Валентина Макарова
Педагогический проект «Природа родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект : «Природа Родного края»
Творческое название: «Природу будем мы всегда любить»
Автор: воспитатель первой категории Макарова Валентина Алексеевна
Место выполнение работы: Тамбовская область, Тамбовский район пос. Строитель МАДОУ «Детский сад «Машенька»
2017 – 2018 учебный год
1 «слайд: Паспорт проекта :
Тип проекта :
теоретически - практический
Характер содержания:
природное окружение и экологическое воспитание
Публикация «Педагогический проект „Природа родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники проекта :
возрастная группа детей (6 – 7 лет, воспитатель, специалисты, родители.
2 слайд: Аннотация:
Проект «Природа Родного края» (творческое название «Природу будем мы всегда любить») призван решить проблему формирования экологических компетенций старших дошкольников, воспитание любви к родной природе и готовность ее охранять. Проект рассчитан на один учебный год. Он предполагает интеграцию деятельности по изучению природы в организованной образовательной деятельности. Условием успешной реализации проекта является целенаправленность, специальная организация и систематичность.
3 слайд: Актуальность проекта
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологическое воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
4 слайд: Гипотеза
Начала экологической культуры у детей будут сформированы
если:
- расширена вариативность образовательных областей по изучению природы родного края;
- будут созданы условия для педагогического процесса по ознакомлению детей с природой.
5 слайд: Основополагающий вопрос:
Как с помощью вариативности и интеграции образовательных областей повысить эффективность познания природы Родного края?
Проблемные вопросы:
- Как в процессе целенаправленного педагогического воздействия
можно сформировать у детей начала экологической культуры?
- Какими средствами достичь положительных результатов в изучении
природы?
- С помощью каких методов и приемов можно показать детям разнообразие природных явлений?
- Как сформировать у детей осознанно – правильные отношения к объектам природы, которые находятся рядом?
- Какими формами работы привлечь родителей к решению проблемы по экологическому воспитанию детей?
6 слайд: Проблема
Эффективность организации работы с детьми по изучению природы Родного края и экологическому воспитанию.
Потеря чувства любви и восхищения природой.
Негуманное поведение по отношению к природе
7 слайд: Противоречия:
Несоответствие между экологических знаний у дошкольников и возможностью реализовать это на практике.
Несоответствие между уровнем обязательной подготовки дошкольников
экологической грамотности и реальным уровнем обучения.
8 слайд: Значимость проекта
Практическая значимость работы состоит в экологическом воспитании детей. Проект поможет решить проблему воспитания любви и бережного отношения ко всему окружающему, ответственное и действенное отношение к родной природе.
9 слайд: Предмет исследования
Процесс построения работы по формированию экологической грамотности детей через познание природы Родного края.
10слайд: Новизна проекта
- интеграция деятельности по изучению природы края в образовательные области (познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие).
- подбор и систематизация дидактических игр по изучению природы;
- разработка мониторинга определения уровня знаний детей;
- взаимодействие со специалистами ДОУ.
11 слайд: Цель проекта
Становление первоначальных основ культуры;
накопление конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы.
12 слайд: Задачи:
- расширить вариативность образовательных областей;
- создать условия для экологического образования дошкольников;
- стимулировать мотивацию к изучению, исследованию, наблюдению за живой природой в естественной для них среде обитания;
- обогащать и оснащать предметно – развивающую среду для удовлетворения образовательных потребностей детей, педагогов, родителей в соответствии с темой проекта;
- обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья;
- повышать педагогический уровень родителей по воспитанию любви у детей к природе родного края;
13 слайд: Ожидаемые результаты
Дети:
Повышение знаний о видах деятельности по изучению природы (защите природы).
Рост интереса к занятиям по изучению природы края в целом.
Желание охранять природу, готовность оказывать ей помощь.
Умение давать характеристику живой и неживой природы.
Умение анализировать результаты наблюдений и делать выводы о взаимосвязях в природе.
Умение устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями.
Педагоги :
Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической
культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства.
Повышение экологической культуры педагогов, понимание
необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
Пополнится эколого - развивающая среда в группе.
Родители:
Обогащение уровня экологических знаний родителей.
Повышение экологической культуры, понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи
по экологическому воспитанию дошкольников.
Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
14 слайд: Этапы и сроки реализации проекта
Подготовительный этап
Сентябрь – октябрь 2017 г.
Цель: Обеспечение воспитательно – образовательного процесса методическим материалом, подготовка детей к согласованной деятельности в процессе работы
Основной этап
Ноябрь 2017 - апрель 2018 г.
