Ольга Бузмарева
Педагогический проект «Снеговик: история возникновения символа зимы и нового года»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад №8 «Огонёк»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«СНЕГОВИК : ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИМВОЛА ЗИМЫ И НОВОГО ГОДА»
Исполнитель:
Воспитатель Шабашова О. Н.
Анапа 2017
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Название проекта : «СНЕГОВИК : ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИМВОЛА ЗИМЫ И НОВОГО ГОДА».
Авторы проекта : воспитатель Шабашова О. Н.
Продолжительность проекта : 2 месяца (декабрь – январь).
Публикация «Педагогический проект „Снеговик: история возникновения символа зимы и нового года“» размещена в разделах
Тип проекта : исследовательско - творческий проект.
Участники проекта : педагоги, родители; дети среднего и старшего возраста.
Возраст детей: 5 - 7 года.
Ключевые понятия:
• Новый год – праздник, отмечаемый многими народами в соответствии с принятым календарем, наступающим в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года;
• Дед Мороз – главный сказочный персонаж на празднике Новый год, восточнославянский вариант рождественского дарителя;
• Снеговик – сказочный и новогодний персонаж, помощник Деда Мороза;
• открытка – особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта);
• почта - термин, используемый для обозначения:
- почтовых отправлений;
- учреждений связи, к которым относятся: ответственная почтовая администрация и подчиненные структуры – почтамты, узлы связи, транспортные подразделения и сортировочные пункты, а также почтовые отделения, в составе почтамтов и узлов связи;
- предприятия естественной монополии и почтовых операторов, реализующих услуги перемещения и доставки почтовых отправлений на местном, внутреннем и международном уровнях на основе публичной оферты, разовых или долговременных договоров услуг с потребителями;
-почтальон – служащий почтового ведомства; человек, разносящий почту, то есть письма, газеты, посылки, телеграммы и почтовые переводы.
Необходимые материалы: конспекты НОД по развитию речи и аппликации; демонстрационный материал, необходимый для организации НОД (сюжетные картинки о снеговике и празднике Новый Год, образцы новогодних открыток); материалы, необходимые для организации НОД по аппликации (клей, тарелочки для клея, салфетки, кисточки для клея, цветная бумага, ватные диски, цветной картон); аудио- и видеоматериалы (подборка песен и мультфильмов о снеговике и празднике Новый Год); методическая и художественная литература по теме проекта.
Актуальность проекта : Настоящее поколение, провело свое детство в значительном отрыве от истории своих предков. Нарушилась связь поколений, которую они теперь не в состоянии передать настоящему, растущему поколению. Такой семейный праздник, как Новый год, несет в себе дух укрепления семейных традиций, явился наиболее актуальным временем для возобновления связи времен и поколений
Объект проекта : снеговик, как один из символов зимы и Нового года.
Предмет проекта : процесс создания поздравительной новогодней открытки своими руками.
Цель проекта : организовать
• в приемной группы выставку детских поделок «Новогодние сувениры своими руками», «Наш весёлый снеговик»;
• в приемной группы выставку совместных поделок родителей и детей «Новогодние сувениры своими руками», «Наш весёлый снеговик»;
Задачи проекта
1. Познакомить детей с историей возникновения снеговика.
2. Развивать познавательную активность
дошкольников, через формирование интереса к народному творчеству, любовь к ручному труду
3. Воспитывать коммуникативные навыки общения, уважительное отношение к традициям страны
4. Повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ, способствовать укреплению детско-родительских отношений.
5. Развивать речь детей, через выразительное чтение стихов.
Для педагогов :
• оказывать детям помощь в оформлении рисунков и работ, в организации выставки рисунков;
• составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности;
• привлекать родителей к участию в проекте;
Для родителей:
• привлекать детей к подготовке к новогоднему празднику;
• принимать по возможности участие в реализации проекта по рекомендациям педагогов;
• посетить выставки детских поделок и совместных поделок родителей и детей.
Для социальных партнеров:
• организовать выставки детских поделок и совместных поделок родителей и детей;
• посетить выставки детских поделок и совместных поделок родителей и детей соседних групп;
Форма проведения итогового мероприятия проекта : выставка детских поделок, а также поделок родителей и детей «Наш весёлый снеговик».
