Светлана Зубкова
Педагогический проект «Ознакомление детей старшей группы с родным городом — Нижним Новгородом»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Публикация «Педагогический проект „Ознакомление детей старшей группы с родным городом — Нижним Новгородом“» размещена в разделах
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине, месту, где родился человек.
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Нижним Новгородом в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Проблема.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые прославляли наш город.
Родители не всегда имеют достаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Цель проекта :
-Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта :
-Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
-Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным,
географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
-Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта.
Дети 5-6 лет (старшая группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта.
1 год.
Прогнозируемый результат.
• Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
• Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
• Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
• Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
• Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Нижнего Новгорода, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Реализация проекта.
Реализация проекта осуществляется в несколько этапов.
I этап – подготовительный, включает в себя:
1. Анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей.
2. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,
II этап – основной, включает в себя:
1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
2. Работу с родителями.
3. Изменение в предметно-пространственной среде группы.
Ш этап – обобщающий, включает в себя:
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов.
VI этап – презентация проекта :
Проект был представлен перед педагогами детского сада и родителями воспитанников средней группы.
V этап – постановка новой проблемы:
В дальнейшем планируем продолжать работу по ознакомлению ребят с Нижним Новгородом и Нижегородским краем, расширять и углублять знания детей по этой теме.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом
детей старшей группы на 2020-2021 учебный год.
Сентябрь.
Тема периода «Родной автозаводский район».
Цель.
1. Познакомить с районом города, где находится детский сад (автозаводский, с его особенностями и достопримечательностями.
2. Познакомить с историей возникновения Автозаводского района.
3. Воспитывать уважение к труду взрослых по благоустройству района.
Работа с детьми.
- П/и «Быстро возьми».
- Разучивание стихов о Нижнем Новгороде. Рассматривание альбомов, иллюстраций «Нижний Новгород», «Наш Автозавод».
- Беседы о Нижнем Новгороде, Автозаводском районе; «Почему наш район получил название Автозаводский?».
- Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Автозаводскому району».
- Просмотр видеофильма «Достопримечательности Нижнего Новгорода»
- Рисование «Осенний лес»
- Конструирование «Дома», «Детский сад»
-Музыка. Песня «Наш любимый детский сад» сл. и муз. Н. Чудаковой.
Работа с родителями.
- Рекомендовать прогулку с детьми на велосипедах, самокатах, роликах.
- Рекомендовать для чтения дома произведения «Белый домик» Б. Житков
- Рекомендовать родителям выучить с детьми домашний адрес.
- Предложить родителям принять участие в изготовлении атрибутов к игре «Путешествие по Автозаводскому району».
- Рекомендовать родителям с детьми целевую прогулку по парку или осеннему лесу.
- Предложить музыкальные произведения для совместного прослушивания.
Изменение в предметно-пространственной среде группы.
- Внести в физкультурный уголок атрибуты для подвижной игры.
- Внести, альбомы, иллюстрации, книги по теме.
- Внесение изображений с видами Нижнего Новгорода и Автозаводского района.
- Внесение атрибутов к игре «Путешествие по Автозаводскому району».
- Внести изображение осеннего леса.
- Пополнение музыкальной картотеки.
- Внесение схем и образцов конструирования.
Октябрь.
Тема периода «История Нижнего Новгорода».
Цель.
1. Закрепить представление детей об особенностях расположения Нижнего Новгорода (на слиянии двух рек).
2. Познакомить с историческим названием города, его двух частей (верхней- Нагорной, нижней – Заречной, а также с историей возникновения Нижегородского кремля.
3. Приобщать к охране исторических памятников.
Работа с детьми.
- Подвижная игра «Невод».
- Просмотр презентации «Город на реках Ока и Волга».
- Слушание рассказов «Как появился Нижний Новгород», «Две части города».
- Беседа «Охрана исторических памятников».
- Чтение легенд «Как зачинался Нижний Новгород», «Дятлы спасают православного».
- Наблюдение за работой дворника.
- Помощь в благоустройстве территории детского сада.
- Игра лото «Нижний Новгород».
- Сюжетно-ролевая игра «Путешествие из одной части города в другую».
- Рисование: «Знакомство с городецкой росписью»
-Музыка: Слушание песни «На слиянии Волги с Окой» муз. Р. Штерн,
песня «Нижний Новгород», муз. А. Морозова, сл. Ю. Паркаева.
-Конструирование: «Машины»
Работа с родителями.
- Привлечь родителей к изготовлению реквизита к игре.
- Рекомендовать родителям для домашнего чтения «Вот моя деревня» И. Суриков.
- Рекомендовать родителям с детьми целевую прогулку на Волжский откос, где Ока сливается с Волгой.
- Рекомендовать родителям с детьми целевую прогулку «Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству города».
- Предложить родителям изготовить макет «Нижегородский кремль».
- Рекомендовать для занятий дома с детьми рисование «Там, где Волга сливается с Окой».
Изменение в предметно-пространственной среде группы.
- Внести в физ. уголок атрибуты для подвижной игры.
