Алина Большакова
Педагогический проект «Разноцветные палочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект "Разноцветные палочки"
(для детей средней группы дошкольного возраста)
Актуальность проекта : С давних пор счетные палочки становятся настоящими «выручалочками» для детей, постигающих основы математики. Они – один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным. Они учат ребенка ориентироваться в пространстве, способствуют развитию мелкой моторики, смекалки и сообразительности. Благодаря им закрепляются первоначальные знания геометрических фигур, арифметического счета, величины. Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться. Счетные палочки – самый доступный и многофункциональный дидактический материал.
Публикация «Педагогический проект „Разноцветные палочки“» размещена в разделах
Проблема. Чтобы повысить интерес у детей по формированию элементарных математических представлений, повысить уровень математического развития, я решила использовать один из нетрадиционных материалов «палочки для мороженого», которые мы вместе с детьми и родителями раскрасили в разный цвет. Это дает больше возможности использовать их в развитии восприятия, памяти, воображения, речи. Реализация проекта должна способствовать у детей развитию сообразительности, смекалки, творческого мышления.
Вид проекта : практико - ориентированный.
Цель: Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить развитию математического мышления, памяти, воображения, внимания, творчества, обогащать математический словарь.
Сроки проекта : 3 недели.
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели. Задачи развивающие:
Области Задачи
«Познавательное развитие» - Заинтересовать детей нетрадиционным материалом «Разноцветные палочки».
- Содействовать развитию умения считать в пределах 5, правильно пользоваться количественными числительными.
- Способствовать закреплению умения узнавать, называть и преобразовывать геометрические фигуры.
«Речевое развитие» - Активизировать словарь детей: высокий -низкий; длинный - короткий; слева – справа, между.
«Социально - коммуникативное развитие» - Научить использовать игры с палочками в совместной и самостоятельной деятельности.
- Развивать пространственное мышление, воображение при работе по схеме.
«Художественно - эстетическое развитие» - Использовать палочки в конструктивной деятельности.
- Умение создавать узоры по образцу и по воображению.
«Физическое развитие» - Развивать мелкую моторику рук.
Развивающие задачи: Развивать память, мышление, воображение, внимание, творческие умения и способности. Воспитательные задачи:
- Формировать эмоциональную заинтересованность.
- Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения в играх.
- Воспитывать усидчивость, внимание, выдержку.
Ожидаемый результат:
- повышение интереса к нетрадиционному материалу «Разноцветные палочки» через игровые упражнения и дидактические игры,
- формирование первоначальных навыков у детей в преобразовании геометрических фигур,
- активное участие родителей в изготовлении дидактических пособий.
План работы над проектом.
Работа воспитателя с родителями. - Сообщение о начале работы над проектом,
- привлечение к изготовлению дидактического материала,
- сбор фотографий к выставке «Своими руками».
- консультация для родителей:
«Математические игры по дороге домой».
- мастер - класс «Возможности разноцветных палочек».
Работа родителей с детьми. - Помощь к изготовлению дидактического материала;
- участие к выставке поделок «Своими руками».
Работа воспитателей с детьми. 1. Беседы – рассказы:
- «Как используются палочки в быту».
- «Правила обращения с палочками».
2. Опыт - эксперимент «Тонет – не тонет».
3. В гостях у «Волшебницы – Красок» :
(превращение в разноцветные палочки).
4. Совместная деятельность детей и воспитателей:
- Знакомство (счет, сравнение, цвет).
- Дидактические игры.
- Игровые упражнения.
5. Самостоятельная деятельность детей:
- Игровые задания на составление узоров.
Совместная работа родителей, детей, воспитателей. - Создание альбома «Умные задания».
- Фото стенд «Играем и развиваемся».
- Выставка поделок «Своими руками».
Рабочий план реализации проекта.
№ Фомы работы Сроки реализации
1 - Рассказ – беседа «Как и где используются палочки в быту».