Название игрового мероприятия проекта : выставка детских работ «Наш весёлый снеговик».
Продукты проекта
Для детей:
• поделки на тему «Наш весёлый снеговик»
Для педагогов :
• организация выставки детских работ, а также совместных поделок родителей и детей на тему «Наш весёлый снеговик»
Для родителей:
• посещение выставки детских работ и выставки совместных поделок родителей и детей на тему «Наш весёлый снеговик»
Для социальных партнеров:
• посещение выставки детских работ и выставки совместных поделок родителей и детей в ДК станицы Благовещенской на тему «Наш весёлый снеговик»
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
• умение аккуратно пользоваться необходимыми для НОД по аппликации материалами (кисточки, краски, клей);
• повышение интереса дошкольников к традициям родной страны, семьи;
• получение удовлетворение от собственной работы (поделки);
• новые знания по теме проекта
Для педагогов :
• понимание детьми снеговика как символа зимы.
• повышение уровня информированности родителей;
Для родителей:
• увидеть продукт детской деятельности и продукт совместной работы родителей и детей.
• повышения процента включенности родителей в жизнь детского сада и группы в частности.
Для социальных партнеров:
• увидеть продукт детской деятельности и продукт совместной работы родителей и детей.
Список литературы:
1. Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких. – М. : Просвещение, 1982. – 431 с.
2. Томилова, С. Д. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн. 2. – М. : Астрель, 2009. – 702 с.
3. Толстой, Л. Н. Сказки, пословицы, загадки. М. : Дет. лит., 1989. – 31 с.
4. Ни окон, ни дверей: Русские народные загадки, сказки. М. : Дет. лит., 1989. – 31 с.
5. Времена года. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа издательство «Карапуз – дидактика» 2007
7. Косарева В. Н Народная культура и традиции занятия с детьми 3 – 7 лет. Волгоград издательство «Учитель» 2014г
8. Лыкова И. А С чего начинается Родина «Живые узоры» издательский дом «Цветной мир» 2014
9. Лыкова И. А. «Народный календарь» «Зима - Чародейка» ООО издательский дом «Цветной мир» Москва 2013
10. Комарова Т. С Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе издательство «Мозаика синтез» Москва 2009.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Этапы проекта
2. Действия педагогов
3. Действия детей
4. Действия членов семьи и социальных партнеров
1. Этапы проекта
Этапы Содержание действий педагогов, детей, членов семей и социальных партнеров
Подготовительный
(формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта) Поставить цель, определить актуальность проекта. Спланировать основной и заключительный этапы проекта. Подобрать необходимый методический, наглядно-дидактический материал, аудио - и видеоматериал, художественную литературу. Организовать развивающую среду в группе. Привлечь родителей к участию в выставке совместных работ родителей и детей в приемной группы «Наш весёлый снеговик», «Новогодние сувениры своими руками». Провести беседы с детьми о предстоящем празднике. Направлять ход беседы «Снеговик», «История возникновения символа зимы и Нового года» к тому, что одним из символов новогоднего праздника является снеговик. Организовать дидактические игры по теме проекта. Организовать просмотр мультипликационных фильмов «Кто придет на Новый Год?», «Снеговик-почтовик». Дать рекомендации родителям по участию детей в подготовке к празднику дома.
Принять участие в украшении елки и группы к празднику. Беседовать о предстоящем новогоднем празднике, о том, что одним из атрибутов праздника является снеговик. Договориться с детьми, чтобы совместно с педагогом изготовить свою новогоднюю открытку и устроить выставку.
Дети принимают участие в дидактических играх; рассматривают книги о новогоднем празднике в книжном уголке и сюжетные картинки о Новом Году в группе; слушают аудиозаписи о празднике Новый год и снеговике. Смотрят мультипликационные фильмы «Кто придет на Новый Год?», «Снеговик-почтовик», «Зима в Простоквашино». Дома принимают участие в подготовке к празднику.
Привлечь детей к подготовке к празднику дома. Принять участие в выставке совместных работ родителей и детей в приемной группы «Наш весёлый снеговик», «Новогодние сувениры своими руками».
