Мария Тарасова
Педагогический проект «Русские народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Актуальность:
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народными традициями, а конкретнее с народными играми.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные игры. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с русскими народными играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.
Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении : они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли и укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками, зазывалками и дразнилками.
Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и наша задача помочь им в этом.
Цель:
Формирование знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру.
Задачи:
- Вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные игры;
- Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре;
- Развивать двигательную активность детей: ловкость, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку;
- Развивать память, творческое воображение, познавательную активность, фантазию;
- Воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре своего народа;
- Воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма и взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности;
- Обогащать словарный запас детей названиями предметов быта русского народа;
- Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русскими народными играми.
Вид проекта : познавательный, игровой, творческий.
Продолжительность: долгосрочный (8 месяцев).
Участники: дети старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели, учитель
-логопед, учитель-дефектолог, законные представители.
Ожидаемый результат:
- пробудить живой интерес детей к народным играм, желание играть в них в повседневной жизни;
- активное усвоение правил и содержания игр детьми;
- умение детей самостоятельно организовывать игру;
- умение узнавать русскую народную игру среди других, выделять ее особенности.
План реализации проекта :
1 этап - подготовительный:
- изучение методической литературы по данной теме;
- сбор информации, подбор игр;
- написание плана проекта;
- составление картотеки русской народной игры;
- подбор, изготовление наглядного материала, атрибутов, костюмов;
- создание условий для проведения мероприятия.
2 этап – основной:
План ознакомления дошкольников с народными играми.
Октябрь
1. Беседа на тему «Жизнь и быт русского народа» - закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, ее символах; воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, чувство гордости за свой народ и его прошлое, интерес к отечественной культуре; познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, предметами русского быта и одеждой.
2. Рассматривание и изучение макета «Русская изба».
3. Знакомство с играми: «Дедушка Мазай», «Хрен», «Каравай».
4. Анкетирование родителей «Русская народная игра в современном мире».
Ноябрь
1. Беседа на тему «Многообразие русских народных игр» - познакомить детей с видами русских народных игр : подвижные, хороводные, игры-забавы, сюжетные, обрядовые и т. д. Рассмотреть особенности русских народных игр, выявить их отличия от игр других народов.
2. Знакомство с играми: «У медведя во бору…», «Гуси-лебеди», «Ворон».
3. Изобразительная деятельность/рисование на тему «Животные в русской народной игре».
Декабрь
1. Беседа на тему «Традиции и обычаи русского народа» - получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов; систематизация сведений о русских праздниках; отличие традиций и обычаев русского народа от традиций и обычаев другого народа; воспитывать любовь к русской национальной культуре.
2. Создание и оформление народного календаря.
3. Знакомство с играми: «Золотые ворота», «Ходит Ваня», «Ловишки».
4. Совместная работа детей и родителей «Традиции моей семьи».
Январь
1. Беседа на тему «Русский народный фольклор» - систематизировать знания детей о русском народном фольклоре и закрепить знание о русской народной сказке «Лисичка со скалочкой» через игровую деятельность; формировать умение слушать и участвовать в рассказе сказки; познакомить детей с русскими народными песнями.
2. Просмотр и участие в инсценировке русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».
3. Знакомство с играми: «Клубок», «Гори, гори ясно…»
4. Промежуточное мероприятие «Колядки на Рождественские Святки».
Февраль
1. Беседа на тему «Масленица» - познакомить детей с традициями и обычаями праздника «Масленица», с понятием «масленичная неделя», с историей зарождения праздника.
2. Знакомство с играми: «Калачи», «У Маланьи, у старушки…»
3. Изготовление масок для игры «Калачи».
4. Промежуточное мероприятие «Как на масленичной неделе мы без дела не сидели».
Март
1. Беседа на тему «Символы русского народа» - закрепить знания детей о символах России, предметах быта, которые имеют многовековую культуру (матрешка, балалайка, медведь, береза, валенки, платок, самовар).
2. Знакомство с играми: «Солнышко-ведрышко», «Тень-тень-потетень».
3. Изобразительная деятельность/аппликация «Матрешка – русский сувенир».
4. Изготовление масок к игре «Солнышко-ведрышко» и «Тень-тень-потетень».
Апрель
1. Беседа на тему «Пасха» - знакомство с историей, традициями и обычаями праздника Пасха.
2. Знакомство с играми: «Ручеек», «Бабка-Ежка».
3. Изобразительная деятельность/рисование на тему «Разноцветные яйца».
Промежуточное мероприятие «Праздник Светлой Пасхи».
Май
Итоговое мероприятие «Карусель народных игр».
3 этап- заключительный:
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата;
- Информационный поэтапный обзор реализации проекта на официальном сайте ДОУ, в социальных сетях в группах детского сада и педагогов;
- создание альбома "Русские народные игры».
- организация выставки семейных творческих работ «Символ русского народа».
Итоги проекта :
В начале реализации проекта, наблюдая за детьми, стало понятно, что играя в русские народные игры, дети не имеют представления, что это за игра, откуда она взялась, что в такие игры могли играть их бабушки и дедушки. Современным детям, которые привыкли к современным технологиям, очень трудно осознать, что в прежние времена, люди могли обходиться без компьютерных технологий.
В ходе проекта прошло много бесед о том, как жили люди в прежние времена, чем занимались, чем дорожили, что ценили, как развлекались. Так же познакомились с огромным количеством русских народных игр, старались играть в них как в образовательной деятельности, так и на прогулке и в свободное время.
По окончанию реализации проекта, можно видеть, что
- у детей сформировались представления о жизни, традициях, обычаях, культуре русского народа;
- появился интерес к русским народным играм;
- дети стали сами просить нас поиграть в русские народные игры и организовывают их самостоятельно.