- Беседа «Правила обращения с палочками». 31.10.22г
2.11.22г
2 Опыт – эксперимент «Тонет – не тонет». 3.1122г
3 В гостях у «Волшебницы – Красок» (превращение палочек от мороженого в разноцветные). 3.11.22г
4 Совместная деятельность детей и воспитателей.
- Дидактические игры:
«Улица разноцветных палочек».
«Что, где находится?»
«Продолжи, цветной ряд».
«Найди пару».
«Цветные коврики».
«Конструктор».
- Игровые задания с геометрическими фигурами с использованием художественного слова
ноябрь
5 Самостоятельная деятельность детей.
- Игровые упражнения для свободной деятельности детей: Выложи «дерево», «елочку», «цветочек», «домик», «бабочку»
- Работа по образцу.
- Упражнения на свободную тематику.
ноябрь
6 Мастер – класс для родителей: «Возможности разноцветных палочек». 10.11.22г
7 Создание альбома «Умные задания». 7.11.22г
8 Фото стенд «Играем и развиваемся». 14.11.22г
9 Выставка поделок «Своими руками» (совместная работа родителей с детьми, воспитателей). 16.11.22г
10 Презентация проекта «Разноцветные палочки». 18.11.22г
Приложение:
1. Дидактические игры.
2. Стихи про геометрические фигуры.
3. Консультация для родителей «Математические игры по дороге домой»
4. Советы родителям «Развитие мелкой моторики рук дошкольников»
5. Фото «Совместная деятельность воспитателя, родителей, детей».
6. Фото выставка поделок «Своими руками».
1. «Дидактические игры»
«Найди пару»
Цель: учить находить пару по цвету и величине.
«Продолжи цепочку»
Цель: закрепление знания цветов, учить находить такой же цвет, играть сообща.
«Цветные коврики»
Цель: развитие внимания, логического мышления, умение составлять из палочек узор по образцу- карточке.
«Сделай узор»
Цель: развитие восприятия фигур, умение анализировать расположение пред-метов в пространстве.
«Мастерская форм»
Цель: умение выкладывать из палочек фигуры и знакомить
с их вариантами.
«Составление предметов по картинкам».
Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Это может быть домик, скамейка. Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет.
«Рисуем палочками»
Выложите из палочек дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки. Выложите пешеходный переход, возьмите куколок и учите правила дорожного движения. С помощью палочек можно посадить на полу разноцветные цветы, нарисовать дома, машины, угловатых кошек или собак, птиц и рыб, человечков — все, что угодно. Чем больше палочек — тем интереснее. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка.
«Палочки — конструктор»
Для игры потребуются счетные палочки и пластилиновые шарики. Соединяя палочки с помощью пластилина, можно строить самые разные трехмерные фигуры. Развиваем не только воображение, творческое мышление и пространственное восприятие, но и знакомимся с геометрическими телами (куб, конус, призма)
«Логические цепочки»
Выкладывание с помощью палочек логических цепочек с определенным ритмом помогает ребенку развивать сенсорное восприятие, вниматель-ность, логическое мышление, понимание последовательностей. У этой игры может быть два варианта: либо вы выкладываете свою цепочку из палочек, а ребенок должен сам выложить такую же цепочку, как ваша, либо вы начинаете выкладывать цепочку с определенным ритмом и просите ребенка продолжить её.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Математические игры по дороге домой».
Современные условия жизни, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям. Конечно, было бы просто замечательно, если бы мамы и папы больше общались с детьми, чаще бы играли в совместные игры. Что же делать, если действительно нет достаточно времени для общения с ребенком, и уж тем более для совместных игр?
Учитывая тот момент, что общение родителей с детьми происходит большей частью по дороге в детский сад и вечером домой, мы предлагаем вам несколько вариантов математических игр, благодаря которым, дорога в детский сад превратится в познавательное, увлекательное, интересное путешествие, как для Вас, так и для вашего ребёнка.
Игра «Ниже - выше». Игра направлена на формирование у ребенка представлений о величине предметов. Например: «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Можно выбрать любые другие предметы — деревья, скамейки, кусты, заборы.
