Светлана Пименова
Педагогический проект «Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед
I квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 107» г. Рязани
Пименова Светлана Владимировна
Педагогический проект
«Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6 – 7 лет»
«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска».
В Шаталов
Рязань
Тип проекта :
Публикация «Педагогический проект „Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6–7 лет“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
• По доминирующей в проекте деятельности : инновационный
• По числу участников: группа детей с нарушениями в развитии речи в возрасте 6-7 лет.
• По времени: среднесрочный (1 месяц)
• По характеру контактов: в рамках МБДОУ.
Информационная карта проекта
1. Название проекта : «Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6 – 7 лет»
2. Автор проекта : учитель-логопед Пименова С. В.
3. Тип проекта : групповой, среднесрочный, инновационный.
4.
Краткое содержание проекта
1. Накопление информационно-методической базы по теме проекта
2. Разработка плана проекта
3. Реализация плана в работе с детьми
Ожидаемые результаты
(продукт проекта)
• Обогащения понятийного запаса у детей
• Обогащение словарного запаса слов
• Умение выделять главную мысль с облачением в речевую форму
• Умение анализировать
• Развитие эстетики речи
• Развитие культуры речи
• Развитие гибкого нестандартного мышления
Цель проекта :
Научить детей составлять синквейны и рассказывать их.
Задачи проекта :
• Развивать у детей 6-7 лет образное мышление и память.
• Развивать способности резюмировать информацию; умения излагать сложные идеи, чувства короткой фразой.
• Обогащения понятийного запаса.
• Обогащение словарного запаса слов.
• Умение выделять главную мысль с облачением в речевую форму.
• Умение анализировать.
• Развитие эстетики и культуры речи.
• Развитие гибкого нестандартного мышления у детей.
Участники проекта :
Дети подготовительной к школе группы с нарушениями речи, учитель-логопед Пименова Светлана Владимировна.
Риск проекта
Возникает опасность, что в силу сложности темы и уровня подготовленности ребенок не сможет выделить главную мысль текста, а так же выразить свою мысль.
Сложность темы приведет к тому, что дети потеряют интерес к работе. Сокращением до минимума участников, задействованных в составлении синквейна, было увеличено количество времени на предварительную работу, которая будет проходить завуалировано во время логопедических занятий.
План реализации проекта
1. Знакомство с понятием «синквейн».
2. Обучение составлению синквейна.
3. Творческий отчет.
Реализация проекта
Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американсеой поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трех строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Например:
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
Синквейн, как и хоку, несет определенную и способности.
эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности.
Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приемом, направленным на активизацию познавательной деятельности и развитие речи.
Создание синквейна предполагает умение детей пользоваться наглядно-графическим моделированием лингвистических единиц, в старших группах пользоваться умением печатать буквами, знаниями построения предложений, навыками послогового чтения и осознания
прочитанного текста.
Для точного, полного выражения своих мыслей ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Коррекционная работа начинается с уточнения, расширения и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам.
Дети знакомятся с понятиями «слово» :
• «слова-предметы»
• «слова-предметы неживые»
• «слова-предметы живые»
• «слова-признаки»
• «слова-действия»
Наглядно-графические схемы помогают детям быстрее усвоить эти понятия.
Работа строится по определенной схеме:
1. Называние слов-предметов живых.
2. Называние слов-предметов неживых.
3. Постановка вопросов к каждому слову:
Кто это?
Что это?
Какой? Какая? Какие?
Что делает?
Что делал (а?
4. Добиваться от детей нескольких ответов (Самолет – летит, взлетает, приземляется, разгоняется, прилетает)
5. Называть несколько признаков к предмету и угадывать что это? (рыжая, пушистая, шустрая, хитрая – лиса)
6. Нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце. яркое, светит)
После того, как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова, их представление подводим к понятию о предложении, его структуре.
Таким образом, закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.
Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.
Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости, поэтому к концу года среди детей наиболее освоивших грамматическое значение слова было решено проведение занятий по составлению синквейна.
Правила составления синквейна :
• Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идет речь).
• Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
• Третья строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
• Четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
• Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Образцы детских сочинений в рамках изучения лексических тем.
Лексическая тема «Весна»
Весна.
Солнечная, теплая.
Наступает, греет, радует.
Я люблю весну!
Трава
Лексическая тема «Космос»
Планета.
Яркая, далекая.
Светит, радует, влечет.
Я хочу полететь в космос.
Звезда.
В перспективе – разработка программы по использованию синквейнов на фронтальных занятиях детей коррекционной группы.
Подведение итогов. Творческий отчет
1. Театрализованное представление.
2. Творческий отчет – как театрализованное представление.
Интеграция проекта
Интеграция по данному проекту осуществлялась по нескольким направлениям:
1. Эстетическое воспитание.
2. Развитие свободного творчества.
3. Развитие речи.
4. Развитие наглядно-графического моделирования.
5. Развитие образного мышления.
Результаты проекта
Цель достигнута, поставленные задачи реализованы, достигнут устойчивый положительный результат. Мы пришли к выводу, что использование синквейнов в работе с детьми коррекционной группы способствует :
• Расширению и активизации объема словаря.
• Формированию структуры значения слова.
• Развитию лексической системности и семантических полей.
• Развитию словообразования.
• Уточнению грамматического значения слова.
• Реализации умений и способностей.
• Активизации познавательной деятельности.
• Обучению синтезу, обобщению и анализу различных понятий.
• Развитию свободного творчества.
• Развитию образного мышления.
• Способности резюмировать информацию.
• Умению излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Методическое обеспечение
1. Бородич А. М. Методика развития речи. 2-е изд. М. : Просвещение, 1981.
2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. : АСТ, 2005.
3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.
4. 4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М. : Просвещение, 1985.
5. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р. Е. Левиной. М. : Просвещение, 1968.
6. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2009.
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. 5-е изд., испр и доп. М. : АРКТИ, 2010.