ирина гудинова
Педагогический проект «Салют, Победа!»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Исполнитель:
Гудинова Ирина Владимировна, воспитатель
г. Озёры
2019 г.
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта
Педагогический проект
«Салют, Победа!»
Адресация проекта Проект предназначен для позПедагогический проект
«Салют, Победа!»
навательной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста
Публикация «Педагогический проект „Салют, Победа!“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Проекты
- Салют. Праздничные салюты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Участники проекта
Педагоги, родители, воспитанники старшей группы
Цель проекта Создание условий для развития познавательного интереса дошкольника к своей Родине и воспитание патриотических качеств личности ребенка через различные виды детской деятельности
Задачи проекта - познакомить детей с героическими подвигами людей, которые защищали свою Родину во время Великой отечественной войны
- расширить знания детей о Дне защитника Отечества, Дне Победы, традициях их празднования
- развивать интерес детей к историческим событиям своего села, всей страны
- формировать чувство причастности к событиям, происходящим в стране
- закреплять знания о Великой отечественной войне, защитниках Отечества, подвиге народа во имя Победы
- воспитывать уважение к людям старшего поколения, чувство гордости за свой народ и свою страну
Сроки реализации
краткосрочный: с 1 февраля по 9 мая 2019 г. (3месяца)
Вид проекта
Информационно - творческий, групповой
Особенности проекта - Проект является одним из перспективных методов, способствующий развитию познавательного интереса к героическим подвигам людей, защищавших свою родину во время Великой отечественной войны.
- В ходе проекта происходит интеграция образовательных областей.
-Участие в проекте дает возможность педагогу разработать для себя новые условия для реализации задач по патриотическому воспитанию дошкольников
Итоги проекта - у детей сформировались представления о защитниках Отечества и подвиге народа в Великой отечественной войне
- дети стали активными при проведении праздничных мероприятий и ролевых игр, способствующих воспитанию у детей патриотических качеств личности
- систематизировалась работа с родителями по организации и проведению совместных праздников и выставок творческих работ
ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский.
Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким своим людям. Чувство Родины начинается и с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что находит отклик у него в душе.
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природу детского сада, родного края, труд людей, традиции, общественные события и т. д.
Начиная работу по воспитанию любви к Родине, важно хорошо знать, продумать, что целесообразно рассказать и показать детям, особо выделив наиболее характерное, так как любой край, деревня, город славны своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.
В этом году исполняется 74 лет со дня Великой Победы над фашистской Германией. Размышляя о страшных событиях той войны, мы преклоняемся перед людьми, проявившими беспредельный героизм на фронте и в тылу. Весь народ отдавал силы во имя одной цели – Победы в войне. Светлая память тем, кто не вернулся с поля боя, и тем, кто ушел из жизни уже после войны. Их мало, но они испытали на себе все тяготы войны. Коллектив нашего дошкольного учреждения поставил перед собой задачу по формированию у дошкольников патриотических чувств, гордости и уважения к героям отечества. В этом нам помогает метод проектирования.
Проблема.
Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в наше время все чаще. Ее актуальность очевидна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, происходит резкое расслоение общества, наблюдается враждебность, эгоизм; у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Большинство старших дошкольников могут ответить на вопросы: в какой стране они живут, в каком городе, кто президент России, мэр города. А на вопрос: «Кто является героем?» дети называют персонажей мультфильмов: Человек-паук, Терминатор. А ведь наша страна славится своими героями, защитниками Отечества, ветеранами. В этой связи в дошкольных учреждениях просто необходимо проводить целенаправленную работу с детьми по начальному формированию гражданственности и приобщению детей к истории нашей Родины. Знакомя детей с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувство гордости и любви к Отчизне.
Существует немало методической литературы, программ, проектов по патриотическому воспитанию дошкольников. Проблема выбранной мной темы обусловлена следующими причинами:
- из разнообразия предлагаемых программ и пособий по патриотическому образованию дошкольников выбрать и решать те задачи, которые применимы к условиям и возможностям нашего детского сада, района,
- формировать у детей нравственные чувства, такие как патриотизм, возможно через организацию специально разработанных мероприятий (бесед, интегрированных занятий, сюжетных игр, праздников, встреч,
- необходимость в эмоционально – положительном отношении к родному краю, стране в ориентированных видах деятельности ребенка.
Пояснительная записка.
Теоретическое обоснование проектной деятельности.
Все больше времени проходит со дня Победы нашего народа над фашистской Германией. В этом году наша страна отмечает 74-летие Великой Победы. В своей практике я использую различные формы работы с детьми, родителями, педагогами : занятия, беседы, экскурсии, тематические выставки, конкурсы творческих работ, праздники, посвященные праздничным датам.
Но интенсивное проникновение научно-технического прогресса в окружающую жизнь диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования одним из основных принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи. Стандарт направлен на решение такой задачи: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей.
В структуре образовательной программы дошкольного образования выделено направление на формирование у детей первичных представлений о себе, других людях, о малой родине, Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
В рамках патриотического воспитания основные задачи могут быть решены с помощью метода проектов, когда дети заинтересованы темой, принимают непосредственное участие в распределении функций, ролей, участвовать в творческой деятельности вместе с родителями. В свою очередь я имею возможность направить эту работу в нужное русло.
Применение метода проектирования в работе с детьми позволяет педагогу обеспечить углубление и закрепление уже имеющихся у детей знаний, умений и навыков, способствует развитию познавательной, исследовательской и творческой активности. Приоритетным условием развития проектной деятельности – создание развивающей среды для возникновения и проявления познавательных интересов детей.
В процессе взаимодействия ребенка с окружающей средой, когда дети свободно, в соответствии с собственными интересами осваивают ее, изменяют и преобразовывают, создавая что-то новое, происходит развитие личности ребенка. От того, насколько эффективной будет развивающая среда, зависит познание окружающего мира ребенком, активное взаимодействие с ним.
Реформирование образования, разработка государственной стратегии модернизации, требует от нас умения проектировать собственную образовательную деятельность.
Проектная деятельность позволяет решать следующие задачи:
- определять проблему,
- находить пути ее решения,
- рефлексировать результаты своей деятельности,
- умение делать выводы,
- определять перспективы дальнейшей работы.
Участие в проектной деятельности дает возможность разрабатывать для себя новые условия. Этого требует и основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, которую реализует наш детский сад.
Новизна моей работы заключается в интегрированном подходе к познавательно – исследовательской деятельности, создании компонента развивающей среды, направленных на решение проблем патриотического воспитания дошкольников.
Цель проекта.
Цель моего проекта : воспитание детей в нравственно-патриотическом духе, приобщение к праздничной культуре русского народа.
Гипотеза проекта :
Уровень развития детей повышается, если создать следующие педагогические условия
- тщательно подготовить развивающую среду, создать необходимые условия для воспитания у детей нравственно-патриотических качеств личности;
- систематизировать работу с родителями, привлекать их к активному участию в реализации проектов;
- разработать наиболее эффективную систему образовательной деятельности в процессе которой дети заинтересованы темой, принимают непосредственное участие в мероприятиях совместно с родителями.
И если мы создадим данные педагогические условия, то патриотические качества личности у детей будут развиваться успешно.
Задачи проекта :
- продолжать знакомить дошкольников с героическими подвигами людей, которые защищали свою Родину во время Великой отечественной войны,
- расширить знания детей о Дне защитника Отечества, Дне Победы, традициях их празднования,
- развивать интерес и чувство причастности к историческим событиям, происходящим в стране и малой родине,
- приобщать детей к народной культуре, раскрыть творческие способности детей,
- воспитывать уважение к людям старшего поколения, чувство гордости за наш народ, победивший врага и защитникам Отечества.