Игра «Цвета». Игра развивает логическое мышление, наблюдательность. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он видит вокруг себя, красного цвета, затем зелёного и так далее.
Игра «Посчитаем вместе». Игра развивает логическое мышление. В непринужденной форме у ребенка формируются навыки счета. Вы можете вместе с ребенком посчитать машины, дома, деревья. Можно считать вместе, можно предложить ребенку самостоятельно посчитать, можно считать по очереди. Главное, чтобы это было весело и интересно.
Игра «Геометрические фигуры». Игра направлена на формировании у ребёнка представлений о геометрических фигурах. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он знает, круглой формы, затем треугольной и так далее.
Игра «Назови лишнее слово». Данная игра поможет развить у ребенка математические представления. Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать что здесь «лишнее» и объяснить, почему. Например: 1. Мяч, кубик, солнце, обруч (лишнее слово – кубик, потому что он квадратной формы, а все остальные предметы круглой формы). 2. Вишня, огурец, помидор, клубника. (лишнее слово – огурец, потому что он зелёного цвета, а все остальные – красного).
Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но так же направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка.
Уважаемые, родители, больше играйте с детьми.
Советы родителям
«Развитие мелкой моторики рук дошкольников»
* Заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие.
* Выполнение упражнений должно быть регулярным.
* Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
* Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают.
* Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
* Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.
* Ребенку всегда предлагается инструкция. Она должна быть простой, короткой и точной. Например, к упражнению «шофер» : «Ты — шофер, а эта фишка — твоя машина. Прижми фишку указательным пальцем и медленно двигай по столу, чтобы объехать дома и людей.
* Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
Домашняя игротека.
В семье для тренировки пальцев рук детям можно предложить следующие игры:
«Забей мяч в ворота». Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола — «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота. Можно играть вдвоем, тогда взрослый и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине.
«Поможем Золушке». Необходимы две пустые коробочки и одна со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая, двумя руками, ребенок должен разделить «смесь» на две части.
«Разорви лист по линиям». Лист бумаги произвольно расчеркивается на две части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.
«Шаловливый котенок». Заранее разматывается клубок ниток. Малыш должен сначала правой, а затем левой рукой смотать клубок.
«По кочкам через болото». На столе рассыпают мелкие камешки — «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребенок «шагает» указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать и на бумаге.
«На морском берегу». Для игры понадобятся дощечка с накатанным слоем пластилина и горсть мелких камешков. Ребё нку предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: солнышко, облако, дерево, змею, мячик, удочку, рыбку.
«Шнуровка». Берется большая карточка, на которой в центре и по краям в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи толстой нити ребенок выполняет следующие задания:
а) провести нитку через все отверстия по краю карточки;
б) протянуть нитку в каждое второе отверстие;
в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красные и синие и т. д.);
г) выполнить «обметку через край»;
д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.
Составление фигурок из счетных палочек или спичек. Взрослый просит ребенка выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, по представлению, несложные фигурки: квадрат, треугольник, кубик, вазу, лодочку, юбочку, очки, лесенку, мельницу, рыбку, пирамидку, флажок, звезду, мороженое, бабочку, аквариум, жука, окно, сумку, морковку, грузовик, рожицу, брюки, пирог, мост, качели, лейку, танк, лопату, коробку карандашей, ракету, пароход, грибок, горку, тачку, беседку, снежинку, парусник, башню, песочницу, самолет, кровать, телевизор, собаку, корову, часы, фонарик.
Творческие занятия:
- пластилиновое панно (картины из кусочков пластилина, выкладывание сюжета на пластилиновой основе крупами, пластилиновые узоры);
- рисование верёвочкой (выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета);
- плетение косичек и венков из цветов.
Домашние дела:
- перемотка ниток;
- завязывание и развязывание узелков;
- чистка металла;
- нанизывание бус и пуговиц;
-застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок.
Развитию мелкой моторики рук способствуют также следующие занятия:
* изготовление бус;
* лепка;
* аппликация;
*обведение лекал с последующей их штриховкой.