Ксения Родина
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Растим патриотов вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 «Малыш» г. Омутнинска Кировской области
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Растим патриотов вместе!»
Автор: Родина Ксения Сергеевна,
воспитатель, педагог 1 квалификационной категории.
Омутнинск
2024 г.
Аннотация
Публикация «Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста „Растим патриотов вместе“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
Проект предназначен для создания единого образовательного пространства образовательного учреждения и семьи в решении задач нравственно-патриотического воспитания. Может быть полезен педагогам ДОУ младших возрастных групп.
Партнеры-участники: педагоги, дети и родители МКДОУ детский сад № 16 «Малыш» г. Омутнинска.
Актуальность
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества, среди них - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей.
Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки самой семьи.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях, рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».
С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их участие в жизни группы способствует полноценному восприятию детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.
Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия ДОУ с родителями и определили цель проекта.
Цель: создать условия для формирования представлений о семье, как о ближайшем окружении, у детей младшего дошкольного возраста посредством совместной деятельности с родителями и педагогами детского сада.
Задачи:
1. Расширять представления детей о семье, семейных традициях, семейных ценностях, о родном городе, о значении своей семьи и Родины в жизни человека.
2. Воспитывать у детей чувство любви, привязанности, сплоченности, патриотизма к семье, своей группе, родному городу.
3. Повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей.
4. Организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность сада по нравственно – патриотическому воспитанию, как полноправных участников образовательного процесса.
5. Создать условия для обогащения РППС группы элементами нравственно – патриотического воспитания, способствовать развитию игровых умений детей.
6. Способствовать сплочению детско-родительского коллектива, созданию эмоционально положительного настроя в группе ДОУ.
7. Развивать умение самоанализа педагогической деятельности, обобщения опыта работы, пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций.
Вид проекта: долгосрочный, партнерский, практико-ориентированный.
Срок реализации: май 2023- январь 2024 г.
План мероприятий
1 этап: Подготовительный
Цель: на этом этапе необходимо определить цели, задачи и содержание работы, провести диагностику детей и анализ оборудования группы. Провести работу с родителями, подобрать необходимые материалы.
Май-июнь 2023г
Содержание работы
1. Постановка целей и задач проекта • Входящая диагностика детей младшего дошкольного возраста (выявление уровня индивидуального развития детей);
• Изучение теоретических материалов по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста;
2. Анализ исходной ситуации • Анализ РППС группы на наличие игр и пособий для ознакомления;
• Составление списка необходимого оборудования;
• Подбор детской литературы;
3. Проведение родительского собрания • Консультация для родителей «Семья и родной дом»;
• Буклет «Родословная - история вашей семьи»;
• Информация о проведении акций и конкурсов в группе;
• Анкетирование родителей «Знаете ли вы свои «корни?»
2 этап: Основной
Цель: подобрать и провести мероприятия по совместной деятельности всех участников проекта, создать условия для практической реализации проекта.
Июль-декабрь 2024г.
Содержание работы Задачи Методы и приемы работы
1. Акция «Моя семья» (приложение №1) - Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные
- Формировать представление о составе семьи.
- Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью. -информирование о проведении мероприятия
-сбор фотографий
-создание альбома
-рассматривание вместе с детьми
- рассказы детей о своей семье
-поощрение участников акции
-размещение информации на сайте ДОУ
2. Консультация для родителей «Эмоциональная связь ребенка с родителями»
(Приложение №2)
-Развитие конструктивного взаимодействия с семьёй.
-Воспитание бережного отношения к ребёнку через триаду «педагоги – родители – дети» Игры и упражнения с родителями:
- разминка «Подари улыбку»
- упражнение «Продолжи фразу «Быть родителем – это…»
- упражнение «Этажи»
- упражнение «Пронеси мячик»
- упражнение «Снежинка»
- упражнение «Стаканы»
- Эксперимент»
3. Игровой тренинг «Мы вместе»
- Формировать у детей навык взаимодействия, сотрудничества, создание чувства сплоченности коллектива.
- Развивать умения действовать сообща, оказывать поддержку.
- Снятие напряжение, релаксация
-Создание положительного эмоционального настроения - элементы игровой терапии
- совместные игры и упражнения
- эстафета со спортивным оборудованием
- массаж
- танец совместно с мамами
- сюрприз для мамы
4. Конкурс «Моя родословная»
(Приложение №3)
-Способствовать повышению педагогической компетентности родителей;
- Способствовать сплочению детей и родителей совместным выполнением творческого задания. - привлечение родителей к конкурсу
- составление положения конкурса
- объявление о проведении конкурса
- индивидуальные консультации с родителями
- поощрение победителей и призёров конкурса
5. Фотофестиваль «Я в родном городе» (Приложение №4)
- Формировать представления о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением;
- Способствовать развитию эмоционально-ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице, городу
- Вызвать желание сохранять чистоту, порядок в своем городе
- Воспитывать у детей чувство гордости, восхищения красотой родного города. - разработка положения конкурса
- объявление о проведении конкурса, размещение информации в группе в социальных сетях
- сбор фотографий
- рассматривание фотографий с детьми
- поощрение участников
6. Марафон «К нам гости пришли»
(Приложение №5)
- Способствовать распространению положительного опыта семейного
воспитания по вопросу организации досуга семьи.
