Богданова Любовь
Воспитания культуры поведения у дошкольников. Педагогический проект «О хороших манерах — на живых примерах»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект с дошкольниками подготовительной группы
«О хороших манерах — на живых примерах»
Актуальность:
«Социальная роль – это система норм и правил поведения, ожидаемого от человека, занимающего в обществе или социальной группе определенное положение» (Р. С. Немов).
В настоящее время существует объективная необходимость проведения целенаправленной работы с детьми по вопросу воспитания культуры поведения. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Овладение социальной ролью является одним из основных компонентов процесса становления социального опыта. Ребенок социализируется и приобретает собственный опыт, занимаясь разнообразной деятельностью, общаясь с людьми, выполняя различные социальные роли, усваивая модели поведения.
Темочки:
- Вежливость, волшебные слова. Проекты
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Анализ поведения наших воспитанников показал, что неумение правильно вести себя в обществе, дома создаёт человеку определённую репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает жизни. С детства следует формировать культуру поведения. Поэтому выбранная тема является актуальной.
Проблема: заключается в создании эффективных способов воспитания культуры поведения у дошкольников в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Если мы будем реализовывать проект по выбранной теме, то это позволит повысить воспитательно - образовательный уровень в вопросах культуры поведения всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).
Объект: процесс воспитания культуры поведения у дошкольников подготовительной к школе группы.
Предмет: содержание комплекса мероприятий, направленного на воспитание культуры поведения у дошкольников.
Цель и задачи проекта:
Содействовать формированию потребности у детей дошкольного возраста соблюдать основные правила и требования современного общества.
1. Расширить представление старших дошкольников о культуре поведения в дошкольном учреждении, дома, в общественных местах.
2. Учить выполнять правила поведения, оценивая свои поступки и поступки сверстников.
3. Привести в систему знания о правилах культурного поведения в обществе, расширить знания о правилах культурного поведения, связав их с этическими знаниями.
4. Создавать предметно-развивающую среду для проведения элементарной работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
5. Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Целевая группа: работа с детьми 6-7 лет, 29 человек, работа с родителями 29 человек, работа со специалистами детского сада.
Сроки реализации проекта: среднесрочный проект, 16-31 января 2023 г.
Ресурсы проекта:
-информационные: информирование всех участников о ходе реализации проекта, установление связи с библиотекой, интернет и мультимедиа ресурсы.
-методическое: разработка, составление плана, конспектов, создание предметно-развивающей среды, презентаций, рекомендаций для родителей.
-кадровые: привлечение специалистов ДОУ для участия в проекте.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Итоговый.
Описание механизма проекта.
При реализации программы очень важно учитывать следующее:
в воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться принципов единства и целостности воспитательного процесса, взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и в доверии к детям.
Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Для предупреждения плохого поведения важное значение имеет профилактическое обучение. Занимаясь профилактическим обучением с маленькими детьми необходимо превращать это в игру. Такое обучение предполагает следующие этапы:
Сначала надо обсудить с ребёнком, что мы хотим от него, пояснить на конкретной ситуации.
Далее – надо объяснить, почему он должен так делать, постараться придумать довод, близкий и понятный ребёнку.
Затем должна быть практика – игра. Проводить такое обучение лучше с обыгранной ситуацией.
4. Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является разбор результатов. Предполагается использование следующих методов в процессе проведения занятий:
разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, мультфильмов;
пример правильного поведения различных персонажей;
сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.
Занятия будут проводиться со всеми детьми одновременно.
Образовательные технологии
Наглядные: мультимедийные -презентации, мультфильмы, видеоролики; энциклопедии, наборы открыток, фотографии, тематические картинки, дидактические игры.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции, рассказы воспитателя о различных ситуациях и явлениях социального мира.
Практические: игровые и проблемные ситуации, дидактические игры, ситуационные задачи, упражнения с дидактическими материалами, сюжетно-ролевые игры.
Рабочий план реализации проекта.
1 этап. Подготовительный (1, 2, 3 день)
Цель: довести до всех участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника (педагогов, родителей, детей, специалистов) темой проекта.
- Подбор, изучение методической литературы по литературы по теме.
- Изучение передового педагогического опыта.
- Разработка проблемных ситуаций, подборка художественной литературы, дидактических игр, сценарии развлечений и досугов.
- Подбор видеотеки, мультфильмов, презентаций.
-Подготовка сюжетно-ролевых игр.
-Выявление знаний детей по данной теме.
-Информация для родителей о проекте «Культура поведения детей дошкольного возраста». Определение уровня заинтересованности родителей по теме проекта.
-Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед, консультаций, заданий.
- Оформление выставки рисунков «Что такое хорошо? Что такое плохо?».
2 этап. Основной.
Цель: формирование у детей полезных и устойчивых форм повседневного поведения в ДОУ, быту, общественных местах, в общении, в различных видах деятельности.
Планируемая работа по следующим разделам:
В содержании культуры поведения дошкольников выделим следующие компоненты:
- культура деятельности
- культура общения
-культурно-гигиенические навыки и привычки.
1. Этические и ситуативные беседы:
«О дружбе», «Если с другом вышел в путь», «Каким я хочу быть», «Мои достоинства и недостатки». «Как нужно играть». «Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам“.
2. Беседы по теме: «Что такое вежливость», «Волшебные слова - почему они волшебные», «Всегда ли вежливая Вежливость».
3. Чтение литературы: В. Карасева «Новый товарищ», И. Туричина «Дружба», С. Маршак «Как себя вести»,«Урок вежливости», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»
В. Осеева «Волшебное слово»
Б. Заходер «Очень вежливый индюк»
А. Барто «Медвежонок - невежа»
Ж. Витензон «Просто так»
К. Стрельникова «Подари свою улыбку»
«Лиса и журавль» русская народная сказка
«Вежливый кролик» мексиканская сказка
4. Составление сказки о дружбе детей и зверей.
5. Упражнение «Уберём наш группу».
6. НОД «Зачем быть вежливым?»
7. Просмотр мультфильмов:
Тигренок в чайнике
Лунтик «Невежи» (42 серия)
Ценная бандероль
Видеоролик: «Путешествие в мир приветствий разных народов»
8. Речевое развитие. Словесные игры: «Кто больше скажет добрых слов другу» (в кругу с мячом, «Потерялось словечко»
9. Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Чаепитие с тигренком», «Как Буратино стал вежливым», игра «Мои друзья: игрушки, книги – берегу их».
Сюжетно-ролевые игры: «Приходите в гости к нам», «Правила чистоты», «Мы в театре» .
10. Художественно-эстетическое развитие: Рисование- фантазии на тему «Что вырастет из семечка вежливости», «Хорошее настроение», свободное рисование «Мои добрые дела»
11. Музыкальное восприятие: Слушание песен: «Улыбка» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского; «Что такое доброта» Барбарики, «Друзья» Барбарики. Разучивание песни «Доброта» музыка И. Лученка, слова Н. Тулуповой,
12. Театрализованная деятельность: Инсценировки произведений.
«Вежливая лошадь»
«Эй, привет, соседка мышь»
«Лиса и Журавль» русская народная сказка
13. Физическое развитие. Подвижные игры. Игра с мячом «Кто больше знает вежливых слов», «Подари движение другу».
14. Работа с родителями. Консультации: «Воспитание доброты», «Что такое вежливость?». Оказание помощи в оформлении фотоальбома «Наши добрые дела», совместное детско-родительское творчество «Вежливые слова», Памятка для родителей «Секреты воспитания вежливого ребенка».
15. Выполнение семейного домашнего задания для участие родителей и семьи в итоговом мероприятии.
3 этап. Итоговый.
Совместное мероприятие для детей и родителей, с помощью музыкального руководителя. ДОСУГ НА ТЕМУ: «О хороших манерах - на живых примерах».
Цель: закрепление у детей желания быть воспитанными и культурными, вежливо здороваться и прощаться с взрослыми и детьми, обращаться с просьбой, благодарить за услуги, не перебивать говорящего, выслушивать собеседника, говорить спокойно, доброжелательно, понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам.
Использование в жизни культурно-гигиенических навыков: необходимость опрятности, содержания в чистоте одежды и тела, что продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети понимают, что в соблюдении норм проявляется уважение к другим.
Родителям задается домашнее задание, семейное: подготовить мини сюжеты, этюды, мини сценки на тему культуры поведения, в виде решения ситуации, которые будут демонстрированы на итоговом мероприятии.
Дома, в семье, нужно придумать, затем точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях.
Примерные темы:
«Каждый из присутствующих подарит нам признак воспитанного человека».
«Мировое приветствие», «О чем говорят глаза», «Сопереживание», «Я хороший – ты хороший». «Грубость в мусорную корзину», «Поставь себя на место другого человека», или свободный выбор по теме.
Ожидаемые результаты проекта (табл. 1, табл. 2).
Количественные результаты
№ п/п Описание результата (вовлечение целевых групп/проведение занятий/выполнение работ/другое – все результаты, поддающиеся численному измерению) Показатель
Каким образом будет подтверждено
достижение
Возможные риски проекта:
Нежелание родителей принимать участие в проекте.
Низкая посещаемость детей в ДОУ по причине болезни.
Недостаточное количество материальных средств на пополнение развивающей среды.
Уменьшение количества участников, меньше предполагаемого количества 29. Сколько детей присутствует и сколько семей представили свои мини сюжеты на итоговом мероприятии.
Табл. 2
Качественные результаты
№ п/п Описание результата (качественное изменение в
жизни целевой группы,
партнеров, в сфере
реализации проекта, для
вашей организации) Срок
проявления
изменения
(после проекта
или через
несколько
месяцев/лет)
Каким образом
будет оценено
(измерено)
достижение
(какие методы для
оценки были
Дети:
Усвоение детьми этических норм и правил поведения в повседневной жизни.
Закрепление культурно-гигиенических правил.
Знание правил поведения в быту, игре, другой деятельности.
Умение оценивать свое поведение, поступать правильно в соответствующей ситуации.
Родители:
Обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничество с ребёнком в семье.
Повышение родительской компетентности по теме «Культура поведения».
Активизация участия в жизни группы и образовательной деятельности.
Педагоги:
Повышение эффективности работы по теме.
Повышение личного профессионального уровня.
Интеграция специалистов ДОУ в реализации проекта.
С основного этапа начала проекта, в ходе реализации, закрепление после окончания проекта. Анкетирование, отзывы сотрудников ДОУ, отзывы родителей, наблюдение.