Лучший педагог года

Педагогический проект «Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6–7 лет»

Светлана Пименова
Педагогический проект «Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Учитель-логопед

I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 107» г. Рязани

Пименова Светлана Владимировна

Педагогический проект

«Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6 – 7 лет»

«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска».

В Шаталов

Рязань

Тип проекта :

Публикация «Педагогический проект „Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6–7 лет“» размещена в разделах

• По доминирующей в проекте деятельности : инновационный

По числу участников: группа детей с нарушениями в развитии речи в возрасте 6-7 лет.

По времени: среднесрочный (1 месяц)

По характеру контактов: в рамках МБДОУ.

Информационная карта проекта

1. Название проекта : «Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6 – 7 лет»

2. Автор проекта : учитель-логопед Пименова С. В.

3. Тип проекта : групповой, среднесрочный, инновационный.

4.

Краткое содержание проекта

1. Накопление информационно-методической базы по теме проекта

2. Разработка плана проекта

3. Реализация плана в работе с детьми

Ожидаемые результаты

(продукт проекта)

• Обогащения понятийного запаса у детей

• Обогащение словарного запаса слов

• Умение выделять главную мысль с облачением в речевую форму

• Умение анализировать

• Развитие эстетики речи

• Развитие культуры речи

• Развитие гибкого нестандартного мышления

Цель проекта :

Научить детей составлять синквейны и рассказывать их.

Задачи проекта :

• Развивать у детей 6-7 лет образное мышление и память.

• Развивать способности резюмировать информацию; умения излагать сложные идеи, чувства короткой фразой.

• Обогащения понятийного запаса.

• Обогащение словарного запаса слов.

• Умение выделять главную мысль с облачением в речевую форму.

• Умение анализировать.

• Развитие эстетики и культуры речи.

• Развитие гибкого нестандартного мышления у детей.

Участники проекта :

Дети подготовительной к школе группы с нарушениями речи, учитель-логопед Пименова Светлана Владимировна.

Риск проекта

Возникает опасность, что в силу сложности темы и уровня подготовленности ребенок не сможет выделить главную мысль текста, а так же выразить свою мысль.

Сложность темы приведет к тому, что дети потеряют интерес к работе. Сокращением до минимума участников, задействованных в составлении синквейна, было увеличено количество времени на предварительную работу, которая будет проходить завуалировано во время логопедических занятий.

План реализации проекта

1. Знакомство с понятием «синквейн».

2. Обучение составлению синквейна.

3. Творческий отчет.

Реализация проекта

Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американсеой поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трех строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Например:

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

Синквейн, как и хоку, несет определенную и способности.

эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности.

Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приемом, направленным на активизацию познавательной деятельности и развитие речи.

Создание синквейна предполагает умение детей пользоваться наглядно-графическим моделированием лингвистических единиц, в старших группах пользоваться умением печатать буквами, знаниями построения предложений, навыками послогового чтения и осознания

прочитанного текста.

Для точного, полного выражения своих мыслей ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Коррекционная работа начинается с уточнения, расширения и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам.

Дети знакомятся с понятиями «слово» :

«слова-предметы»

«слова-предметы неживые»

«слова-предметы живые»

«слова-признаки»

«слова-действия»

Наглядно-графические схемы помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Работа строится по определенной схеме:

1. Называние слов-предметов живых.

2. Называние слов-предметов неживых.

3. Постановка вопросов к каждому слову:

Кто это?

Что это?

Какой? Какая? Какие?

Что делает?

Что делал (а?

4. Добиваться от детей нескольких ответов (Самолет – летит, взлетает, приземляется, разгоняется, прилетает)

5. Называть несколько признаков к предмету и угадывать что это? (рыжая, пушистая, шустрая, хитрая – лиса)

6. Нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце. яркое, светит)

После того, как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова, их представление подводим к понятию о предложении, его структуре.

Таким образом, закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.

Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости, поэтому к концу года среди детей наиболее освоивших грамматическое значение слова было решено проведение занятий по составлению синквейна.

Правила составления синквейна :

• Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идет речь).

• Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

• Третья строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

• Четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

• Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Образцы детских сочинений в рамках изучения лексических тем.

Лексическая тема «Весна»

Весна.

Солнечная, теплая.

Наступает, греет, радует.

Я люблю весну!

Трава

Лексическая тема «Космос»

Планета.

Яркая, далекая.

Светит, радует, влечет.

Я хочу полететь в космос.

Звезда.

В перспективе – разработка программы по использованию синквейнов на фронтальных занятиях детей коррекционной группы.

Подведение итогов. Творческий отчет

1. Театрализованное представление.

2. Творческий отчет – как театрализованное представление.

Интеграция проекта

Интеграция по данному проекту осуществлялась по нескольким направлениям:

1. Эстетическое воспитание.

2. Развитие свободного творчества.

3. Развитие речи.

4. Развитие наглядно-графического моделирования.

5. Развитие образного мышления.

Результаты проекта

Цель достигнута, поставленные задачи реализованы, достигнут устойчивый положительный результат. Мы пришли к выводу, что использование синквейнов в работе с детьми коррекционной группы способствует :

• Расширению и активизации объема словаря.

• Формированию структуры значения слова.

• Развитию лексической системности и семантических полей.

• Развитию словообразования.

• Уточнению грамматического значения слова.

• Реализации умений и способностей.

• Активизации познавательной деятельности.

• Обучению синтезу, обобщению и анализу различных понятий.

• Развитию свободного творчества.

• Развитию образного мышления.

• Способности резюмировать информацию.

• Умению излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Методическое обеспечение

1. Бородич А. М. Методика развития речи. 2-е изд. М. : Просвещение, 1981.

2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. : АСТ, 2005.

3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

4. 4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М. : Просвещение, 1985.

5. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р. Е. Левиной. М. : Просвещение, 1968.

6. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2009.

7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. 5-е изд., испр и доп. М. : АРКТИ, 2010.

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

План работы методического объединения учителей-логопедов ДОУ на 2013–2014 учебный год Руководитель методического объединения - Прудникова Ольга Юрьевна, Учитель-логопед высшей квалификационной категории, МКДОУ ЦРР д/с № 5.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6–7 лет»
Опубликовано: 7 августа 2014 в 16:02
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6–7 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пименова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД