Дарья Тимищенко
Педагогический проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
«В мире профессий»
совместно с
ООО "Союз машиностроителей России"
Подготовила: Тимищенко Д. Н.
2022-2025
Актуальность: Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Темочки:
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «В мире профессий».
Цель проекта : обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Проект осуществляется совместно с ООО "Союз машиностроителей России".
Задачи по формированию элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых :
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
Формы и методы работы с дошкольниками :
-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
-рассказы воспитателей и родителей;
-непосредственно образовательная деятельность;
-игры, праздники и развлечения;
-самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией.
• Название профессии
• Место работы
• Материал для труда
• Форменная одежда
• Орудия труда
• Трудовые действия
• Личностные качества
• Результат труда
• Польза труда для общества.
Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации :
- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,
- разовьется чувство уважения к людям разных профессий.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители, представители ООО "Союз машиностроителей России"
Продолжительность курса: проект рассчитан на 2 года.
Сентябрь 2022 - Май 2024
Реализация проекта
Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:
I этап (организационный) : проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический) : реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
III этап (итоговый) : проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
Тематический план реализации проекта.
Ноябрь 2022 «Машинист»
Цель: знакомить детей с профессией машиниста. Его работой, обязанностями. Видами железнодорожного транспорта. Встреча с представителями ООО "Союз машиностроителей России" Просмотр видеофильма о работе Новочеркасского Электровозостроительного завода. Художественная деятельность.
Декабрь 2022 «Строитель» Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам. Форма проведения:
НОД. Основные понятия: каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщик, цемент, щебень Необходимые материалы:
Картинки с изображением домиков из сказок «Заюшкина избушка» и «Три поросенка». Картинки с изображением других домов и
строительных материалов, строительных машин и профессий. Фотографии с изображением красивых зданий и домов города Москвы.
Январь 2023 «Летчик» Цель: познакомить с профессиональной деятельностью пилота Авиатранспорта Форма проведения:
беседа, моделирование сюжетно-ролевой игры. Дидактические игры. Художественная деятельность. Ознакомление с Самолетом Бе-200. Атрибуты для моделировани я сюжетно
ролевой игры,
мольберты,
фломастеры, карандаши
листы бумаги А-.4
Видеофильм о работе самолета Бе-200
Февраль
2023 «Пожарная часть» Цель: знакомить с профессиональной деятельностью пожарного Форма проведения: беседа, просмотр презентации о деятельности пожарных. Изобразительная деятельность. Беседы о пожарной безопасности. Предметные картинки со
снаряжением пожарного,
оборудование м для
тушения
пожара
Март 2023 «Профессия- военный» Цель: продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих; -расширять представления детей о Российской армии; -воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине;
-знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными). Форма проведения:
НОД
Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск,
танкисты, связисты, ракетчики,
артиллеристы,
саперы и
пограничники, героизм, патриотизм. -картины, с родами войск фотографии; -военное
обмундирован
ие
Апрель 2023 "Профессия Инженер" Цель: познакомить с профессией инженера машиностроительного завода. Просмотр видеофильма о профессии Инженер.
Познакомить детей с новыми инженерными профессиями : инженер- программист, инженер-электрик, инженер-сварщик, инженер-конструктор, проектировщик,
инженер-строитель, военный инженер.
-пробудить интерес к миру инженерных профессий;
НОД, с просмотром презентации, сюжетно-ролевая игра "Мы-инженеры", НОД по конструированию "Мы инженеры - конструкторы" Презентация, атрибуты к сюжетно-ролевой игре "Мы инженеры", конструктор. материалы для художественной деятельности.
Май 2023 "Все профессии нужны, все профессии важны" Цель:
закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.
Викторина "В мире профессий среди подготовительных групп" Атрибуты для проведения викторина (карточки, награды, видео презентация)
Октябрь 2023 "История создания первого паровоза" Цель: Продолжать знакомить детей с разнообразием профессий в сфере железнодорожного транспорта.
Познакомить с историей создания первого паровоза. Виртуальное путешествие по Новочеркасскому электровозостроительному заводу, просмотр познавательного мультфильма "Сказки о технике", подвижная игра "Волшебный поезд", Художественная, творческая деятельность (создание собственной модели локомотива). Мульфильм, подготовленный пресс-службой НЭВЗа, "Сказки о технике", материалы для ИЗО-деятельности
Ноябрь 2023 Изготовление Лэпбука "Кем я хочу быть, когда вырасту" Цель: Овладение основными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Приобретение необходимых знаний и представлений о профессиях, орудиях труда.
Умение решать предложенные задачи в совместной деятельности. Мотивационная беседа с детьми о профессиях родителей, детская презентация о профессии одного из родителей. Изготовление лэпбука, ИЗО деятельность. Материалы для ИЗО-деятельности, материалы для изготовления Лэпбука.
Декабрь 2023 Ознакомление с деятельностью завода "Роствертол" в г. Ростове-на-Дону Цель: Познакомить детей с деятельностью завода Роствертол, профессиями,которые заняты изготовлением вертолетов, различными моделями вертолетов. Встреча с представителями Союза машиностроителей России, виртуальная экскурсия по вертолето-строительному заводу Роствертол, рассматривание защитных костюмов, в которых работают на заводе. Просмотр обучающего мультфильма, подготовленного ООО Союзмаш "Стрекоза и вертолет" Раскраски, материалы для ИЗО-деятельности, мультфильм "Стрекоза и вертолет", защитные костюмы
Февраль 2024 Профессия "Слесарь" Цель: Закрепить и обобщить представления детей о работе слесаря
Показать значимость данной профессии
Формировать представления о безопасном труде слесаря, об инструментах, помогающих ему в работе
Развивать познавательный интерес, любознательность
Воспитывать уважительное отношение к труду, основы безопасного обращения с инструментами Приглашение в группу Слесаря, рассматривание инструментов для его работы.
Знакомство детей с правилами безопасного поведения с инструментами. Просмотр презентации о работе слесаря. Иллюстрации с изображением слесаря, картинки с изображением инструментов, молоток, напильник, отвертка, пила-ножовка
Март 2024 Профессия "Врач" Цель: Формирование интереса детей к профессии врача (медицинской сестры, посредством ознакомления дошкольников с трудом сотрудников медицинских учреждений. Беседа на тему: "Все профессии важны", просмотр презентаций на темы:" Кто лечит больных", "Что нужно доктору для работы". Экскурсия по детскому саду в кабинет Медицинской сестры. Рассматривание Аптечки и ее содержимого. Презентации на тему, Медицинская аптечка. Медицинский кабинет. Спе. одежда для медицинского работника.
Апрель 2024 Профессия "Токарь" Цель: Познакомить детей с профессией Токарь.
Обобщить и систематизировать знания детей о заводах родного города (Роствертол, НЭВз) и профессиях заводчан. Просмотр презентации о работе Токаря на заводе. Дидактическая игра "Кому что нужно для работы?" Карта и фотографии города, заводов Роствертол, НЭВз, иллюстрации и фотографии с изображением вертолетов различных видов, иллюстрации и фотографии по теме «Профессия - токарь».
Май 2024 Организация выставки детского творчества "Наши руки не знают скуки" Цель: Обобщение опыта, полученного детьми в ходе реализации проекта, развитие креативного мышления и творческих способностей детей. Изготовление детьми, совместно с родителями поделок, рисунков на указанную тему (продукты творческой деятельности, с вязанной с профессиями). Организация выставки. Организация выставки.
Предполагаемый результат проекта.
При реализации данного проекта повысится познавательная активность и мотивация детей дошкольного возраста, любознательность, воображение, творческая активность, повысится интерес к техническим профессиям взрослых – позиционирование себя в различных технических профессиях; дети смогут творчески проявить свою индивидуальность в разных видах деятельности. Повысится заинтересованность детей в получении первоначальных знаний в области технических наук.
Реализация проекта на этапе завершения дошкольного образования позволит улучшить преемственные связи со школой, сформировать у воспитанников первичные представления о труде взрослых и его роли в обществе и жизни каждого человека.
Предполагаемые результаты для детей
К моменту завершения дошкольного образования :
Ребенок имеет представления о мире современных технических профессий нашего региона;
Ребенок выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); Ребенок имеет положительное отношение к разным видам технического труда;
Ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
Ребенок моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
Ребенок имеет определенные знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);
Ребенок имеет представления о некоторых технических профессиях, их назначении, особенностях.
У детей формируется финансовая культура.
К завершению дошкольного образования :
Ребенок будет чётко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела;
Ребенок знает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
Ребенок понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам, умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.
Социальное партнерство по ранней профориентации дошкольников
в рамках реализации проекта «В мире профессий»
Задачи:
1. Найти формы эффективного взаимодействия МАДОУ "Детский сад № 301" с социальными партнерами (ООО "Союз машиностроителей") по вопросам ранней профориентации;
2. Определить новые пути решения вопросов, связанных с включением родителей в воспитательно-образовательный процесс по ранней профориентации дошкольников
3. Обобщить и конкретизировать представления детей о профессиях жителей города Ростова-на-Дону, воспитывать интерес к профессиям, востребованным в нашем городе;
4. Формировать положительный имидж, как образовательной организации, так и социальных партнеров.