Основной
(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка) Организовать прослушивание аудиозаписей и чтение художественной литературы, просмотр альбома с новогодними открытками с изображением снеговика; проводить беседы; оказывать детям помощь при выполнении открыток и их оформлении; обучать сюжетно-ролевым играм. Давать рекомендации родителям о помощи детям в выборе новогодних открыток для поздравления членов семьи или других людей.
Прослушивать аудиозаписи и произведения художественной литературы. Изготавливать совместно с педагогом поделки на тему «Наш весёлый снеговик», «Новогодние сувениры своими руками». Дома помогать родителям изготавливать совместные поделки на тему «Новогодняя открытка», «Новогодние сувениры своими руками» для выставки в приемной группы.
По рекомендациям педагогов родители оказывают помощь детям в выборе новогодних открыток для поздравления членов семьи или других людей. Принимают участие в выставке совместных работ родителей и детей в приемной группы «Наш весёлый снеговик», «Новогодние сувениры своими руками».
Завершающий
(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)
Организовать выставку детских работ, а также выставку совместных работ родителей и детей на тему «Наш весёлый снеговик», «Новогодние сувениры своими руками». Проводить беседы о необходимости беречь открытку и поделки аккуратно с ними обращаться.
Распространение опыта работы на различных уровняхВо время проведения выставок новогодних поделок для родителей каждый ребенок показывает свою работу. Все дети участвуют в беседе о необходимости беречь поделки. Посещают выставку детских поделок, а также совместных поделок родителей и детей.
По рекомендациям педагогов дома закрепляют правила бережного отношения к поделкам.
ПЛАН РАБОТЫ
реализации проекта «Снеговик : история возникновения символа зимы
и Нового года»
Содержание деятельности Контингент участников Дата Ответственные
1-й этап - подготовительный
1 Формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта 1 неделя декабря ШабашоваО. Н. – воспитатель, Катенева Н. М. – старший воспитатель
2 Составление плана работы по реализации проекта (вид проекта информационно - творческий) 1 неделя декабря ШабашоваО. Н. – воспитатель, Катенева Н. М. – старший воспитатель
3 Создание творческой группы в помощь реализации проекта Родители, воспитатели всех возрастных групп, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель 1 неделя декабря ШабашоваО. Н. – воспитатель
4 Сбор и систематизация информационного материала Родители, воспитатели всех возрастных групп 1-2 недели декабря ШабашоваО. Н. – воспитатель
5 Сбор и систематизация наглядного материала (старые открытки, картинки и плакаты о снеговиках) Родители, воспитатели всех возрастных групп, старший воспитатель, педагог-психолог,
1-2 недели декабря ШабашоваО. Н. – воспитатель
6 Подбор необходимого, аудио - и видеоматериала Музыкальный руководитель, педагог - психолог 1-2 недели декабря АндриенкоВ. А -музыкальный руководитель, Прийма И. А- педагог – психолог
7 Подбор художественной литературы по теме. Воспитатели всех возрастных групп 1-2 недели декабря ШабашоваО. Н. – воспитатель
8 Организация развивающей среды в группе. Включение в предметно-пространственную развивающую среду альбомов с открытками, художественной литературой с иллюстрациями Новогодней тематики с целью введения детей в проблему. Воспитатели всех возрастных групп, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель 1-2 недели декабря ШабашоваО. Н. – воспитатель
2-й этап - основной
1 Беседа с детьми о предстоящем празднике Новый год, направление хода беседы к «Снеговик : История возникновения символа зимы и Нового года» к тому, что одним из символов новогоднего праздника является снеговик Дети среднего и старшего дошкольного возраста 2-3 неделя декабря ШабашоваО. Н. – воспитатель
2 Рассматривание новогодних открыток с изображением снеговика Дети среднего и старшего дошкольного возраста 1-4 неделя декабря ШабашоваО. Н. – воспитатель
3 Рассматривание плаката, сюжетных картинок о зиме Дети среднего и старшего дошкольного возраста
декабрь, январь ШабашоваО. Н. – воспитатель
