Светлана Гричишкина
Педагогический проект «Путешествие по русским народным сказкам» с детьми с нарушением интеллектуального развития
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Вид проекта : долгосрочный (с сентября 2021 года по май 2022 года)
Тип проекта : творческо-познавательный, игровой, индивидуальный, групповой.
Участники: воспитанники, воспитатели.
Срок реализации проекта : 9 месяцев
Актуальность: В детском учреждении для детей с ОВЗ сказка приобретает особую актуальность. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой. Задача взрослого помочь пройти процесс социализации используя коррекционную здоровьесберегающую технологию - сказкотерапию, которая обеспечивает комплексное воздействие на познавательную, коммуникативную и эмоциональную сферу ребенка.
Публикация «Педагогический проект „Путешествие по русским народным сказкам“ с детьми с нарушением интеллектуального развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Гипотеза: Приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Цели исследования:
• формирование у детей представлений о русской народной сказке, воспитание интереса к сказкам через различные виды деятельности.
• социально – эмоциональное развитие детей с ОВЗ, расширение их представлений об окружающем мире.
Объект исследования:
• Система педагогических методов и приемов, направленных на развитие познавательной активности, психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы, детского творчества в различных видах деятельности.
Предмет исследования:
• Знакомство с русскими народными сказками.
Задачи:
• Формирование любви к сказкам, интереса к театрально – игровой деятельности, к играм – драматизациям.
• Создание положительного эмоционального настроя у детей с ОВЗ
• Стимулировать речевую активность детей, учить повторять слова и фразы из знакомых сказок, способствовать проявлению активности в игре с персонажами – игрушками.
• Создание условий для активного самовыражения детей, привлечения робких и застенчивых детей к совместной театрализованной деятельности.
• Создание атмосферы эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование умения прийти на помощь.
• Совершенствовать коммуникативные возможности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения.
• Обеспечить взаимосвязь разнообразных видов деятельности: изобразительной деятельности, музыки, конструирования, развития речи, движений при ознакомлении с окружающим миром.
Предполагаемый результат для детей:
• дети смогут повторять наиболее яркие отрывки из прочитанной сказки;
• дети смогут узнавать сказку по иллюстрациям и по героям;
• дети смогут отвечать на вопросы воспитателя по сказке;
• дети смогут называть сказку, прослушав отрывок из нее;
• повысится уровень социальной компетентности детей с ОВЗ;
для педагогов :
• сформируются навыки владения технологией педагогического проектирования в работе с детьми с ОВЗ.
Средства достижения поставленных задач:
• Чтение сказок и беседа о прочитанном, показ иллюстраций.
• Показ различных видов театров
• Театрализация сказок, сказки с движениями, инсценирование, драматизация сказки.
• Коррекционно - развивающие игры по сюжетам сказок.
• Занятия по знакомству с основными эмоциями.
• Продуктивно-творческая деятельность.
Условия реализации проекта :
• Создание комфортной психологической обстановки.
• Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением интеллектуального развития.
• Создание условий для развития познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы, а также для развития продуктивных видов деятельности.
• Создание условий для развития коммуникативности, успешности, инициативы и творческих способностей детей с нарушением интеллектуального развития на основе сотрудничества со взрослыми.
• Использование интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.
Продукт проекта :
• Драматизация сказки «Теремок»
• Выставка творческих работ детей «В мире сказок»
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап (разработка проекта)
1. Изучение педагогической литературы, интернет-ресурсов.
2. Подбор литературных произведений для детей.
3. Подбор диагностических методик для проведения мониторинга.
Организационный этап
(сбор и анализ информации, подготовка к реализации проекта)
1. Проведение мониторинга по развитию познавательной, эмоциональной сферы и навыков продуктивных видов деятельности детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
2. Определение темы работы, постановка цели, подбор информации по проекту.
3. Составление плана работы.
4. Выбор необходимого материала для изготовления наглядного и дидактического материала по теме проекта
5. Изготовление разных видов театров и атрибутов, масок для проведения кукольных спектаклей.
6. Разработка и изготовление многофункционального пособия «Сундук сказок».
7. Разработка и изготовление дидактического пособия:
Лэпбук «Путешествие по сказкам».
Основной этап (реализация проекта)
1. Применение многофункциональных пособий в непосредственно-образовательной деятельности детей: чтении художественной литературы, познавательных беседах, составлении рассказов по серии сюжетных картинок к сказкам, в игре-драматизации.
Завершающий этап
(подведение итогов)
1. Проведение мониторинга уровня познавательного развития детей, развития эмоциональной сферы и уровня развития навыков продуктивной деятельности
2. Проведение итогового мероприятия по проектной деятельности – драматизация сказки «Теремок»
3. Выставка детских работ «В мире сказок»
4. Анализ полученных результатов.
