Светлана Радянская
Педагогический проект по экологии «Мир природы-детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :
познавательно-исследовательский.
По характеру содержания:
ребёнок, общество и культурные ценности.
По количеству участников:
групповой.
Продолжительность:
1 год.
Участники проекта :
• Дети
• Воспитатели
• Родители
Руководитель кружка «Лесовичок»
• Учреждения социума
Публикация «Педагогический проект по экологии „Мир природы-детям“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Актуальность выбранной для проекта темы особенно важна в настоящее время, когда мы говорим о катастрофически ухудшающейся экологической обстановкой на планете Земля, и поэтому очень важно с раннего возраста приобщать детей к правильным формам взаимодействия с природой.
Цель проектной деятельности :
Создание условий для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста, развитие познавательного интереса к миру природы.
Задачи
1. Создать экологическую развивающую среду.
2. Способствовать формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка - дошкольника через интегрированный подход.
3. Развивать у детей познавательный интерес к миру природы.
4. Формировать первоначальные умения и навыки экологически
грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения, умения наблюдать за природными объектами и явлениями.
5. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
6. Способствовать формированию психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
7. Развивать познавательно-исследовательские и творческие способности детей.
8. Способствовать повышению уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания.
9. Формировать у родителей потребность в знаниях об экологической культуре в жизни и желание передавать их детям собственным примером.
Гипотеза:
Если своевременно формировать у детей познавательный интерес к миру природы, то ребенок постепенно приобретет новый взгляд на осознанное отношение к окружающей среде
Ожидаемые результаты:
• Сформированные знания, умения, навыки в области экологического воспитания.
• Повышение уровня мотивации к экологическому образованию.
• Творческое самовыражение воспитанников.
• Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.
• Формирование содружества педагогов, детей, семьи в экологическом образовании детей.
Этапы проектной деятельности :
I ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Срок – сентябрь 2012года
а) Подбор и изучение необходимой методической литературы, разработка содержания проектной деятельности.
б) Создание экологической развивающей среды.
в) Проведение подготовительной работы с участниками проекта.
г) Мониторинг детей по данному направлению.
II ЭТАП. ОСНОВНОЙ
Срок: октябрь-апрель 2012-2013гг.
а) Обоснование эффективности применения форм и методов реализации проекта.
б) Реализация поставленных задач.
в) Разработка дидактического материала для осуществления познавательного интереса к миру природы.
г) Организация работы кружка дополнительного образования детей.
д) Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.
III ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Срок: Май 2013года.
а) Проведение экологического праздника для детей и родителей.
б) Демонстрирование всех выполненных в ходе проекта творческих работ, сделанных детьми и родителями.
в) Драматизация фрагментов сказок, сообщение о совершённых практических делах.
г) Итоговый мониторинг экологического развития
д) Представление материалов проекта для обсуждения на городском семинаре.
Для работы с детьми мною был разработан ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МИРУ ПРИРОДЫ
Формы и методы проектной деятельности :
Формы работы с детьми
Непосредственно образовательная деятельность (образовательные области «Познание», «Труд», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье». «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» и их интеграция, дидактические игры, создание педагогических ситуаций, наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения и т. д.).
Совместная деятельность воспитателя с ребёнком (целевые прогулки, экскурсии в природу; обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе : «Грибы: друзья или враги?», «Чем опасны ядовитые растения», «Правила друзей природы», «Что можно, что нельзя»; эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт; посильный труд в природе, поисково-исследовательская и проектная деятельность и т. д.).
Самостоятельная деятельность детей в экологической развивающей среде (ведение и заполнение уголка наблюдений за природой. рассматривание книг, картинок, альбомов, передача природных явлений в рисунке, лепке, аппликации, настольно-печатные игры, театрализованные игры, детская деятельность в уголке экспериментирования, уход за комнатными растениями в группе и зимнем саду, наблюдение за сезонными изменениями и т. д.).