Основные формы и методы работы, используемые в проекте «Салют, Победа!» :
- экскурсии в музей Боевой славы,
- активное взаимодействие сотрудников детского сада, родителей и детей,
- продуктивная деятельность детей в рисунках, поделках,
- тематические и комплексные занятия, беседы, ролевые игры, развлечения и праздники, посвященные праздничным и памятным датам.
Интеграция с образовательными областями:
Решение задач, предусмотренных в рамках проекта «Салют, Победа!» возможно при условии интеграции разных видов образовательной деятельности, через объединение различных видов деятельности развиваются нравственные качества, познавательная активность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Предполагаемый результат.
Реализация проекта позволяет нам надеяться на успешное формирование гражданско-патриотической позиции, которая станет основой личности взрослого человека – гражданина своей страны. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи со своей Родиной, не зная, как берегли ее и защищали наши прадеды, деды и отцы. Уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка сформируются элементы гражданственности и патриотизма.
Исходя из поставленных задач:
- у детей сформируется представление о героизме, чувство причастности к событиям, происходящим в стране
- благодаря совместной работе детей и их родителей, мероприятия будут проводиться активней
- родители активнее станут принимать участие в творческих выставках, конкурсах, проводимых в рамках ДОУ.
Работа на перспективу:
- продолжать участие в программах и проектах по патриотическому воспитанию дошкольников,
- активно сотрудничать с родителями воспитанников, общественными организациями района, краеведческим музеем, картинной галереей с. Ульяново, редакцией газеты «Вестник» по патриотическому воспитанию,
- обобщить и обменяться опытом работы с педагогами детских садов района.
Подводя результаты работы над проектом, можно сделать следующие выводы:
- теоретическая основа патриотического воспитания основывается на решении задач: обучения, воспитания, развития. Правильно используя методы, воспитатель закладывает основы духовной нравственности, формирует патриотические качества личности.
- Воспитание гражданско-патриотических качеств личности ребенкавозможно при создании соответствующей развивающей среды, поможет дошкольникам усвоить общечеловеческие ценности - любви к семье, родному краю, стране, людям.
- Большое значение при решении задач патриотического воспитания приобретает тесный контакт в работе с семьей.
Практическая работа над проектом.
Идея проекта возникла не случайно. Ведь гражданско-патриотическое воспитание начинается прежде всего с воспитания у ребенка любви к своему родному дому, своей малой родине. Первыми чувствами патриотизма у ребенка являются отношение к себе, как личности, семье, где он растет, дому, в котором живет, к родному селу.
В год 74-летия Великой Победы над фашистской Германией особенно актуально заинтересовать детей историей нашей страны, ее героями, подвигом народа в трудные времена военного времени. В последние годы информация о событиях Великой отечественной войны весьма противоречива. Изменилось отношение молодых людей к службе в армии. В связи с этим я разработала проект «Салют, Победа», чтобы вызвать у детей интерес к своей родине и чувство гордости за воинов, защищавших ее. Поскольку по данной теме имеется большое количество разнообразного методического материала, я постаралась проанализировать его, выделить основные важные и интересные моменты, систематизировать их и использовать в доступной форме.
Дошкольное детство – период начальной социализации ребенка. Формирование у детей нравственных чувств, таких как патриотизм, возможно через организацию специально разработанных мероприятий.
Чтобы решить практически все задачи патриотического образования дошкольников я подготовила серию конспектов занятий о малой родине, разработала сценарии праздников, посвященных праздничным датам, организовала и провела ролевую игру «Выборы в государстве «Петушок». Приложения 3-6. Вместе с родителями воспитанники активно проявили свои творческие способности в рисунках при оформлении соответствующих выставок детского творчества.
Учитывая особенности возраста при организации работы использую разнообразные формы: экскурсии, игры, праздники.
Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка. Реализация проекта позволяет надеяться на успешное формирование у дошкольников гражданско-патриотической позиции, которая станет основой личности взрослого человека – гражданина своей страны. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с родиной, не зная, как берегли ее наши предки. И нет сомнений, что уже в детском саду в результате систематической целенаправленной работы у ребенка сформируются элементы патриотизма.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, я подумала, что целесообразно показать и рассказать детям о достопримечательностях своего города. Важно подвести детей к пониманию, что родина помнит и чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях улиц, в их честь воздвигнут памятник. На конкретных фактах можно привить детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «подвиг».
Впечатления, накопленные от экскурсий, праздничных мероприятий, дети переносят в свою художественную деятельность. На этой основе у детей формируется нравственно-эстетическое отношение к своей малой родине, стране.
Работа будет результативной, если привлечь родителей воспитанников к проведению праздников, занятий, творческой деятельности, совместным экскурсиям.
В работе с родителями по патриотическому воспитанию я решаю следующие задачи:
1. Раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании положительного отношения дошкольника к своей семье, своим близким, своему селу, стране.
2. Установить преемственность в работе с семьей.
3. Искать пути естественного включения семьи в процесс патриотического воспитания дошкольника.
Родители моих воспитанников небезразличны к проблемам патриотического воспитания. Большинство активно участвуют в наших праздниках, мероприятиях, утренниках, родительских собраниях, помогают оформлять стенды, делают с детьми поделки и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Известно, что воспитание у детей чувства гордости за свою Родину начинается в пору дошкольного детства и прежде всего с привития любви к родному краю. Это я учитываю в своей работе с детьми. И положительный результат этой работы – у детей проявился интерес к познанию истории своей Родины, своего края.
Методика ознакомления детей с родным краем и воспитание любви к ней разнообразна. Это и непосредственное воспитание детьми окружающего, т. е. наблюдения, прогулки, экскурсии, демонстрации иллюстрированного материала, а также широкое использование художественных произведений, беседы, рассказы и тематические выставки.
Я организовываю работу с детьми, стараясь показать красоту родного края, расширить сложившиеся у детей представления. Воспитывая у детей чувство патриота своей страны, приобщаю их к праздничной культуре, расширяю их знания о людях, которые защищали свою родину во время войны и тех, кто сейчас защищает нашу мирную жизнь, воинах Российской армии.
Подводя результаты работы, можно сделать следующие выводы:
1. Взрослые и дети не должны оставаться в стороне от решения проблем патриотического воспитания подрастающего поколения. Различные формы организации деятельности детей, сочетание приемов, направленных на формирования чувств патриотизма, взаимодействие взрослых и детей на основе партнерства –это основные условия для воспитания патриотов.
2. Теоретическая основа патриотического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Правильно используя различные методы, воспитатель может сформировать элементы гражданственности и патриотизма.
3. Существуют основные правила поведения в обществе, которые могут усвоить дошкольники. Нельзя навязывать детям эти правила, нужна целенаправленная, продуманная работа для того, чтобы знания перешли в убеждения о необходимости быть патриотом, горячо любить и беречь свою Родину.
4. Основную значимость при решении задач патриотического воспитания приобретает тесный контакт в работе с семьей ребенка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алешина Н. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. Перспектива. 2011.
Ветохина А., Дмитриенко З., Савельева О. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Детство-Пресс. 2010.
Дерягина Л. Наша Родина – Россия. Наглядное пособие. Детство – Пресс. 2012.
Зеленова Н. Г. Мы живем в России. М. : Скрипторий, 2003, 2008.
Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. М., Гном и Д, 2008.
Комратова Н., Грибова Л. Патриотическое воспитание детей 6 – 7 лет. Методическое пособие. М., Сфера, 2007.
Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию. М., Сфера, 2006.
Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию. М., Сфера, 2005.
Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать? (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию). М., Скрипторий. 2003, 2008
Ушакова Л. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Детство – Пресс, 2013.
Шорыгина Т. А. Наша Родина – Россия. М., Сфера, 2011.
Научно – методические журналы «Детский сад. Все для воспитателя», «Дошкольник», «Воспитатель ДОУ», 2012 – 2014 гг.
Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников (практическое пособие). Воронеж, ТЦ «Учитель», 2005.
С любовью к России. Методические рекомендации. М., Воспитание дошкольника, 2007.