План реализации проекта :
Основные формы и направления педагогической деятельности
Начало сентября. Предварительная работа по проекту. Выявление уровня развития познавательной, речевой, эмоциональной сферы и навыков развития продуктивной деятельности. Мониторинг детей.
Конец сентября. Выбор и приобретение необходимого материала для изготовления многофункциональных пособий. Изготовление наглядного, дидактического материала
Октябрь - Ноябрь Сказка «Репка», «Теремок».
Эмоциональное состояние – «радость».
Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и мелкую моторику.
Познакомить детей с эмоцией радости; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку; учить эмоционально воспринимать веселое настроение людей.
Чтение и театрализация сказок «Репка» «Теремок»
Драматизация сказок «Репка» и «Теремок»
Коррекционно-развивающие игры : «Узнай по голосу», «Чьи следы?», «Расскажи сказку по картинкам», разрезные картинки «Собери сказку», «Угадай по силуэту».пальчиковая гимнастика «Репка», «Теремок».
Знакомство с эмоциональным состоянием – «радость» на примере сказки «Репка».
Декабрь - Январь.
Сказка «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка».
Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и мелкую моторику.
Чтение и театрализация сказок «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка»
Драматизация сказок «Курочка Ряба» и «Заюшкина избушка».
Коррекционно-развивающие игры : «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», разрезные картинки «Собери сказку», «Угадай по силуэту», пальчиковая гимнастика: «Курочка», «Зайка»
Эмоциональное состояние – «грусть».
Познакомить детей с эмоцией грусти; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать грустное настроение людей; знакомить со способами снятия негативных настроений. Знакомство с эмоциональным состоянием – «грусть» на примере сказки «Курочка Ряба». Дифференциация эмоций на примере сказки «Заюшкина избушка»
Февраль - Март Сказка «Три медведя», «Волк и семеро козлят».
Эмоциональное состояние – «злость».
Познакомить детей с эмоцией злости (гнева); учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, социально – приемлемыми способами; знакомить со способами снятия негативных настроений.
Чтение и театрализация сказок «Три медведя», «Волк и семеро козлят»
Драматизация сказок «Три медведя», «Волк и семеро козлят»
Коррекционно-развивающие игры : «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», пальчиковая гимнастика: «Коза», «Медвежата».
Знакомство с эмоциональным состоянием – «злость» на примере сказки «Три медведя». Дифференциация эмоций на примере сказки «Волк и семеро козлят»
Апрель - Май Сказка «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса».
Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и мелкую моторику.
Чтение и театрализация сказок «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса».
Драматизация сказки «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса».
Коррекционно-развивающие игры : «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», пальчиковая гимнастика «Поросята», «Петушок».
Эмоциональное состояние – «страх». Познакомить детей с эмоцией страха; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; помогать детям осознавать и преодолевать страх. Знакомство с эмоциональным состоянием – «страх» на примере сказки «Три поросёнка».
Дифференциация эмоций на примере сказки «Кот, петух и лиса».
Май
Оценивание эффективности проекта Анализ и оценка результатов педагогического проекта Мониторинг детей.
Проведение интегрированного занятия
- драматизация сказки «Три медведя».
Активное участие детей во всероссийских викторинах и олимпиадах по сказкам.
Результаты использования элементов сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллектуального развития.
Проведение коррекционно-развивающей работы с использованием элементов сказкотерапии способствовало :
- активизации познавательного интереса у детей;
-увеличению концентрации зрительного и слухового внимания, объёма памяти;
- увеличению работоспособности на занятиях;
- расширению словарного запаса,
- формированию навыков речевого общения;
- развитию выразительных средств общения (мимики, движений, жестов,
интонации, силы голоса, темпа, ритма, умению имитировать голоса персонажей);
- формированию двигательных навыков, умение имитировать движения в
пластике, развитию мелкой моторики рук;
-повышению качества навыков продуктивной деятельности;
- стабилизации эмоционального состояния у детей (снятию психического и
физического напряжения, снижению тревожности, страха, агрессии);
- созданию положительного эмоционального настроя, обеспечению
психологического благополучия и здоровья детей;
- пополнению предметно-развивающей среды групп многофункциональными
игровыми пособиями, атрибутами к сказкам, различными видами театра.
По окончании реализации проекта мы можем отметить, что использование элементов сказкотерапии в комплексной коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллектуального развития, показывает положительную динамику в формировании познавательной и эмоциональной сферы, в речевом развитии, а также в развитии навыков продуктивных видов деятельности, что подтверждает эффективность использования данного метода (проекта) в коррекционно-образовательном процессе.
Практическая значимость проекта заключается в том, что в ходе проекта разработано дидактическое пособие лэпбук «Путешествие по Сказкам» и многофункциональное пособие «Сундук Сказок» для организации работы по профилактике нарушений со стороны познавательной, коммуникативной и эмоциональной сферы.