Татьяна Кузьминых
Педагогический проект в подготовительной группе «Природа родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Куженерский детский сад № 3 «Колосок»
«Природа родного края».
педагогический проект в подготовительной группе
Составила: Кузьминых Т. В.
воспитатель первой
категории
Куженер
2019г.
Вид проекта : социально-педагогический
Тип проекта : практико - ориентированный
Актуальность.
Публикация «Педагогический проект в подготовительной группе „Природа родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Марийский край испокон веков считался самым чистым и зеленым уголком нашей Родины. Голубые озера, тенистые леса, необъятные поля. Это место, где богатый растительный мир, а так же царство зверей и птиц. Природа республики поражает своим великолепием и богатством. В республике множество живописных и интересных мест, где можно не только насладиться пейзажем, но и увидеть редких животных и растения, занесённые в Красную книгу. В современном мире, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема экологии. Тысячи отдыхающих оставляют горы мусора, покалеченные деревья, а то и черные пустыни пожарищ, мазутные пятна на поверхности водоемов. Засорение лесов происходит в основном бытовым мусором в местах летнего отдыха - по берегам рек и озер. Формирование экологической грамотности и бережное отношение к природе следует начинать с окружающей природы, находящейся рядом с нами. Малая родина дает человеку возможность осознать общечеловеческие ценности, представления о целостности мира, значимости природы в жизни человека. Наиболее благоприятным периодом для формирования экологического сознания является дошкольной возраст. Именно поэтому нужно начать знакомиться с природой родного края, чтобы разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, воспитывать способность позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе. Ознакомление детей с природой – способствует осознанию важности окружающего мира. Использование краеведческого содержания позволяет ребенку, свободно излагать свои мысли, пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края. Через общение с природой у детей окрепнет такое бесценное свойство, как любознательность, наблюдательность и ответственность.
Цель проекта : Формирование у воспитанников и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края посредством поэтапного решения задач.
Задачи проекта :
1. Обогатить представления детей о разнообразии природы родного края (памятники природы и природоохранные зоны, животный мир);
2. Развивать познавательный интерес детей к жизни природы, понимание роли человека в природе;
3. Дать детям знания о профессиях, охраняющих и восстанавливающих лесные богатства;
4. Воспитывать у детей осознанно – бережное отношение к объектам природы, воспитывать патриотизм, любовь к своему краю; формировать практические природоохранные умения.
5. Создать систему работы в группе по экологическому воспитанию
6. Развивать партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Гипотеза: Народная мудрость гласит : «Любить – значит, знать». Если у детей с дошкольного возраста воспитывать бережное отношение к уникальной природе родного края. Знакомить их с редкими природными объектами, занесенными в Красную книгу, которые от варварского отношения людей могут исчезнуть с лица Земли, то может быть, отношение не только детей, но и их родителей к окружающей природе, будет бережнее.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Практическая значимость:
Беседы, организованная образовательная деятельность;
Наблюдения и экологические экскурсии;
Познавательное чтение.
Практическая деятельность изготовление поделок из природного материала
Подвижные, дидактические, имитационные игры, экологической направленности.
Встречи с интересными людьми, акции.
Срок реализации проекта : ноябрь 2019 г. – май 2020 г.
План мероприятий реализация проекта
1 этап – подготовительный (ноябрь 2019 г).
Содержание проекта Цель Участники Сроки реализации
Сбор и анализ литературы по данной теме. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта. Цель: определение задач работы на год, проектирование образовательного маршрута. Воспитатель ноябрь
Диагностика детей Цель: оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития. Воспитатель, дети ноябрь
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Цель: Совершенствовать восприятие детей. Воспитатель В ходе реализации проекта
Оформление родительского стенда: размещение консультаций, рекомендаций по теме. Цель: Развивать партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания дошкольников Воспитатель В ходе реализации проекта
Насыщение предметно - развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием.
Цель: Совершенствовать восприятие детей.
Воспитатель,
родители. В ходе реализации проекта
2 этап – основной (декабрь2019 – март 2020г.)
Содержание деятельности Участники Сроки реализации
Беседа «Природа марийского края»
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: Расширение и углубление знаний детей о Республике Марий Эл, о красоте и величии родного края; развитие познавательного интереса, умение наблюдать, анализировать.
Цель: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
Воспитатель, дети первая неделя декабря
Экскурсия в музей на выставку «Я эту землю родиной зову»
Консультация для родителей «Люби и охраняй окружающую природу» Цель: Расширение и углубление знаний детей о родном крае.
Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей. Воспитатель, родители, дети вторая неделя декабря
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей»
Загадывание загадок о природных явлениях.
Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Цель: закрепление знаний о природных явлениях. Воспитатель, родители, дети третья неделя декабря
Беседа «Помогите птицам»
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Цель: закреплять знания детей о птицах.
Воспитатель, дети четвёртая неделя декабря
Экскурсия в музей на выставку «Рисую объективом»
Консультация для родителей «Сбережём родную природу» Цель: Расширение и углубление знаний детей о родном крае. Воспитатель, родители, дети первая неделя января
Экскурсия в лесничество. Встреча с лесничим.
Дидактическая игра «Живое – неживое».
Цель: формирование интереса детей к природоохранной деятельности человека. Познакомить с профессией – лесничий, формировать представления о том, что это люди в специальной форме, которые следят за сохранностью леса, его обитателей. Обогащать словарный запас детей. Цель: закреплять знания о живой и неживой природе. Воспитатель, дети вторая неделя января
Беседа «Ёлкины иголки»
Дидактическая игра «Назови дерево».
