Валентина Соловьева
Педагогический проект «В гостях у сказки»
Педагогический проект "В гостях у сказки"
Подготовила: воспитатель 2-й младшей группы Соловьева Валентина Александровна
Вид проекта : среднесрочный, групповой.
Срок реализации: 2,5 месяца.
Участники проекта : воспитанники 2-й младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Цель проекта :
-формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам через творческую и познавательную деятельность;
-развитие речи, творческих способностей детей младшего возраста посредством сказки;
Публикация «Педагогический проект „В гостях у сказки“» размещена в разделах
-создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Задачи проекта :
1. Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.
2. Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки.
3. Совершенствовать связную, диалогическую речь, интонационную выразительность, расширять словарный запас. Формировать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
4. Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности. Воспитывать бережное отношение к книгам, предметам театрально-игрового оборудования.
5. Учить изображать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками.
6. Приобщать современных родителей к чтению сказок детям; ввести традицию семейного чтения. Способствовать обогащению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной творческой деятельности.
Актуальность проекта.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне. Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Сказки способствуют развитию эмоций, формированию художественно – эстетического интереса и нравственному развитию ребёнка.
Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Для повышения интереса к сказке, любви к чтению, мной был разработан проект «В гостях у сказки».
Этапы реализации проекта.
1 этап - подготовительный (4 недели) :
-Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
-Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
-Подготовка печатной информации; оформление лэпбука (или папки-передвижки)
-Анкетирование родителей
-Информация для родителей «Участвуем в проекте «В гостях у сказки»».
- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
- Определение тематик бесед.
-Разработка содержания проекта : «В гостях у сказки»
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Подбор дидактических игр по данной теме
- Оформление книжного уголка в группе.
2 этап - основной(4 недели) :
- Проведение бесед и НОД по теме проекта.
- Отгадывание загадок о сказках и героях сказок;
- Организация книжной выставки «Мои любимые сказки»
- Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?».
- Чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок, беседа по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах.
- Игры – драматизации по сказкам : «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка».
- Раскрашивание иллюстраций к сказкам.
- Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам.
- Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.
- Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, чтение сказок с детьми дома).
3 этап - заключительный (2 недели) :
- Выставка рисунков «Наши любимые сказочные герои»
- Викторина «По дорогам сказок»
- Организация книжной выставки «Мои любимые сказки»
- Развлечение «Русская народная сказка «Теремок»
- Обновление предметно-пространственной среды
- Презентация проекта
- Анализ результатов проекта.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.
Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ кукольного, настольного театра (педагогом).
Словесный метод: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.
Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры.
Ожидаемые результаты:
-Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок.
-Дети знают, что сказки бывают авторские и русские народные, знают некоторых писателей – сказочников : К. И. Чуковского, Ш. Перро, Х. К. Андерсена, С. Михалкова.
-Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) в самостоятельной деятельности.
-Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас.
-Дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
-Разовьются познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.
-Дети изображают сказочных героев с помощью различных изобразительных материалов и в разных техниках, оформляется выставка детских творческих работ.
-Родители принимают участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка»
-Предметно – развивающая среда пополнилась разными видами театра, сделанных руками родителей.
-Родители сделали подборку раскрасок на тему «Сказки».
Литература:
1. «Приобщение детей к художественной литературе» авт. В. В. Гербова Программа и методические рекомендации Москва-Синтез, М., 2008 год. Для занятий с детьми 2 – 7 лет. Издание 2-е исправленное и дополненное.
2. «Развитие игровой деятельности» авт. Н. Ф. Губанова. Система работы во второй младшей группе детского сада (3+) Мозаика-Синтез, Москва 2009 год, 2010 г.
3. Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. – Москва: Сфера, 2005. – 144 с.
4. Доронова, Т. Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 63.
5. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Е. С. Евдокимова. – Москва: Сфера, 2005. – 96 с.
6. Давыдова О. И. Работа с родителями в ДОУ. М., 2005г.
7. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от 3 до 4 лет средствами кукольного театра», АЙРИС ПРЕСС, Москва. 2010г.
8. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. «Театрализованные игры в детском саду». - М. : Школьная пресса, 2000.
9. Лебедев Ю. А. и др. «Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/». - М. : ВЛАДОС, 2001.
10. Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций». – Ярославль: Академия развития, 2001.
11. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2006.
12. https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/obrazovatelnyie-vozmozhnosti-netraditsionnyih-tehnik-risovaniya-dlya-zanyatiy-vo-vtoroy-mladshey-gruppe.html
13. И. А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20
познавательно-игровых занятий» Серия «Библиотека современного детского
сада»- Москва изд. : Сфера