Елена
Педагогический проект «Победа в сердце каждого»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №58 «Петушок»
Нравственно – патриотический проект
по физической культуре
Выполнил:
инструктор по физкультуре Сухарева Елена Геннадьевна
п. Большой Исток
2020 год
1. Введение
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Темочки:
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В 2015 году исполняется знаменательная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Это великий праздник для всей России. Наш долг сегодня помнить о тех, кто не вернулся с полей сражений и позаботиться о тех кто, нуждается в нас сегодня! Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, это основа формирования будущего гражданина.
Данный проект представляет собой методическую разработку по осуществлению нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами физической культуры.
Актуальность
В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Особую важность и актуальность должны получить физкультура в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Кроме того, в 2010 году утверждена государственная программа «Патриотическая программа РФ на 2010 – 2015», которая в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта, чем другие. Ведь одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя и к защите Родины.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: занятия, досуги и развлечения, подвижные игры и эстафеты.
Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма.
Проблема проекта
К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев тыла. Есть случаи нападения на ветеранов, кражи орденов и медалей, осквернение памятников героям. Молодежь не знает, как зовут героев ВОВ, какие подвиги они совершили, какие города нашей страны удостоены звания «Город - герой» и за какие заслуги. Отсюда, в преддверии празднования Дня Победы возникает проблема : как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь.
Цель и задачи проекта
Цель проекта заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами, средствами физической культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
2. Формирование представлений о России как о родной стране и об Татарстане, как родном крае.
3. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами физической культуры.
Формы, методы, используемые в проекте
утренняя гимнастика в игровой форме
игровые упражнения, игровые задания
двигательная образовательная деятельность
народные игры
подвижные и спортивные игры на военную тематику
ритмопластика
динамические паузы
свободная двигательная активность
день открытых дверей
развлечения
Предполагаемые результаты проекта
заложить основу нравственно – патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, привить любовь к Родине;
приобщить детей к общественно – нравственным ценностям;
сохранение и укрепление здоровья детей
Срок проведения проекта : 8 месяцев (с 1октября 2014г по 31 мая)
Тип:практико- ориентированный
Вид:оздоровительный, тематический
Участники проекта : дети, воспитатели, специалисты, медицинская сестра, старший воспитатель ДОУ, заведующий ДОУ, родители.
Условия проекта : методическая литература, спортивный и музыкальный зал, методические пособия и материал, ИТК, интернет –ресурсы, наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
2. Этапы проекта
Организационный этап:
Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.
Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи:
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
3. Создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Моряки», «Летчики». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т. е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.
Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием взрослых. Когда они на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.
Таким образом, был выведен следующий алгоритм работы:
1. Определение цели и задач
2. Составление плана работы
3. Изучение методической литературы
4. Подбор методических пособий и материала
Продуктивный этап:
Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов. Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений на физкультурных и музыкальных занятиях. Причем, в каждой занятия имеют разную направленность:
Чтобы занятия были эффективны, при их построении мы придерживаемся следующих условий:
• построение занятий в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей;
• использование различных способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения двигательной активности;
• распределение нагрузки на организм на протяжении всего занятия;
• использование разнообразного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей.
Однако, занятия становятся эффективными только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, реализацию его склонностей. Интересов, а также учитываются индивидуальные различия детей.
Система непосредственно образовательной деятельности содержала беседы и чтение художественной литературы о здоровом образе жизни, игровых упражнений и заданий, народных и подвижных игр, ритмопластики танцевальной деятельности.
№ Мероприятия Срок Цель проведения Используемая литература
1 Физкультурный досуг «Мы юные спортсмены» в старших группах №1,9 ноябрь Воспитывать будущих защитников своей страны, через развитие сюжета учить детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевать трудности. Аксенова З. Ф. «Спортивные праздники в детском саду»
2
Физкультурный досуг «Физкульт-привет!» в подготовительных группах №2, 10 ноябрь Воспитывать будущих защитников своей страны, через развитие сюжета учить детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевать трудности. Аксенова З. Ф. «Спортивные праздники в детском саду»
3 Народные подвижные игры на прогулке в старших группах №1,9 декабрь Побуждать и поддерживать интерес детей к народным играм, развивать двигательную активность с помощью игровых упражнений. Кенеман А. В
«Народные подвижные игры», Картушина М. Ю. «Оздоровительные досуги для детей»
4 НОД «Самолеты» в средних группах №7,8 февраль Побуждать детей к имитации героев, воспитывать любовь к Родине, развивать с помощью образной игры физические нравственно-волевые качества, быстроту реакции и мышления и внимание Голицына Н. С «Нетрадиционные занятия в дошкольном учреждении
5 НОД «Моряки» в старших группах № 1,9 февраль Побуждать детей к имитации героев, воспитывать любовь к Родине, развивать с помощью образной игры физические нравственно-волевые качества, быстроту реакции и мышления и внимание
Подольская Е. И.