-Воспитывать чувство гордости за свою семью. - составление объявления о конкурсе
- привлечение родителей к конкурсу
7. Альбом «Мой родной город» - Расширять представления о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
- Обогащать и систематизировать знания детей об истории города и его культурных ценностях.
- Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножать богатства своего родного края и страны. - онлайн-консультация
- создание альбома «Мой родной город»
- рассказы детей о любимых местах города
- фотовыставка
-слайд - шоу
8. Картотека сюжетно-ролевых игр по теме «Семья» - Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.
- Развивать интерес к игре.
- Способствовать установлению в игре ролевых взаимоотношений между играющими.
- Воспитывать любовь и уважение к членам семьи. - разработка сюжетно – ролевых игр по теме «Семья»
9. Оформление патриотического уголка - ознакомление с ближайшим окружением.
- воспитание чувства любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям.
- формирование представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине
- формирование представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства. - ознакомление родителей, совместно с родительским комитетом, с целью и задачами создания патриотического уголка
- привлечение родителей к участию
- подбор информации, картинок, предметов для оснащения патриотического уголка
- создание Лэпбука «Моя Родина Россия»
10. Рассматривание наглядного демонстрационного материала по теме «Семья», «Профессии» - воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и
близким людям;
- побуждать называть имена членов своей семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры)
- рассматривание картин, иллюстраций по теме
- рассматривание фотография «Профессии моей семьи»
- д / и «Мама, папа и я»
- д / и «Чей малыш»
- д / и «Кому, что надо для работы»
- д / и «Одевашки – профессии»
11. Чтение художественной литературы про семью - обогащать и активизировать словарь по теме
- дать представление о том, что в семье все заботятся и любят друг друга.
- воспитывать любовь к членам своей семьи - чтение рассказов и сказок: «Гуси лебеди», «Маша и медведь»,
- чтение стихотворений: Е. Благинина «Посидим в тишине»
3 этап: Заключительный
Цель: необходимо подвести итоги проекта, обобщить опыт работы, наметить перспективу проекта, провести родительское собрание и отметить участие родителей.
Январь 2024г.
Содержание работы
1. Подведение итогов работы с детьми • Провести итоговую диагностику по патриотическому воспитанию;
• Оформить фотоальбом «Наши гости» для рассматривания детьми в группе;
• Оформить фотовыставку совместных работ детей и родителей (отразить деятельность детей в группе с использованием подбора оборудования);
2. Подведение итогов работы с родителями • Познакомить с результатами итоговой диагностики (в сравнении с входящей);
• Продемонстрировать родителям мультимедийную презентацию с отчетом о проведении мероприятий;
• Наградить благодарностями родителей, принимавших участие в групповых мероприятиях;
3. Подведение итогов работы педагога • Представить опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста на итоговом педагогическом совете ДОУ;
• Продолжить работу по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе
Предполагаемые результаты:
-Обогащение предметно-пространственной развивающей среды группы;
-Партнерство в лице родителей и воспитанников для успешного развития детей по
нравственно – патриотическому воспитанию.
-Приобретение педагогом нового опыта работы в данном направлении,
умение выполнять планирование и анализ результатов.
- Дети получили новые знания о своей семье: о членах семьи, традициях.
- Играют в сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье, понимают значимость семьи в жизни каждого человека, проявляют уважение и заботу ко всем членам семьи.
-Созданы условия для развития детей посредством совместной деятельности, положительная эмоциональная среда общения между педагогами, детьми, родителями в процессе участия в творческих конкурсах и проектах.
-Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий, направленных на нравственно – патриотическое воспитание; появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
2. Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ детского сада № 16 «Малыш» г. Омутнинска Кировской области.
3. "Растим патриотов вместе" Взаимодействие педагога с родителями | Наталия Николаевна Лойко. Работа №320220
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/rastim-patriotov-vmeste-vzaimodeystvie-p.15701579032/?ysclid=lrjjnxtvx3976440274
4. Алешина Н. В. Знкомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. 2011 УЦ Перспектива, 2011.
5. Метенова Н. М., Метенова Е. Е. М54 Родительские собрания. Часть 2 2019. 64 с.
6. Метенова Н. М. Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях – Ярославль, ООО «ИПК «Индиго», 2019. – 19 с.
7. Метенова Н. М. Родителям о детях. Методические рокомендации. – Ярославль, Издательско-полишрафический комплекс «Индиго». – 2010 г., 64 с.
8. М. А Дозорова, Н. В. Кошлева, А. А. Кроник «Семья»: Я, мама, папа, бабушки и дедушки" П»ограмма и материалы по социально – личностному развитию детей дошкольного возраста
9. Книга «Счастье семьи» А. Лопатиной, М. Скребцовой»Моя семья»