Юлия Степанова
Педагогический проект по самообслуживанию и действиям с бытовыми приборами «Мир вокруг нас» в средней группе
▼ Скачать +Заказ
Оглавление
Пояснительная записка…3
Актуальность проекта…. 3
Идея проекта…. 3
Новизна проекта…3
Участники проекта…4
Цель проекта…. 4
Задачи проекта…. 4
Сроки реализации проекта…5
Описание проекта…. 5
План проекта…. 7
Заключение….10
Список используемой литературы и интернет сайтов…. 12
Приложения…. 13
Пояснительная записка
Актуальность проекта
Публикация «Педагогический проект по самообслуживанию и действиям с бытовыми приборами „Мир вокруг нас“ в средней группе» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Электричество, бытовые приборы. Проекты, планы
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Не все дети пришедшие в детский сад из дома имеют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены : некоторые не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их индивидуальным полотенцем, другие нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого во время одевания, раздевания, потому важно развивать гигиеническую культуру младших дошкольников. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Для формирования культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни я решила использовать игровой творческий проект «Мойдодыр».
Самообслуживание – это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыков самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу и т. д.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Идея проекта :
«Чистота – залог здоровья».
Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
Новизна проекта
Заключается в выработке новых стратегических подходов к накоплению и расширению у детей представлений о навыках самообслуживания и их взаимосвязь со здоровьем.
Участники проекта
Воспитатели Степанова Ю. И., Дмитроченко Е. А., дошкольники 4-5 лет.
Цель проекта
Цель проекта : формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, закладывание фундаменты гигиенической культуры.
Задачи проекта
Для детей
Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения время еды, умывания;
Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды;
Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в современной жизни;
Формировать навыки самообслуживания : самостоятельно одеваться (раздеваться) в определенной последовательности;.
Закрепить представления о правилах личной гигиены.
Формировать у детей: умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды); навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской).
Познакомить детей с литературными произведениями: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая» и др., фольклорными произведениями про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.
Развивать умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения; развивать речь, память, внимание.
Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно гигиенических навыков
Для педагогов
Найти наиболее эффективные способы взаимодействия с семьями воспитанников;
Повышать профессиональное мастерство педагогов, способствовать развитию педагогического творчества
Для родителей
Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков самообслуживания и личной гигиены дома.
Повышение компетентности родителей в вопросах Воспитания культурно гигиенических навыков
Сроки реализации проекта
Среднесрочный – 3 месяца
С1 декабря по 28 февраля 2020 года.
Описание проекта
Тип проекта
По методу – игровой, творческий, познавательный, оздоровительный
По содержанию – ребенок – семья - здоровье;
Ожидаемый результат
Для детей
- формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, активность, последовательность.
- овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей раннего возраста:
дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого.
правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают).
пользуются индивидуальными предметами: носовым платком, салфеткой, расческой).
правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания
Для педагогов
Повышение уровня заинтересованности родителей в принятии участия в проекте;
укрепление взаимоотношения, родители – дети, воспитатели – родители.
Для родителей
Повышение знаний для успешного развития детей.
Получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию.
Укрепление связей между ДОУ и семьей
План работы
Содержание работы Цели Ответственные
Декабрь
Беседа «Как нужно ухаживать за собой» Цель: закрепить у детей знания об умывальных принадлежностях. Воспитатели,
дети
Чтение художественной литературы «Сказка про злую волшебницу, правительницу страны Нерях»
стихотворения, загадки и пословицы о здоровье, заучивание считалок
Пальчиковая гимнастика: «Раным-рано поутру» Цель: вызвать у детей желание следить за собой, чистотой своего тела; воспитывать у детей положительное отношение к чистоте Воспитатели, дети
НОД «Чистота — залог здоровья» Цель: закрепить знания детей о здоровом образе жизни, о предметах личной гигиены;
- развивать речевую активность, логическое мышление, зрительное внимание Воспитатели, дети
Сюжетно-ролевая игра игра «Мы идем гулять» Цель: развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей любви к чистоте и опрятности, заботливого отношения к младшим. Воспитатели, дети
Анкетирование «Культурно- гигиенические навыки» Выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни. Результаты анкетирования показывают, что родители заинтересованы проблемой здоровья семьи и готовы взаимодействовать с детским садом. Многие родители вместе с детьми активно занимаются физкультурой, совместная работа детского сада и семьи дает положительные результаты в укреплении здоровья ребенка. Воспитатели, дети
Игры шнуровки «Завяжи ботинок», «Застегни пуговицы Цель: формирование умения завязывать шнурки, застегивать пуговицы Воспитатели, дети
Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо» Цель: формировать способность понимать зависимость между кгн и здоровьем Воспитатели, дети
Мастер класс «Мыловарние» Цель:развивать творческие способности, фантазию детей и взрослых; способствовать воспитанию взаимопонимания, доброжелательного отношения, сплочения детей и родителей. Воспитывать у детей чувство бережливости. Воспитатели, дети
Январь
Беседа «Что мы хотим узнать?» Цель: вызвать желание задавать вопросы по поводу культурно гигиенических навыков Воспитатели, дети
Чтение художественной литературы
Загадывание загадок о предметах гигиены.
«Сказка про больные зубы»
К. Чуковский «Мойдодыр Цель: вызвать у детей желание следить за собой, чистотой своего тела; воспитывать у детей положительное отношение к чистоте. Воспитатели, дети
НОД «Добрый доктор Айболит в гостях у детей» Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни Воспитатели, дети
Сюжетно ролевая игра «День рождения Степашки»
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис». Воспитатели, дети
Игра: «Убери со стола» Цель: формировать самостоятельные действия : убирать посуду со стола, сметать крошки Воспитатели, дети
Сюжетно ролевая игра «Пора кушать»
Цель: формировать навыки самообслуживания Воспитатели, дети
Беседа «Почему нельзя одевать грязные вещи» Цель: формировать желание быть апрятным Воспитатели, дети
Консультации для родителей: «Как приучить ребенка мыть руки» Цель: повысить уровень компетентности в данном вопросе Воспитатели
Чтение художественной литературы Г. Зайцев «Дружи с водой Пальчиковая гимнастика: «Умывалочка» Цель: вызвать у детей желание следить за собой, чистотой своего тела; воспитывать у детей положительное отношение к чистоте. Воспитатели, дети
Творческая работа в технике пластилинографии «Микробы на руках». Цель: развивать самостоятельность при выполнении работы. Воспитатели, дети
Беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом» Цель: привитие аккуратности, КГН, развивать мышление, логику, учить делать выводы из прочитанного Воспитатели, дети
Чтение художественной литературы
Заучивание потешек;
К. Чуковский «Федорино горе», Цель: вызвать у детей желание следить за собой, чистотой своего тела; Воспитатели, дети
Сюжетная ролевая игра «Семья» Сюжет: «Кукла заболела» Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком. Воспитатели, дети
Игровая ситуация «Мы готовимся к обеду»
Цель Формировать умение накрывать на стол, вызвать положительные эмоции. Воспитатели, дети
Февраль
Беседа «Зачем нужна посуда» Цель: формировать понятие «посуда», учить узнавать и называть посуду по их внешним признакам, формировать знания об уходе за посудой, осознание детьми значимости посуды в жизнедеятельности человека. Воспитатели, дети
Чтение художественной литературы
А. Барто «Девочка чумазая»,
«Сказка про Витю - грязнулю».
Чтение потешек «Расти, коса, до пояса Цель: воспитывать у детей положительное отношение к чистоте. Воспитатели, дети
С/р игра «Мы встречаем гостей»
Цель: формировать умение накрывать на стол, вызывать положительные эмоции от прихода гостей Воспитатели, дети
НОД «Помоги зайке сберечь здоровье» Цель : формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья; на основе ситуационных моментов формировать умения детей делать выводы о безопасности жизнедеятельности; воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Воспитатели, дети
Консультация для родителей Воспитание культурно- гигиенических навыков у детей 4-5 лет Цель: повысить уровень компетентности в данном вопросе Воспитатели
Беседа «Чистота залог здоровья» Цель: Расширять представления детей о чистоте, о предметах гигиены. Воспитатели, дети
Чтение художественной литературы А. Барто «Девочка чумазая»
Чтение потешек: «Водичка, водичка Цель: воспитывать у детей положительное отношение к чистоте. Воспитатели, дети
Изодеятельность «Рисуем Витаминку и Микроб» Цель: закрепить умение держать правильно карандаш при рисовании, закрашивать аккуратно, не выходя за контур Воспитатели, дети
Сюжетно ролевая игра «Семья» : «Оденем кукол»
Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания Воспитатели, дети
Дидактическая игра «Приведи куклу в порядок» Цель:формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании Воспитатели, дети
Итоговое мероприятие НОД «Путешествие в страну «Чистюлия» Воспитатели, дети
Заключение:
В процессе работы дети самостоятельно научились мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем и вешать его на крючок обратно. Большинство детей научились держать ложку правильно. Также постепенно дети учатся самостоятельно пользоваться предметами личной гигиены – носовым платком, полотенцем, туалетом. Дети постепенно усваивают порядок одевания и раздевания, и замечая не порядок в одежде устраняют его при небольшой помощи взрослых. Ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно – гигиенических навыков. Повысилась заинтересованность родителей в вопросах воспитания у детей культурно – гигиенических навыков
. С детьми были проведены беседы:
«Как нужно ухаживать за собой
«Что мы хотим узнать?»
«Почему нельзя одевать грязные вещи»
«Зачем нужна посуда»
«Чистота залог здоровья»
Была организована продуктивно-образовательная деятельность (рисование, лепка). Знакомство с культурно гигиеническими навыками, навыками самообслуживания, развития коммуникативных качеств у дошкольников (через чтение художественных произведений, стихов, загадок о кгн, предметах самообслуживания).
Благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей оказывали дидактические игры, организация слушания, пения, создание условий для детской творческой импровизации.
Список используемой литературы и интернет сайтов
Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М. :Просвещение, 1991.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/ с: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985.
Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.
Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1989.
Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
Лихачёва А. А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с. 56
Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 1990.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозайка – Синтез, 2011.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и смаообслуживанию. – М. : Просвещение, 1997
Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят: популярная литература –М., 2000
Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие –М., 2006.
Доскин, В. А. Растем здоровыми [ :пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры – М: «Просвещение», 2002 4. Расту культурным - Москва 2011 .
Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет: методическое пособие– М. : ТЦ «Сфера», 2004. .
Интернет сайт «maam.ru», «nsportal»