4 Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме проекта «Магазин книжный», «Почта»
Дети среднего и старшего дошкольного возраста Декабрь, январь ШабашоваО. Н. – воспитатель
5 Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций Новогодней тематики
Дети среднего и старшего дошкольного возраста Декабрь 1-2 недели января ШабашоваО. Н. – воспитатель
6 Просмотр мультипликаци-онных фильмов «Кто придет на Новый Год?», «Снеговик-почтовик»
Дети среднего и старшего дошкольного возраста декабрь ШабашоваО. Н. – воспитатель
7 Рекомендации родителям по участию детей в подготовке к празднику дома Воспитатели всех возрастных групп, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель 2-3
недели декабря ШабашоваО. Н. – воспитатель
8 Создание информационных буклетов «Снеговик : История возникновения символа зимы и Нового года» Воспитатели всех возрастных групп, старший воспитатель, 3 неделя декабря ШабашоваО. Н. – воспитатель
9 Создание тематической галереи «Наш весёлый снеговик» Воспитатели всех возрастных групп, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель 3 неделя декабря ШабашоваО. Н. – воспитатель Катенева Н. М. – старший воспитатель
10 Рассматривание и обсуждения выставки совместных поделок родителей и детей
Дети среднего и старшего дошкольного возраста 4 неделя декабря ШабашоваО. Н. – воспитатель
11 Игровая интегрированная организованная образовательная деятельность с детьми по изготовлению открытки
Дети среднего и старшего дошкольного возраста 4 неделя декабря ШабашоваО. Н. – воспитатель
12 Изготовление совместно детьми с педагогом приглашения для родителей на Новогодний утренник
Дети среднего и старшего дошкольного возраста 4 неделя декабря ШабашоваО. Н. – воспитатель
13 Разучивание стихов «Новый год» Дети дошкольного возраста 1-4 недели декабря Воспитатели
14 Разучивание и пение Новогодних песен Дети всех возрастных групп 1-4 недели декабря Андриенко В. А -музыкальный руководитель, воспитатели
15 Организация выставки работ выполненных детьми совместно с родителями «Новый год у ворот» Воспитатели всех возрастных групп, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель 1-4 недели декабря ШабашоваО. Н. – воспитатель
16 Рекомендация педагогов родителям как оказывать помощь детям в изготовлении или выборе новогодних открыток и поделок для поздравления членов семьи или других людей
Воспитатели всех возрастных групп, старший воспитатель, педагог-психолог Декабрь, январь ШабашоваО. Н. – воспитатель
3-й этап- заключительный
1 Посещение выставок творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями дома в рамках проекта (соседние группы). Дети среднего и старшего дошкольного возраста конец декабря - январь ШабашоваО. Н. – воспитатель, воспитатели.
2 Оформление музыкального зала, с учетом тематики данного проекта. Воспитатели всех возрастных групп, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель. 4 неделя декабря Андриенко В. А -музыкальный руководитель, ШабашоваО. Н. – воспитатель, воспитатели. воспитатели
3 Проведение новогодних утренников Дети всех возрастных групп, родители, воспитатели всех возрастных групп, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
4 – 5 недели декабря Андриенко В. А -музыкальный руководитель, ШабашоваО. Н. – воспитатель, воспитатели.
4 Участие в конкурсе детского творчества «Новогодние сувениры своими руками», «Новогодняя открытка» на уровне детского сада.
Дети всех возрастных групп, родители, воспитатели всех возрастных групп, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель. январь ШабашоваО. Н. – воспитатель, Катенева Н. М. – старший воспитатель
5 Рождественские гуляния Дети 3 неделя января Андриенко В. А -музыкальный руководитель, воспитатель
6 Распространение опыта работы на муниципальном уровне, на сайте учреждения и в сетевых сообществах
Педагоги и специалисты дошкольного образования, родители 4 неделя декабря, 1-3 неделя января ШабашоваО. Н. – воспитатель, Катенева Н. М. – старший воспитатель
7 Организация Рождественских посиделок для пенсионеров с вручением открыток с Новогодними пожеланиями и красочных подарочных календарей
Пенсионеры дошкольного образования, дети. 13 января Музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели.