Анастасия Шилкина
Педагогический проект «Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Чебурашка».
Педагогический проект «Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста».
Автор: воспитатель
Шилкина А. Ю
Тип проекта : психолого- педагогический, практический.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
По времени проведения: продолжительный.
Актуальность.
Публикация «Педагогический проект „Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Процесс познания маленького человека отличается от процесса
познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети –
эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде
всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции
мышления и осмысленной предметной деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет
определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст
«золотой порой» сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного
восприятия окружающей действительности, служит основой познания
мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е.
от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает
окружающее.
В данном проекте представлена система работы, помогающая
развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в
раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно
успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, т. к. его реализация
позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего
окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной
активности. Цель:
Обеспечить накопление представлений у детей раннего возраста о
цвете, форме, величине предметов, их свойствах, которые составляют
фундамент общего умственного развития ребенка и необходимы для
успешного обучения в детском саду, школе и многих видов труда.
Задачи:
-Определить содержание работы по сенсорному воспитанию детей
раннего возраста;
- Осуществлять сенсорное воспитание (зрительное, слуховое,
осязательное восприятие);
- Развивать у детей внимание, память, познавательную деятельность;
- Приучать действовать с предметами домашнего обихода и
игрушками;
- Формировать умение подражать действиям взрослых с игрушками;
- Обогащать понимаемый и активный словарь ребенка;
- Познакомить родителей с основными аспектами работы по
сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
Методы проекта
-анализ литературы по данной проблеме;
- совместные игры;
- проведение занятий;
-индивидуальная работа с детьми;
Содержание проектной деятельности.
Этапы и сроки проектной деятельности
1 этап – подготовительный
2 этап – практический
3 этап – заключительный
Подготовительный этап (август – 1 половина сентября)
-изучение понятий, касающихся темы проекта;
-изучение современных требований к содержанию и организации
работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста
- диагностика сенсорного развития детей в группе;
- анкетирование родителей;
- анализ полученных результатов, выводы;
-изучение возможности участия родителей в реализации проекта;
- пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми
Практический этап (2половина сентября – 1половина мая).
Работа с детьми:
-Специально-организованная деятельность детей : игры- занятия.
- Совместная деятельность воспитателя с детьми:
1. Игры в центре сенсорики;
2. Подвижные игры;
3. Игры в центре «Песок-вода»;
4. Наблюдения в природе.
Работа с родителями:
- Консультации;
-День открытых дверей;
- Родительское собрание;
- Совместное изготовление дидактического материала.
Заключительный этап (2 половина мая)
- Диагностика детей группы;
- Анализ проведенной работы.
Результативность.
-Разработана система сенсорного развития детей раннего возраста;
- Дети получили представления о форме, величине, цвете
предметов;
- Научились группировать предметы по заданному признаку;
- Дети освоили навыки действия с предметами домашнего
обихода и игрушками, могут определять их положение в
пространстве;
- Родители получили необходимые психолого-педагогические
знания по сенсорному развитию детей раннего возраста,
принимали активное участие в изготовлении пособий и
оборудования по сенсорному развитию.
Литература:
1. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Л. А. Венгер,
Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер 1988г
2. «Развивающие игры с малышами до трех лет» Т. В. Галанова 1996г
3. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного
дошкольного образования» под ред. Т. Н. Дороновой и Т. И.
Ерофеевой 2010г
4. «Первые шаги»Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова
2008г
5. Нечаева И. Ю. Система сенсорного развития детей//Справочник
старшего воспитателя дошкольного учреждения» 2010г №1 С. 58-70
6. «Раннее детство: познавательное развитие» Л. Н. Павлова,
Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова 2003г
7. Ковалева Л. А. Предметно-развивающая среда в яслях //Воспитатель
ДОУ 2008г №1 С. 24-28
8. Важова С. А. Сенсорное воспитание в младшей группе //Воспитатель
ДОУ 2008г №11 С. 51-59
9. Ивакина Г. А. Сенсорное воспитание в умственном развитии детей
раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2010г №1 С. 105-111
10. Гореева С. В. Панно-тренажеры для развития мелкой моторики рук
детей раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2010г №5 С. 23-26