Методы экологического образования
• метод наблюдения с подключением различных анализаторов;
• опыты и эксперименты;
• проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»);
• словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т. п.);
• практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции);
• игровые методы;
• практическая работа и поисковая деятельность;
• экскурсии;
• метод проектов («Наши младшие друзья», «Здравствуй, дерево!», Волшебные превращения воды», «Такие разные растения», «Огород на окне» и другие)
В процессе работы над проектом мною разработана модель экологического пространства в ДОУ (Слайд)
Работа над проектом предполагает совместное участие детей, педагогов и семьи в природоохранных акциях :
«Посади дерево» (к Дню Земли,
«Аллея выпускников»;
«День цветов» (посадка цветочных аллей);
«Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям, зелени для корма животным)
«Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых);
«Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время,
«Лесная аптека» (сбор лекарственных трав,
«Книжника больница»,
«Чистота спасет мир» (субботники на территории,
«Елочка – зеленая иголочка» (пропаганда использования искусственных елок в украшении жилищ,
«Зоркое око» (фото красивых мест родного края)
«Спасем муравейник» и другие.
Формы взаимодействия с родителями:
-индивидуальные рекомендации для родителей; -просветительская работа среди родителей средствами проведения групповых консультаций, посещения общих и групповых родительских собраний, ознакомления с наглядно – текстовой информацией (Просветительская работа проводилась посредством групповых консультаций, которые направлены на повышение информационной компетенции родителей воспитанников: «Познаем вместе с ребенком»; «Роль семьи в экологическом развитии детей младшего дошкольного возраста»; «Развитие исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста в игре»; «Условия формирования экосознания у ребёнка»; «Влияние детско-родительских отношений на формирование экологической культуры у детей» и т. д.);
- вовлечение родителей в образовательный процесс;
-участие в проектной деятельности дошкольного учреждения;
- привлечение родителей к изготовлению пособий для различных форм образовательной деятельности;
- проведение Дня открытых дверей с показом работы воспитателей группы по определённой проблеме воспитания и обучения;
- ознакомление родителей с результатами мониторинга;
- индивидуальные консультации по корректировке отдельных моментов воспитания, обучения и дальнейшего развития ребёнка – дошкольника;
- организация совместной деятельности детей, педагогов и родителей;
- привлечение к организации записи праздников на видео.
- родительские собрания;
- совместная организация мероприятий, участие в конкурсах «Самый спортивный родитель», «Родитель-интеллектуал», «Творческий родитель» и др.
- организация выставок совместного творчества.
Результативность проектной деятельности :
- создана экологическая предметно-развивающая среда ;
- у детей сформирован активный познавательный интерес к миру природы и способам поведения в ней и как следствие:
- сформирована поддержка инициативы детей, стремление к познанию окружающей действительности, эмоционально-ценностное отношение к природному окружению и бережное отношение к окружающей природе;
- у детей развит субъективный опыт эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением,
- сформированы у детей такие основы личности как самостоятельность, активность, любознательность, инициативность;
- разработаны экологические заповеди. Главнейшая из них – «соблюдение тишины» в наблюдении за природой, терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным, внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей, бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»).
- сформировано содружество педагогов, детей, семьи;
- созданы определё нные традиции в группе: «Путешествие в мир природы», «Наша дружная семейка», «Мастерская добрых дел», «Птичья столовая», «Природа и мы», «Отображаем природу», «Береги свой дом», «Азбука поведения в природе» и др. ;
- проведены экологические праздников и акции «Поможем крылатым докторам», «Природа вокруг нас : живая и неживая», «Войди в природу другом»;
- Организована работа экологического кружка «Лесовичок», основной целью которого является формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу;
- организовано участие родителей и детей в природоохранных акциях;
В ходе работы над проектом мною были использованы следующие информационные ресурсы:
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми»
3. Глазунов М. М. Птицы в уголке живой природы.
4. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.
5. Жуковская Р. И. Родной край.
6. Журкова Е. Н. Комнатные растения.
7. Клыков А. А. Беседы о животных.
8. Лучиг М. В. Детям о природе.
9. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой.
10. Сайты и порталы: «1 сентября», «Сеть творческих учителей», «Социальная сеть работников образования», «Всё для детского сада», «Педсовет», «Дошкольное образование», «МААМ. RU», «Теремок», «Солнышко», «Calameo» и др.