Цель: Реализация поставленных задач.
Заключительный этап:
Май 2018 г.
Цель: Провести анализ результативности работы
15. слайд Подготовительный этап
Виды работ:
1. Постановка цели и задач
2. Подбор дидактического материала
3. Сбор и изучение литературы по теме проекта
4. Выбор форм и методов работы
5. Составление перспективного плана
6. Диагностика уровня развития дошкольников
16 слайд: Основной этап
Виды работ
1 Чтение художественной литературы, заучивание стихов;
2 Наблюдения, беседы
3 Использование дидактических материалов в ООД
4 Совместная деятельность с родителями
17 слайд Заключительный этап
Виды работ
Анализ результатов проекта
Презентация опыта работы по теме проекта
Вынесение благодарности участникам проекта
18 слайд: План реализации
Систематизация методов организации работы по изучению родной природы :
беседы, наблюдения, эксперимент, творческие работы.
Выбор и реализация форм изучения природы Родного края : организованная образовательная деятельность, экскурсии, практические работы, праздники, конкурсы.
Разработка циклов организованной образовательной деятельности по изучению природы родного края в соответствии с перспективным планированием.
Диагностика уровня развития детей, совместная деятельность с родителями:
разработка сценарий, экологических праздников, развлечений
19слайд: Работа с детьми
- экскурсии в лесопосадку, на луг, к водоему
- целевые прогулки к цветущей клумбе, на огород;
- наблюдения в группе и на прогулке.
20 слайд
- чтение художественной литературы:
(С. Маршак «Круглый год», М. Пришвин «Еж», А. Блок «На лугу» и другие;
- заучивание стихов: П. Воронько «Журавли», А. Пушкин «Зима», А. Плещеев «Осенью» и другие;
- рассматривание иллюстраций: И Левитан «Зимой в лесу», «Золотая осень»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору»; В. Бианки «Родная природа».
21слайд Творческая деятельность
Художественное творчество:
Рисование: «Листопад», «Берегите птиц», «Цветы»,
Лепка: «Птичка», «Грибы», «Дары осени», «Насекомые».
Аппликация: Кто спрятался в траве?», «Мишка косолапый».
Конструирование и ручной труд: Зоопарк, Грибы на полянке.
22 слайд Практическая деятельность
- развлечения, досуги: «Путешествие в весенний лес», «Праздник природы», «Друзья природы», КВН «Природа вокруг нас»;
- игры (сюжетные, подвижные, дидактические, народные, словесные);
23 слайд Экспериментальная деятельность
Эксперименты с живой и неживой природой : песком, водой, камнями, растениями, семенами.
24 слайд: Работа с родителями
- оформление стенда: «Семья знатоков природы Родного края»;
- папки-передвижки: «В гармонии с природой», «Дары природы»;
проведение консультаций «Маленькими шагами в прекрасный мир
природы»;
- анкетирование: «Мое отношение к природе»;
- выступление на родительском собрании: «Играя, познаем природу»;
- родительское собрание с участием логопеда и психолога : «Что должен знать первоклассник и его родители»;
- семинар «Что мы знаем о своем крае»;
- встреча за круглым столом: «Экологическое образование в системе «ДОУ и семья»;
- открытое мероприятия для родителей: «Защитим свою природу»;
- акции: «Покормим птиц»;
- индивидуальные беседы и консультации
25 слайд: Интеграционные взаимодействия
Ребенок – воспитатель – родители - музыкальный работник - инструктор по физическому воспитанию - психолог
26 слайд: Работа с педагогами
- консультации: «Путешествие по экологической тропинке»;
- методические рекомендации для педагогов : «Организация целевых прогулок»;
- выступления на педсоветах: «Азбука экологии на прогулке»;
- обзор новинок методической литературы: «Педагогическая поддержка семьи в экологическом воспитании дошкольника»;
Л. Одинцова: «Экспериментальная деятельность в детском саду»;
- изучение опыта работы коллег;
- взаимопосещение открытых мероприятий;
- мастер – класс: «Природа и фантазия».
27 слайд: Итоги реализации первого этапа
В ходе реализации проекта в сентябре месяце была проведена входная диагностика. Необходимо было выяснить процентное соотношение знаний природы и экологического воспитания детей.
