходные: проводим время вместе», «Родительский дом – первая школа для ребенка», «Прогулки по родному городу».
Консультации: «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома», «Как отвечать на детские вопросы», «Уважайте его «Я».
Рекомендации и памятки для родителей по воспитанию детей: «Уроки доброты», «Секреты общения с ребен-ком», «Тайные мечты каждого ребенка», «Чтобы ребенок слушался», «Если ребенок провинился».
Совместный спортивный праздник «Соревнуюсь рядом с папой и готовлюсь стать солдатом», приуроченный к 23 февраля.
Праздник, посвященный Дню 8 марта. Создание слайд-шоу «Рядом с мамой».
Экскурсия в школу (привлечение родителей).
Совместный труд по благоустройству участка.
Праздники (привлечение родителей к организации и уча-стию)
Фотовыставки: «Вместе с мамой», «Вместе с папой», «Бабушка рядышком с дедушкой».
Объявление конкурса «История моей семьи».
Родительская встреча «В каждом доме свои традиции».
Работа по реализации проекта.
1 этап (постановка проблемы) :
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, выделены цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
Дети хорошо знают состав своей семьи, включая в члены семьи и домашних животных. Знают родственные связи между детьми и родителями (мама, папа, дочка, сын, старшими членами семьи (бабушка, дедушка, внук, внучка). Знают, что есть дяди и тёти, но родственную связь определить затрудняются. На вопрос «кто такие двоюродные братья и сестры» дети отвечали: «кто рядом живет», «двойные дети», «похожие люди». Затруднение вызвал вопрос «родственники – это кто». Дети считают, что это «кто живет в доме рядом», «кто с кем дружит».
2 этап (подготовительный).
Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Педагогом был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т. д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Древо семьи». В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы; слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Древа Семьи.
3 этап (основной).
В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «Моя родословная. Древо семьи»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Семейный праздник – День рождения»; «Традиции нашей семьи», «Кем работают мои родители», «Кем я хочу стать», «В какой сказке встречаются семьи».
Дети составляли рассказ по пиктограмме на тему «Расскажи о себе», «Я и моя семья». Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Провели чтение с последующим обсуждением рассказов В. Осеевой «Волшебное сло-во», «Три сына», «Хорошее», сказок народов Севера «Кукушка», «Айога»; чтение стихотворений Е. Благининой «Бабушка», Е. Трутневой «Наша ба-бушка», О. Зыковой «Лучшие друзья - мой дедушка и я», «Сестренка», «Мой братик», Г. Рубцова «Маме», Я. Аким «Моя родня» и др.
На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впе-чатления о семье в рисунках. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых, сюжетно-ролевых и настольно-печатных игр. Дети и родители приняли участие в праздниках, досуге, спор-тивном празднике. Создали «Семейный альбом группы», макет «Древо се-мьи», коллаж «Моя семья». Принимали активное участие в детсадовских вы-ставках «Пасхольное яйцо».
Наиболее трудным для понимания детей стало вхождение в тему «се-мейные традиции». Мы решили ограничиться детскими ответами на вопрос «Что вам нравится делать (или чем занимаетесь, когда собираетесь всей семьей?» Дети отвечали: «ездим в Макдональдс», «ходим в лес», «идем к бабушке». Из разговоров с детьми удалось понять, что существуют семейные традиции «чтение на ночь», «колыбельная от мамы», «секрет для бабушки», «день рождения родных людей». День рождения – это традиция каждой семьи. И отрадно, что день рождения ребенка – это праздник, в первую очередь, для ребенка, будь это в семейном кругу, или с приглашением аниматоров. Таким образом, семья - это отдельный мир со своими уникальными традициями, это интересная совместная жизнь всех членов семьи.
В течение времени проведенияпроекта оформили фотовыставки, ко Дню защитника Отечества «Рядом с папой». Ко Дню 8 марта «Рядом с мамой». Мы широко используем фотоотчеты о мероприятиях как способ информирования родителей о жизни в группе.
Предложили родителям оформить «Историю семьи». Откликнулись не-многие. Но представленная работа семьи Ананьева Платона достойна внимания, уважения, восхищения. Родители Платона отнеслись к работе с интересом, ответственно и творчески. Изготовление альбома подтверждает уникальность и заинтересованность семьи темой ее истории.
4 этап (заключительный).
Презентация проекта прошла в форме родительской встречи «В каждом доме свои традиции». Было представлено слайд-шоу проекта «Это главное слово - семья». Родители были включены в разговор о семье, семейных традициях, в игры «Пословицы о семье», «Задача-шутка», «Вопрос – ответ».
Родители поддержали разговор, поделились опытом проведения семейных детских праздников. Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Остановились на значении «семейного альбома» в изучении родословной семьи. Высказали сожаление о том, что семейный альбом редко пополняется фотографиями, т. к. основная часть снимков хранится в памяти электронных носителей. Воспитатели посоветовали привлекать ребёнка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты в душе ребёнка. Делились опытом организации совместных походов, прогулок, детских семейных праздников.
Далее родители приняли активное участие в мастер-классе по изготов-лению рамочки для фотографий. Тем самым удалось показать, как, не затратив много средств и времени можно изготовить подарок близкому человеку. В эту рамочку можно вставить не только фотографию, но и поздравление, пожелание или детскую поделку. Родители поддержали идею мастер-класса и предложили ввести в группе традицию «Мастер-класс от мамы (папы)».
Вывод:
Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.
За время реализации проекта «Это главное слово - семья» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети повысили уровень представлений о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи.
Мы верим, что благодаря этому проекту расширился кругозор и обогатился словарный запас детей, укрепились детско-родительские отношения, повы-сился интерес у родителей к жизни группы, детского сада.
Перспективы развития проекта.
Будем продолжать решать задачи укрепления детско-родительских от-ношений. Ну, а необходимое содержание, формы работы нам подскажут непосредственные участники проекта – наши воспитанники и семьи наших воспитанников.
Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители станут единомышленниками в вопросах воспитания детей, активными и полноправными участниками образовательных отношений, а не только заказчиками образовательных услуг.
Список литературы.
1. Парциальная программа для дошкольных организаций «Моя семья», автор-составитель Некрасова А. А. : ГБОУ ДПО «ТОИУУ», 2014
2. Вострухина и др. «Знакомим с окружающим миром 5-7 лет». М; ТЦ «Сфе-ра», 2012г.
3. Громова О. Е. и др. «Ознакомление дошкольников с социальным миром». М; ТЦ «Сфера», 2012г.
4. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего до-школьного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. Жуковская Р. И., ПеньевскаяЛ. А.
5. Калмыкова Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематиче-ских пальчиковых игр/ сост. Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель, 2014.