«Необычные физкультурные занятия»
6 Развлечение «Сильные, ловкие, смелые» в подготовительных группах №2, 10 с привлечением пап и дедушек февраль Воспитывать любовь и уважение к своей Родине. Доставить детям удовольствие от совместной игровой деятельности с родителями Аксенова З. Ф. «Спортивные праздники в детском саду»
7 Спортивно-военные игры на прогулке в старших группах № 1,9 с привлечением родителей
апрель Развивать у детей быстроту реакции, координацию и ловкость движений, двигательную деятельность и самоорганизацию в играх, доставить детям радость от совместной игровой деятельности Давыдова М. А. «Спортивные мероприятия для дошкольников»
8 Спортивно-военные эстафеты в
подготовительных группах №2,10
с привлечением родителей
апрель Доставить детям удовольствие от совместной игровой деятельности
с родителями, развивать физические нравственно-волевые качества Соломенникова Н. М. «Организация спортивного досуга дошкольников»
9 Развлечение «Пусть всегда будет Солнце!» в средних группах «7,8
май Воспитывать любовь и уважение к своей Родине. Развивать у детей быстроту реакции, координацию и ловкость движений, двигательную деятельность и самоорганизацию в подвижных играх Луконина Н. Н «Физкультурные праздники в детском саду» Горбатенко О. Ф. «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду»
10 Музыкально-спортивный праздник «Великий Праздник - День Победы!» в старших и подготовительных группах
май Воспитывать уважение к людям, защищавших нашу Родину, создать у детей радостное и праздничное настроение. Болонов Г. П.,
Болонова Н. В.
«Сценарии спортивных праздников», интернет
11 Легкоатлетический пробег детей подготовительных групп № 2,10 по территории детского сада
«Мы помним, мы гордимся» май Развитие патриотических чувчтв и чувств коллективизма. Авторская разработка
Презентативный этап
Презентация проекта на педагогическом совете МБДОУ №6 «Улыбка» на тему «Помним и гордимся!»
Заключительный (итоговый) этап:
- Улучшились показатели уровня физического развития воспитанников;
- Сформировались представления о России как о родной стране
и об Татарстане, как родном крае;
- Воспитание у дошкольников активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины средствами физической культуры.
3. Заключение
Проблема проекта подтвердилась : проводимая работа достаточно
эффективна, результативна и позволяет не только сохранить здоровье детей, но и сформировать у них знания о прошлом России, о защитниках Родины и развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
4. Список литературы
1. Болонов Г. П., Болонова Н. В. Сценарии спортивных праздников. -М., 2005 год
2. Волошина Л. Н. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников. - Волгоград. : Издательство «Учитель», 2012 год
3. Голицына Р. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ - М., 2006 год
4. Давыдова М. А. Спортивные мероприятия для дошкольников. - М., 2007 год
5. Луконина Н. Н. Физкультурные праздники в детском саду. –М., 2004 год
6. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении. - Воронеж, 2007год
7. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. -М., Мозаика-Синтез, 2004 год
8. Соломенникова Н. М. Организация спортивного досуга дошкольников. - Волгоград. : Издательство «Учитель», 2010 год
5. Приложения
Приложение 1
Спортивный праздник к 9 мая
Дети под музыку песни торжественным маршем входят в зал.
Команды заходят с двух сторон и выстраиваются в две колонны.
Ведущий: Сегодня праздник – День Победы
Счастливый праздник – день весны
В цветы все улицы одеты,
И песни звонкие слышны.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит!
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир для всей планеты!
Ведущий: Скоро у нас большой праздник День Победы. Этот праздник радостный и грустный одновременно. Радостный потому, что наши солдаты отстояли мир на земле. Грустный, потому что много их погибло в боях за свободу нашей родины. Они хотели, чтобы мы с вами жили в хорошей, счастливой стране… Они навсегда остались в нашей памяти. Тех, кто пережил эту страшную войну, уже мало. В праздник Победы ветеранам всегда дарят цветы. 9 мая в честь праздника Победы во всех городах нашей Родины проходят торжественные парады. Первый торжественный Парад Победы состоялся 24 июня 1945 года в честь победы нашей армии в Великой Отечественной войне. Мы всегда будем помнить и чтить память всех, кто защищал нашу страну. Поздравляю вас с праздником Победы! Ура!
Дети: Ура-а-а-а!
Ведущий: Внимание! Внимание!
Начинаются соревнования
Сильных, ловких и умелых
Будущих солдат.
Команды «Звезда» и «Победа»
1. Эстафета «Марш-бросок». Участники команд по очереди переступают через рейки лестницы с рюкзаком до ориентира и обратно.
Ведущий: Ну, что же, разминка прошла успешно. В бою побеждает наверняка тот,
кто умеет сражаться.
2. Эстафета «Крепость». В руках участников команд кубики. По сигналу дети по очереди подбегают к указанному месту и ставят свой кубик, строя крепость.
Ведущий: Меткий глаз – залог успеха,
Скажет нам солдат любой,
Чтоб желанная победа
Завершила правый бой.
3. Эстафета «Снайперы». Участники команд по очереди стараются попасть мешочком в «Танк»
4. Эстафета «Донесение» (полоса препятствий)
5. Эстафета «Победители» (передача флага)
6. Эстафета «Ура, салют»
Ведущий: Какие сильные и ловкие команды я увидела сейчас, что значит тренировка
Подведение итогов. Награждение победителей.
Ведущий: Наши прадеды и деды
Целый мир спасли от бед,
И гремит салют Победы,
Словно эхо грозных лет!
Мир – это главное слово на свете,
Мир очень нужен нашей планете.
Мир нужен взрослым,
Мир нужен детям,
Мир нужен всем!