Цель: расширять представление детей о деревьях. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованное дополнение; логически мыслить, четко формулировать свои ответы; составлять сложносочиненные предложения. Цель: уточнить знания о деревьях, растущих в родном краю. Воспитатель, дети третья неделя января
Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему : «Лесное царство». Цель: закрепить знания о лесе, как экосистеме. Воспитатель, дети четвёртая неделя января
Игра – викторина на тему «Берегите Землю от мусора».
Цель: уточнение знаний детей о значимости чистоты для жизни планеты и о роли человека. Расширение знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании. Развитие связной речи. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Развивать умение работать в команде, дружеские взаимоотношения. Воспитывать культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.
Воспитатель, дети пятая неделя января
Беседа по экологии для детей старшего дошкольного возраста: Наша «Красная Книга».
Дидактическая игра «Мир растений». Цели: воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края; познакомить детей с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу. Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания. Воспитатель, дети первая неделя февраль
Встреча с интересными людьми
Консультация для родителей «Природа в жизни нашей семьи» Цель: познакомить детей с природой родного края.
Цель: воспитывать бережное отношение в семье с детства. Воспитатель, дети вторая неделя февраль
Беседа «Кто в лесу вредный, а кто полезный?» по рассказу Н. Сладкова «Кого спасать?». Цель: закрепить знания детей о вредителях садов и огородов. Узнать, почему человек называет их вредителями. Есть ли в природе животные или растения, которые никому не нужны и приносят только вред? Воспитатель, дети третья неделя февраль
Коллективная аппликация на тему: «Береги наш лес». Цель: закрепление знаний о лесе, как об экосистеме. Воспитывать любовь и бережное отношение к лесу и его обитателям. Закрепить правила культурного и безопасного поведения на природе, развивать умение работать сообща.
Воспитатель, дети четвёртая неделя февраля
Беседа «Вода – это жизнь»
Дидактическая игра: «Ходят капельки по кругу». Цель: Дать детям представление о важности воды для живых объектов, для людей, о необходимости беречь воду и сохранять чистоту водоёмов. Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе, Воспитатель, дети первая неделя марта
Беседа «Охрана природы».
Дидактическая игра «Кто где живет».
Цель: уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания. Воспитатель, дети, родители Вторая неделя марта
занятия по экологии в подготовительной группе "Природа родного края"
Взаимодействие с родителями, по озеленению территории детского сада. Цель: Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии.
Цель: вовлечь родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Воспитатель, родители, дети. третья неделя марта
Акция «Очистим посёлок от мусора»
Чтение примет, пословиц, поговорок. Цель: Формирование начал экологической культуры, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Цель: приобщать детей к устному народному творчеству. Воспитатель дети. четвертая неделя марта
3 этап – заключительный (апрель – май 2020 г).
Содержание деятельности Цель Участники Сроки реализации
Подведение итогов Представление детьми семейных экологических проектов.
Изготовление интерактивной папки – лэпбука «Береги природу».
Итоговая диагностика детей. Цель: Вовлечение родителей в проектную деятельность.
Цель: познакомить детей с окружающей нас природой и научить любить её и беречь.
Цель: оценка степени решения воспитателем поставленных задач. Воспитатель, родители, дети.
Воспитатель
Воспитатель, дети. апрель
Презентация проекта Цель : Распространение педагогического опыта.
Воспитатель май
Ожидаемые результаты:
1. Дети будет иметь представления о разнообразии растительного и животного мира родного края.
2. Будут знать о роли человека в природе; о людях, охраняющих лесные богатства.
3. Будут иметь представления о правилах поведения в природе.
4. Будут знать о влиянии окружающей среды на жизнь и здоровье человека.
5. У детей формируются любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
6. Организована практическая природоохранная деятельность воспитанников и родителей;
7. Реализована одна из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности.
Механизм оценки результатов:
Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье»
Диагностика детей «Развитие экологических представлений»
Ресурсное обеспечение проекта :
Уголок экологии и экспериментирования в группе.
Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, и т. д.).
Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
Список использованной литературы:
1. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.
2. Марковская М. М. «Уголок природы в детском саду». – М. : «Политиэдат», 1990 год.
3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». М. : «Сфера», 2003 год.
4. Кудряшов, М. И. Знаешь ли ты родной край? / М. И. Кудряшов. -Йошкар-Ола. : Редакция газеты «Марий Эл»,2003.-44с.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. -4-е изд., испр. И доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.-232 с. 6. Потапова Л. М. Детям о природе. / Л. М. Потапова. - Ярославль. : Академия,1998.-224с. 7. Вакуленко, Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников : экологические праздники, викторины, занятия и игры. / Ю. А. Вакуленко. - Волгоград. : Учитель,2008.-157с.
Приложение 1
Литературное сопровождение проекта :
К. Ушинский. Спор деревьев (рассказ)
М. А. Лопатина «Жизнь дерева».
М. Скребцова «Липкины дары»
А. Лопатина «Жизнь дерева».
Н. Сладков «Кого спасать?»
Стихи про экологию для детей
Пословицы, поговорки и народных примет по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Приложение 2
Беседа «Природа марийского края»
Беседа «Помогите птицам»
Беседа «Как образуется иней»
Беседа «Елкины иголки»
Беседа «Кто в лесу вредный, а кто полезный?»
Беседа «Вода – это жизнь»
Беседа «Охрана природы»
Приложение 3
Картотека дидактических игр
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Дидактическая игра «Кто где живет».
Дидактическая игра «Ходят капельки по кругу».
Дидактическая игра «Назови дерево».
Дидактическая игра «Живое – неживое».
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Дидактическая игра «Мир растений».