ирина замятина
Педагогический проект «Шумный теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: дети 1 младшей группы, воспитатель, родители;
2. Актуальностьпроекта
В программе воспитания и обучения детей в младшей группе по сенсорике стоит задача по созданию условий для развития слухового восприятия, внимания у детей. В настоящее время очень мало внимания уделяется формированию умения слушать и слышать разнообразные звуки окружающего мира, звучащих предметов. Применение игр на занятиях на развитие слухового внимания вызывает большой интерес у детей, расширяет их впечатления о мире звуков, способствует творческой активности.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- «Теремок». Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Цель проекта – формировать исследовательские навыки у детей первой младшей группы.
Задачи проекта :
1. Учить детей слышать звуки окружающего мира, ориентироваться в их разнообразии.
2. Познакомить детей со свойствами различных звуков.
3. Ввести значок имени признака – звук.
4. Учить умению импровизировать со звуком при игре на самодельных игрушках.
5. Побуждать родителей к участию в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.
Предварительная работа
Знакомство со звучащими объектами проводили постепенно:
- источник звука;
- узнавание объектов по звуку и т. д.
При обучении ребенка различению на слух звуков мы соблюдали следующую последовательность:
1. звуки природы: журчание воды, шум ветра, шум листвы, шуршание сухих листьев, шум капелек дождя по крыше;
2. звуки, которые издают предметы и материалы: скрип двери, жужжание пылесоса, шорох и шум пересыпаемых предметов (круп, камешков, косточек, шуршание целлофанового пакетика, скомканной бумаги, шуршание магнитофонной ленты; звуки, которые издают различные музыкальные инструменты: барабан, колокольчик, бубен;
3. звуки, которые издают звучащие игрушки: свистульки, погремушки, трещотки, самодельные игрушки - шумелки.
Этапы проекта.
1. Создание копилки.
Во время игры «Что звучит?» предложила детям послушать, как звучит стол, стена, ложка и т. д. Дети сказали, что эти объекты не издают звуки. Тогда я попросила их постучать ложкой по столу, стулом по полу, кубиком по стене.
Что произошло? Мы услышали, что эти объекты стали издавать звук. Что нужно делать, чтобы объект зазвучал? Произвести с ним какое-нибудь действие.
Потом я предложила детям посмотреть, что лежит у меня на столе (баночка из под йогурта). Издает баночка звук? Что нужно сделать, чтобы баночка издавала звук? (постучать, подуть, бросить и т. д.) Вместе с детьми произвели различные действия с баночкой. Обратила внимание детей на объекты, которые лежат в коробочке. Что лежит в коробочке? (крупа, камушки, фасоль, рис). Что будет если положить в баночку эти объекты?
Поэкспериментировали с фасолью, рисом сравнили издаваемые звуки по громкости звучания.
Сделали вывод, что пустая баночка в неподвижном состоянии не издает никакого звука, но если произвести с ней действия или положить туда, например, фасоль и потрясти баночку, то баночка зазвучит.
Предложила детям принести разные баночки и сыпучие объекты, которые помогут баночкам зазвучать.
Вместе с ребятами нашли красивую коробочку и дали ей название «Звуковая копилка».
Ребята принесли разнообразные баночки:
- пластмассовые - из под витамин, йогуртов, шампуней;
- жестяные – из под лимонада, кофе.
Также, наша копилка пополнялась различными сыпучими объектами:
камушки, фасоль, рис, горох, гречка, скорлупа от орехов, сухие макароны и т. д.
Несколько ребят принесли шуршащую «метелочку» из магнитофонной ленты, скомканную бумагу, целлофановый пакет, т. е. все те объекты, которые могут издавать особые звуки, при помощи различных действий с ними. Когда наша копилка наполнилась различными объектами, мы с ребятами рассмотрели все ее содержимое.
Картотека
Разделили объекты по степени звучания: тихие, громкие. Внесла значок имени признака – звук. Объяснила детям, что спрашивает этот значок.
Продуктивная деятельность.
1. Изготовление шумелок.
Предложила детям выбрать себе баночку и сделать так, чтобы она зашумела, выбрав сыпучий материал. Выставила картинки с животными из сказки «Теремок», провели аналогию звука издаваемого баночкой и животного.
После того как к шумелке подобрали героя сказки «Теремок» (соответствие издаваемого звука и характера героя, предложили родителям обвязать шумелки. Получился «Шумный теремок».
Презентация проекта.
1. Показ - инсценировка сказки «Теремок».
Дальнейшее использование.
Планируем пополнить коллекцию шумелок другими персонажами из сказок. Использовать шумелки в театральной деятельности, для сюрпризных моментов,
Приложения
Игра «Угадай, на чем играю».
Цель: учить детей узнавать на слух звуки инструментов.
Ход игры: Внесли в группу музыкальные инструменты: барабан, колокольчик, погремушки, бубен. Ребята с увлечением рассматривали их, щупали, играли.
Сидят дети на стульчиках полукругом. Воспитатель ставит стол с ширмой. За ширму спрятали инструменты, с которыми ребята познакомились и узнали какие они издают звуки. Сначала дается послушать только 2 инструмента, которые издают громкие звуки, затем еще 2 инструмента, издающие звуки потише. Не все ребята отгадывали какой звучал инструмент, но после нескольких таких занятий дети узнавали, какой звучал инструмент.
Игра «Узнай по голосу».
Цель: учить детей воспринимать и различать на слух различные звукоподражания.
Ход игры: Воспитатель показывает карточки, на которых изображены животные: кошка, собачка, коза, лошадь, свинья и говорит, что все они говорят разными голосами. Когда дети это усвоят, воспитатель предлагает поиграть в игру. Говорит, что у куклы Кати много любимых животных. Всех она хочет покормить, но они куда – то разбежались. Вот послушайте, кого позовет Катя: Му-у! Дети повторяют звукоподражания, называют животное и выбирают соответствующую картинку.
Игра «Кто больше услышит».
Цель: учить слушать тишину и извлекать различные звуки окружающего мира.
. Ход игры: Предложила ребятам посидеть в тишине, не разговаривая и с помощью наших ушек послушать, что же происходит вокруг, какие доносятся звуки. Ребята услышали, что капает из крана водичка, кто–то на каблучках спускается по лестнице, няня накрывает на стол- звон тарелок, гудит за окном грузовая машина и т. д. В этой игре малыши учатся владеть собой, а также слышать звуки, на которые раньше не обращали никакого внимания.
Игра «Скажи, как я».
Цель – учить говорить детей то громко, то тихо, то шепотом, также развивать слуховое восприятие, различать степень громкости произнесенных слов.
Ход игры: Воспитатель произносит любые слова и следит за тем, чтобы дети повторяли слова с соответствующей степенью громкости.