На начало учебного года высокий уровень показателей составил 35%, средний -52%, низкий - 13%. Это связано с тем, что у детей наблюдались слабые представления о различных природных объектах, дети испытывали затруднения в установлении причинно-следственной связи между природными явлениями; недостаточно развито экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов
28слайд: Итоги реализации первого этапа
На подготовительном этапе были:
Разработаны циклы занятий по изучению природы края
- Наблюдение за живой природой
- Наблюдение за неживой природой
Составлен перспективный план «Изучение природы родного края»
Организована экспериментальная работа
- эксперимент с водой, снегом, льдом
- эксперимент с почвой, песком
- эксперимент с воздухом
5. Оформлен живой уголок и организована практическая работа в нем.
29 слайд: Сравнительный анализ экологической грамотности у детей по состоянию на январь месяц
Проведена промежуточная диагностика (январь- 2018 г.)
На январь месяц высокий уровень показателей составил 65%, средний -30%, низкий - 5%. У детей повысился интерес к изучению природы Родного края, достаточно развито экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов, имеются навыки экспериментировать и делать элементарные выводы.
30 слайд: Итоги реализации второго этапа
На основном этапе был Использован в ООД дидактический материал: «Природа и человек», «Когда это бывает?», «Отгадай, что за растение» «Отгадай-ка», «Кто, где живет?», «Что это за птица?» «Кто больше знает?», «Что, где растет?»
- Подобраны и систематизированы развивающие игры по теме проекта :
«Где живая и неживая природа», «Почему так бывает?»,
«Как можно и как нельзя», Кому, где нравится», игры –
мозаики «Природа».
- Организована экспериментальная работа: Эксперименты с неживой природой : водой, снегом, льдом, песком, почвой, камнями, с живой природой : комнатными растениями, ветками, на мини огороде.
- Проведена совместная деятельность с родителями по проведению субботников, экскурсий на луг, огород, на пруд, в парк,
работа по озеленению участка, разработано место под цветник и засажено декоративными цветами.
- Создана «Сказочная поляна
31 слайд: Итоги реализации второго этапа
На основном этапе проекта была проведена итоговая диагностика (май 2018 г.) и были получены следующие результаты:
В результате проведенной работы по разделу «Природа Родного края»
Сравнивая данные начала и конца учебного года, можно сделать вывод, что
Сравнивая данные начала и конца учебного года можно сделать вывод, что высокий уровень показателей составил 88%, средний – 12. низкий – 0%. Результат достигнут за счет того, что:
- дети самостоятельно анализируют работу наблюдений и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе,
- объясняют экологические зависимости, устанавливают связи и взаимодействия человека с природой;
- устанавливают причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Таким образом, процент высоких показателей увеличился на 53%
32 слайд: Итоги реализации третьего этапа
Выступление с докладом из опыта работы перед педагогами ДОУ : «Юные краеведы», «Мой дом – природа», «Поможем природе».
Показ праздника: «День Земли», КВН: «Знатоки природы Родного края».
33 слайд: Результативность: Проведенная работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:
В результате проведенной работы по разделу «Природа Родного края» гипотеза
нашла свое подтверждение. У детей повысился уровень познавательных
способностей. Сформировалась способность анализировать результаты наблюдений. У детей выработаны осознанно – правильные отношения к объектам природы.
Возрос интерес к изучению природы края, сформированы представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах и насекомых края.
34 слайд: Выводы:
Необходима не только входная и итоговая диагностика, но и промежуточная, чтобы скорректировать ход реализации проекта.
Работа должна строиться по индивидуально – ориентированным планам.
На результативность работы влияет разнообразие игр, заданий, упражнений, которые повышают интерес к обучению, особенно многофункциональные пособия.
Необходимо соблюдать принцип постепенности с усложнением методов и приемов.
35 слайд: Информационные ресурсы
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной
действительностью – М. Перспектива, 2008 г.
- Зенина Т. Н., Туркина А., «Наблюдения дошкольников за растениями и
животными». Учебное пособие. М., педагогическое общество России, 2010
- Морыгина Т. А. «Какие месяцы в году» М. Издательство ГНОМ и Д 2005 г.
- Л. П. Молодова «Экологические праздники для детей» «ЦГЛ» М. 2003 г.
- С. Н. Николаева «Юный эколог», Мозаика – Синтез, Москва. 2010г.
- Н. В. Нищева «Наглядно-методическое пособие для дошкольников» М. Издательство «Детство-Пресс» 2002 г.
- Н. А. Петрова Живая душа природы». – Мозырь: Издательский Дом «Белый
Ветер», 2009.
- В. А. Шишкина «Прогулки в природу», -Москва «Просвещение» 2002 г.
- Журнал «Дошкольное воспитание» №7 – 2005 г.
- https://dohcolonoc.ru/