Получи документы

Педагогический проект «Путешествие по русским народным сказкам» с детьми с нарушением интеллектуального развития

Светлана Гричишкина
Педагогический проект «Путешествие по русским народным сказкам» с детьми с нарушением интеллектуального развития
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»

Вид проекта : долгосрочный (с сентября 2021 года по май 2022 года)

Тип проекта : творческо-познавательный, игровой, индивидуальный, групповой.

Участники: воспитанники, воспитатели.

Срок реализации проекта : 9 месяцев

Темочки:

Актуальность: В детском учреждении для детей с ОВЗ сказка приобретает особую актуальность. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой. Задача взрослого помочь пройти процесс социализации используя коррекционную здоровьесберегающую технологию - сказкотерапию, которая обеспечивает комплексное воздействие на познавательную, коммуникативную и эмоциональную сферу ребенка.

Гипотеза: Приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Цели исследования:

• формирование у детей представлений о русской народной сказке, воспитание интереса к сказкам через различные виды деятельности.

• социально – эмоциональное развитие детей с ОВЗ, расширение их представлений об окружающем мире.

Объект исследования:

• Система педагогических методов и приемов, направленных на развитие познавательной активности, психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы, детского творчества в различных видах деятельности.

Предмет исследования:

• Знакомство с русскими народными сказками.

Задачи:

• Формирование любви к сказкам, интереса к театрально – игровой деятельности, к играм – драматизациям.

• Создание положительного эмоционального настроя у детей с ОВЗ

• Стимулировать речевую активность детей, учить повторять слова и фразы из знакомых сказок, способствовать проявлению активности в игре с персонажами – игрушками.

• Создание условий для активного самовыражения детей, привлечения робких и застенчивых детей к совместной театрализованной деятельности.

• Создание атмосферы эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование умения прийти на помощь.

• Совершенствовать коммуникативные возможности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения.

Обеспечить взаимосвязь разнообразных видов деятельности: изобразительной деятельности, музыки, конструирования, развития речи, движений при ознакомлении с окружающим миром.

Предполагаемый результат для детей:

• дети смогут повторять наиболее яркие отрывки из прочитанной сказки;

• дети смогут узнавать сказку по иллюстрациям и по героям;

• дети смогут отвечать на вопросы воспитателя по сказке;

• дети смогут называть сказку, прослушав отрывок из нее;

• повысится уровень социальной компетентности детей с ОВЗ;

для педагогов :

• сформируются навыки владения технологией педагогического проектирования в работе с детьми с ОВЗ.

Средства достижения поставленных задач:

• Чтение сказок и беседа о прочитанном, показ иллюстраций.

• Показ различных видов театров

• Театрализация сказок, сказки с движениями, инсценирование, драматизация сказки.

• Коррекционно - развивающие игры по сюжетам сказок.

• Занятия по знакомству с основными эмоциями.

• Продуктивно-творческая деятельность.

Условия реализации проекта :

• Создание комфортной психологической обстановки.

• Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением интеллектуального развития.

• Создание условий для развития познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы, а также для развития продуктивных видов деятельности.

• Создание условий для развития коммуникативности, успешности, инициативы и творческих способностей детей с нарушением интеллектуального развития на основе сотрудничества со взрослыми.

• Использование интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.

Продукт проекта :

• Драматизация сказки «Теремок»

• Выставка творческих работ детей «В мире сказок»

Этапы реализации проекта :

Подготовительный этап (разработка проекта)

1. Изучение педагогической литературы, интернет-ресурсов.

2. Подбор литературных произведений для детей.

3. Подбор диагностических методик для проведения мониторинга.

Организационный этап

(сбор и анализ информации, подготовка к реализации проекта)

1. Проведение мониторинга по развитию познавательной, эмоциональной сферы и навыков продуктивных видов деятельности детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

2. Определение темы работы, постановка цели, подбор информации по проекту.

3. Составление плана работы.

4. Выбор необходимого материала для изготовления наглядного и дидактического материала по теме проекта

5. Изготовление разных видов театров и атрибутов, масок для проведения кукольных спектаклей.

6. Разработка и изготовление многофункционального пособия «Сундук сказок».

7. Разработка и изготовление дидактического пособия:

Лэпбук «Путешествие по сказкам».

Основной этап (реализация проекта)

1. Применение многофункциональных пособий в непосредственно-образовательной деятельности детей: чтении художественной литературы, познавательных беседах, составлении рассказов по серии сюжетных картинок к сказкам, в игре-драматизации.

Завершающий этап

(подведение итогов)

1. Проведение мониторинга уровня познавательного развития детей, развития эмоциональной сферы и уровня развития навыков продуктивной деятельности

2. Проведение итогового мероприятия по проектной деятельности – драматизация сказки «Теремок»

3. Выставка детских работ «В мире сказок»

4. Анализ полученных результатов.

План реализации проекта :

Основные формы и направления педагогической деятельности

Начало сентября. Предварительная работа по проекту. Выявление уровня развития познавательной, речевой, эмоциональной сферы и навыков развития продуктивной деятельности. Мониторинг детей.

Конец сентября. Выбор и приобретение необходимого материала для изготовления многофункциональных пособий. Изготовление наглядного, дидактического материала

Октябрь - Ноябрь Сказка «Репка», «Теремок».

Эмоциональное состояние – «радость».

Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и мелкую моторику.

Познакомить детей с эмоцией радости; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку; учить эмоционально воспринимать веселое настроение людей.

Чтение и театрализация сказок «Репка» «Теремок»

Драматизация сказок «Репка» и «Теремок»

Коррекционно-развивающие игры : «Узнай по голосу», «Чьи следы?», «Расскажи сказку по картинкам», разрезные картинки «Собери сказку», «Угадай по силуэту».пальчиковая гимнастика «Репка», «Теремок».

Знакомство с эмоциональным состоянием – «радость» на примере сказки «Репка».

Декабрь - Январь.

Сказка «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка».

Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и мелкую моторику.

Чтение и театрализация сказок «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка»

Драматизация сказок «Курочка Ряба» и «Заюшкина избушка».

Коррекционно-развивающие игры : «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», разрезные картинки «Собери сказку», «Угадай по силуэту», пальчиковая гимнастика: «Курочка», «Зайка»

Эмоциональное состояние – «грусть».

Познакомить детей с эмоцией грусти; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать грустное настроение людей; знакомить со способами снятия негативных настроений. Знакомство с эмоциональным состоянием – «грусть» на примере сказки «Курочка Ряба». Дифференциация эмоций на примере сказки «Заюшкина избушка»

Февраль - Март Сказка «Три медведя», «Волк и семеро козлят».

Эмоциональное состояние – «злость».

Познакомить детей с эмоцией злости (гнева); учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, социально – приемлемыми способами; знакомить со способами снятия негативных настроений.

Чтение и театрализация сказок «Три медведя», «Волк и семеро козлят»

Драматизация сказок «Три медведя», «Волк и семеро козлят»

Коррекционно-развивающие игры : «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», пальчиковая гимнастика: «Коза», «Медвежата».

Знакомство с эмоциональным состоянием – «злость» на примере сказки «Три медведя». Дифференциация эмоций на примере сказки «Волк и семеро козлят»

Апрель - Май Сказка «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса».

Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и мелкую моторику.

Чтение и театрализация сказок «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса».

Драматизация сказки «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса».

Коррекционно-развивающие игры : «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», пальчиковая гимнастика «Поросята», «Петушок».

Эмоциональное состояние – «страх». Познакомить детей с эмоцией страха; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; помогать детям осознавать и преодолевать страх. Знакомство с эмоциональным состоянием – «страх» на примере сказки «Три поросёнка».

Дифференциация эмоций на примере сказки «Кот, петух и лиса».

Май

Оценивание эффективности проекта Анализ и оценка результатов педагогического проекта Мониторинг детей.

Проведение интегрированного занятия

- драматизация сказки «Три медведя».

Активное участие детей во всероссийских викторинах и олимпиадах по сказкам.

Результаты использования элементов сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллектуального развития.

Проведение коррекционно-развивающей работы с использованием элементов сказкотерапии способствовало :

- активизации познавательного интереса у детей;

-увеличению концентрации зрительного и слухового внимания, объёма памяти;

- увеличению работоспособности на занятиях;

- расширению словарного запаса,

- формированию навыков речевого общения;

- развитию выразительных средств общения (мимики, движений, жестов,

интонации, силы голоса, темпа, ритма, умению имитировать голоса персонажей);

- формированию двигательных навыков, умение имитировать движения в

пластике, развитию мелкой моторики рук;

-повышению качества навыков продуктивной деятельности;

- стабилизации эмоционального состояния у детей (снятию психического и

физического напряжения, снижению тревожности, страха, агрессии);

- созданию положительного эмоционального настроя, обеспечению

психологического благополучия и здоровья детей;

- пополнению предметно-развивающей среды групп многофункциональными

игровыми пособиями, атрибутами к сказкам, различными видами театра.

По окончании реализации проекта мы можем отметить, что использование элементов сказкотерапии в комплексной коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллектуального развития, показывает положительную динамику в формировании познавательной и эмоциональной сферы, в речевом развитии, а также в развитии навыков продуктивных видов деятельности, что подтверждает эффективность использования данного метода (проекта) в коррекционно-образовательном процессе.

Практическая значимость проекта заключается в том, что в ходе проекта разработано дидактическое пособие лэпбук «Путешествие по Сказкам» и многофункциональное пособие «Сундук Сказок» для организации работы по профилактике нарушений со стороны познавательной, коммуникативной и эмоциональной сферы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет Театр! Как много значит слово Для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново Бывает действие для нас!Ю. Ким На протяжении многих.

Дидактические игры по русским народным сказкамДидактические игры по русским народным сказкам Дидактические игры по русским народным сказкамВ очередной раз хочу поделиться с вами дидактическими играми. На сей раз по русским народным.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Путешествие по русским народным сказкам» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «Путешествие по русским народным сказкам» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! Зимние каникулы – это волшебное время Нового года, Рождества, морозных январских дней, когда можно.

Фотоотчет о мероприятии в форме квест-игры «Путешествие по русским народным сказкам»Фотоотчет о мероприятии в форме квест-игры «Путешествие по русским народным сказкам» 28 и 30 января в нашем детском саду для воспитанников старших и подготовительных групп были организованы нетрадиционные мероприятия – квесты.

Интегрированная ННОД с элементами театрализации «Путешествие буккроссеров по русским народным сказкам» ВидеоИнтегрированная ННОД с элементами театрализации «Путешествие буккроссеров по русским народным сказкам» Видео Представляю вам мой конспект открытого занятия, проведённого в рамках большого проекта «Буккроссинг как приобщение старших дошкольников.

Итоговая ООД для детей старшей группы «Путешествие по русским народным сказкам» с использованием игрового поля (фотоотчет)Итоговая ООД для детей старшей группы «Путешествие по русским народным сказкам» с использованием игрового поля (фотоотчет) Ребята поприветствовали гостей и друг друга - собрались в круг и улыбнулись друг другу. В гости к детям пришла Красная Шапочка. Она сообщила.

Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество». 2. Уточнить и обогатить знания детей о русских.

Конспект занятия «Путешествие по русским народным сказкам» в подготовительной группеКонспект занятия «Путешествие по русским народным сказкам» в подготовительной группе Конспект занятия по непосредственно – образовательной деятельности. Тема: «Путешествие по русским народным сказкам». В подготовительной.

Квест-зарядка по русским народным сказкамКвест-зарядка по русским народным сказкам Организация образовательной деятельности с использованием квест технологии. Выполнила воспитатель Клюканова П. В. Квест (заимствование.

Конспект игрового занятия «Путешествие по русским народным сказкам» Путешествие по русским народным сказкам Возраст:6-7 лет. Форма проведения: образовательное событие. Вид детской деятельности: игровая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Путешествие по русским народным сказкам» с детьми с нарушением интеллектуального развития
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 16:33
+53Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Путешествие по русским народным сказкам» с детьми с нарушением интеллектуального развития» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гричишкина (УИ 1703047) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД