Ратникова Гульнара Айдылгиреевна
Педагогический проект по развитию мелкой моторики рук в условиях реализации ФГТ «Весёлые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по развитию мелкой моторики рук в условиях реализации ФГТ «Весёлые ручки»
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Публикация «Педагогический проект по развитию мелкой моторики рук в условиях реализации ФГТ „Весёлые ручки“» размещена в разделах
Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М. Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.
Цель проекта : научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.
Задачи для педагога :
• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;
• показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
• познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
• развивать речь детей, расширять словарный запас.
Задачи для детей:
• развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
Задачи для родителей:
• учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
• создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.
Средства достижения поставленных задач:
• применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
• использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д. ;
• информационные листы для родителей;
• разучивание стихов, потешек;
• использование атрибутов к пальчиковой гимнастики.
Условия :
Материальные: приобрести игры для развития мелкой моторики, пальчиковые театры согласно возраста детей, необходимую методическую литературу по данной теме.
1. Игра «Цветные столбики»
2. Игра на развитие мелкой моторики «Цветные бусы»
3. Мозаика 50 деталей
4. Пирамидка «Сияние»
5. Кубики в картинках
6. Мозаика мелкая «Полянка»
7. Пазлы «Гусеница»
8. Набор «Строим вместе» (54 кубика)
9. Конструктор «Строитель»
10. Пальчиковый театр «Колобок»
11. Пальчиковый театр «Репка»
12. Пальчиковый театр «Теремок»
13. Пальчиковый тренажёр «Лунтик.
Длительность проекта : в течение учебного года (с сентября 2012г. по май 2013г.)
Предполагаемый результат:
Дети:
• проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
• увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
• возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
• дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
• отзывы родителей и педагогов;
• у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Родители:
• родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
• родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
Этапы проекта :
I. Подготовительный этап:
• Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
• обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
Изучение методической литературы по данной теме:
• О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год);
• С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);
• А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая.
Подготовка наглядного материала:
• письменных консультаций, стендов информации;
• современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» и др.
• оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки» и др. ;
• выставки детских работ «Ваза из фасоли» и др.
II. Основной этап реализации проекта :
• составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;
• разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
• обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
• включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
- перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
- выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;
- при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;
- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
- вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;
- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;
- стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Работа с родителями:
• выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
• консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
• мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
• беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
• родительские собрания: знакомство с проектом «Весёлые ручки»;
• Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;
• семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».
III. Заключительный этап
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
• отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
• возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
• считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.
Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, способствующих речевому развитию детей, позволила добиться положительных результатов. Проведенное диагностическое обследование в мае 2012 года показало увеличение диагностируемых знаний в среднем на 35 % по сравнению с предыдущим годом (сентябрь 2011 г.)
Перспектива на будущее: разработать перспективу проекта «Теневой театр».