Света Бондарева
Педагогический проект в первой младшей группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребёнку, и взрослому. В мир сказок ребёнок вступает в самом раннем детстве. Однажды придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представления о морали, справедливости, сочувствия, любви ко всему живому, расширяет жизненный опыт ребёнка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки ребёнок учится звукам родной речи, и её мелодике. Чем старше становится ребёнок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
Публикация «Педагогический проект в первой младшей группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
Проблема:
В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Всё реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерным играм и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются на современных сказках и мультфильмах с такими персонажами, как «Маша и Медведь», «Фиксики», «Смешарики», и др. У большинства родителей нет желания, а порой и возможности рассказать, прочитать или показать мультфильм по мотивам русских народных сказок, т. к. дети предпочитают современность. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитие детей, в том числе на развитие речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни ребёнка, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребёнком.
Гипотеза: Предполагаем, что в ходе реализации проекта дети научатся самостоятельно узнавать, называть сказки, проигрывать их. Так же у детей улучшится и активизируется речь. У родителей повысится интерес к чтению сказок своим детям, к обыгрыванию сказок в разных формах театрализованной деятельности.
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Цель проекта : Развитие у детей устойчивого интереса к русским народным сказкам как произведению искусства. Создание условий для развития познавательных способностей и развития речи детей в процессе реализации проекта. Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании детей через устное народное творчество.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
Содействовать созданию эмоционально - положительного климата в группе.
Привлекать детей к посильному участию в играх, развлечениях, подражая взрослым.
Формировать интерес детей к сказкам.
Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность.
Побуждать детей к речевым высказываниям.
Формировать умение определять и передавать настроение персонажей сказки, обогащать словарный запас детей.
Развивать творческие способности детей.
Разнообразить развивающую среду группы.
Подготовить консультацию для родителей.
Привлечь родителей к активному участию в проекте. Создать условия для их участия в образовательном процессе ДОУ.
Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка.
Решая эти задачи, мы строили свою работу в соответствии с местными условиями и ценностями детей, учитывая следующие принципы:
• позитивный центризм (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
• поэтапная работа
• непрерывность и преемственность педагогического процесса;
• дифференцированный подход к каждому ребенку;
• максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• рациональное сочетание разных видов деятельности;
• адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• деятельностный подход;
• развивающий характер обучения, основанный на детской ак-тивности.
Реализация поставленных задач строилась в соответствии с ФГОС через интеграцию образовательных областей и различные виды детской деятельности.
В работе с детьми используются такие методы, как:
1. Игровые методы: дидактические игры, подвижные игры, игры - забавы
2. Наглядный метод: показ игрушек, рассматривание иллюстраций, использование кукольного театра.
3. Словесные методы: чтение и рассказывание сказок.
4. Практические методы: выполнение поручений, совместные действия воспитателя и ребенка.
Объект - русско –народные сказки.
Предмет - разработка системы воспитательно–образовательного процесса.
Срок проекта – краткосрочный Дата проведения: с 15 марта по 19 марта 2021 года
Участники проекта : дети первой младшей группы, родители, воспитатели.
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : познавательно – речевой.
По содержанию: игровой, обучающий.
По числу участников проекта : групповой
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОО.
Практическая значимость: состоит в том, что методические разработки проекта могут быть использованы в деятельности других педагогов и родителей для взаимодействия с дошкольниками. Творческие рисунки будут использоваться для оформления РППС.
Ожидаемый результат:
для детей - дети будут узнавать героев сказок; в процессе ознакомления со сказками активизируется речь детей, появится интерес к играм, развлечениям.
-Для родителей - ознакомятся с влиянием сказок на речь ребенка; примут активное участие в проектной деятельности.
Для педагога - пополнится предметно-развивающая среда; повысится компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Этапы реализации проекта
Первый этап – подготовительный
• разработка содержания проекта;
• информирование родителей по организации и проведению проекта (знакомство с проектом, роль родителей);
• создание соответствующей развивающей среды в группе : подобрать материалы, пособия, дидактические игры, иллюстративный материал, презентации, художественную литературу, материал для продуктивной деятельности
• разработка рекомендаций для родителей
Второй этап (основной этап) - практический
Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми и родителями для решения поставленных задач.
1. Образовательная деятельность «Сказка «Репка» в гости к нам пришла»
2. Образовательная деятельность «Сказка в гости к нам пришла» (несколько сказок).
3. Чтение, прослушивание и просмотр сказок : "Колобок", "Репка", "Теремок", "Курочка Ряба", "Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят».
4. Рассматривание с детьми картинок по данной теме.
5. Рассматривание персонажей сказок.
6. Дидактическая игра «Собери картинку».
7. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
8. Дидактическая игра «Какого персонажа не стало».
9. Игра с конструктором «Домик для зверят по сказке "Теремок".
10. Показ театра би-ба-бо
11. Подвижные игры «Ровным кругом», «Мышки водят хоровод», «У медведя во бору».
12. Пальчиковые игры «Любимые сказки», «Теремок», «Колобок», «Репка».
13. Подражательные движения характерные животным: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса).
14. Сказка – конструктор «Теремок», «Репка», «Курочка – ряба».
15. Проигрывание сказок «Красная шапочка», «Три поросёнка», «Петушок золотой гребешок» с помощью настольного театра резиновых игрушек.
16. Прослушивание песенок «Колобок», «Красная шапочка».
17. Отгадывание загадок.
18. Рисование – раскрашивание репки.
19. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».
Третий этап - заключительный этап:
Продукт проекта :
• Изготовленные родителями книжек – малышек на тему «Сказки»
• Детские рисунки «Репка»
• Пополнение предметно развивающей среды в группе.
• Рекомендации для родителей.
В процессе работы над проектом :
- дети стали узнавать героев сказок; в процессе ознакомления со сказками активизировалась речь детей, появился интерес к играм, развлечениям.
- родители ознакомились с влиянием сказок на речь ребенка; приняли активное участие в проектной деятельности.
- у педагогов повысилась компетентность по данной теме за счет внедрения проектной деятельности, пополнилась предметно-развивающая среда.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что поставленные цель и задачи успешно решены. В ходе реализации проекта дети научились самостоятельно узнавать, называть сказки, проигрывать их. Так же у детей улучшилась и активизировалась речь. У родителей повысился интерес к чтению сказок своим детям, к обыгрывании сказок в разных форм театрализованной деятельности. Гипотеза подтверждена.