- Внесение в уголок чтения произведения А. Волков «Волшебник изумрудного города».
- Внесение иллюстраций, фотографий, рисунков: районов, улиц, рек Нижнего Новгорода.
- Внесение на прогулочный участок инвентаря для уборки.
- Внесение лото «Нижний Новгород».
- Внести изображения машин и картину «Где Ока сливается с Волгой».
- Пополнение музыкальной картотеки.
Ноябрь.
Тема периода «Памятные места нашего города».
Цель.
1. Познакомить детей с памятником, площадью, улицей Горького, с временным названием города в недавнем прошлом (г. Горький).
2. Познакомить с творчеством писателя, с горьковскими местами в Нижнем Новгороде (домик Каширина, дом-музей М. Горького).
3. Уточнить знания о том, как в городе увековечена память о тех, кто его прославил.
Работа с детьми.
- Подвижная игра «Воробушки и автомобили».
- Чтение «Воробьишко» М. Горький.
- Беседа о Максиме Горьком.
- Просмотр иллюстраций и презентаций: «М. Горький», «Экскурсия в домик Каширина».
- Беседа «Профессия экскурсовод».
- Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия».
- Дидактическая игра «Памятные места Нижнего Новгорода».
- Аппликация: «Дома на нашей улице»
- Музыка. Слушание: «Осень золотистая» муз В. Иванникова.
- Кукольный театр по сказке М. Горького «Воробьишко».
Работа с родителями.
- Консультация для родителей «Как активно провести выходной день с детьми».
- Рекомендовать родителям литературу для домашнего чтения.
- Предложить родителям с детьми целевую прогулку по памятным местам (Нижегородский кремль, Чкаловская лестница, пл. Горького)
- Рекомендовать посетить с экскурсией домик Каширина, музей М. Горького.
- Совместное создание фотоальбома «Горьковские места в Нижнем Новгороде».
- Рекомендовать родителям для занятий дома с детьми рисование «Осенние деревья на площади Горького».
Изменение в предметно-пространственной среде группы.
- Пополнение физкультурного уголка атрибутами для подвижной игры.
- Внесение в уголок чтения произведений М. Горького
- Внесение иллюстраций о М. Горьком и презентаций.
- Фотоальбом «Горьковские места в Нижнем Новгороде».
- Пополнение музыкальной картотеки.
- Внесение атрибутов для сюжетно-ролевой игры.
Декабрь.
Тема периода «Промышленность родного города».
Цель.
1. Познакомить детей с промышленностью города.
2. Научить дифференцировать продукцию предприятий.
3. Развивать интерес к труду взрослых, связанному с промышленным производством.
Работа с детьми.
- Подвижная игра "Едет дед Мороз на велосипеде". Зимние развлечения (игра в снежки, катание на санках, лепка поделок из снега).
- Занятие «Прошлое и настоящее нижегородской промышленности».
- Беседа «Горьковский автомобильный завод».
- Словесные игры «Скажи какая», «Из чего сделано?».
- Дидактическая игра «Разложи картинки правильно».
- Беседа с детьми о профессии родителей
- Сюжетно-ролевые игры «Ателье», «Мебельная фабрика».
- Рисование «Грузовая машина».
- Аппликация «Автобус».
- Музыка слушание: «Наш автобус голубой» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Работа с родителями.
- Привлечение родителей к изготовлению мягких мячей для игры в снежки.
- Рекомендовать родителям поиграть с детьми в игру: «Отгадай загадку о профессиях».
- Рекомендовать родителям сходить с детьми на экскурсию в музей ГАЗ.
- Привлечение родителей к благоустройству прогулочного участка и постройке детской горки.
- Рекомендовать для домашнего чтения произведения «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Откуда стол пришёл» С. Маршак.
- Привлечение родителей к изготовлению альбома «Машины ГАЗ».
Изменение в предметно-пространственной среде группы.
- Пополнение физкультурного уголка атрибутами к подвижным играм.
- Внесение иллюстраций на тему «Нижегородская промышленность».
- Внести словесную игры.
- Внести книжки малышки «Профессия моих родителей».
- Внесение тематических картинок «Ателье».
- Внесение атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Ателье», «Мебельная фабрика».
- Пополнение музыкальной картотеки.
- Внесение альбома «Машины ГАЗ».
Январь.
Тема периода «Архитектура Нижнего Новгорода».
Цель.
1. Закрепить знания детей об архитектуре современных зданий.
2. Познакомить с главным памятником архитектуры города – Нижегородским кремлем.
3. Воспитывать интерес и уважение к труду людей строительных профессий.
Работа с детьми.
- П/и «Лиса в курятнике».
- Катание с горы на ледянках
- Речевое упражнение «Скажи наоборот».
- Чтение художественной литературы: «Кто построил этот дом?» С. Баруздин.
- Просмотр презентации «Башни Нижегородского кремля».
- Рассказ «Архитектура нашего города».
- Беседа о работе строителей.
- Сюжетно-ролевая игра «Строители».
- Дидактическая игра «Расставим башни Кремля по своим местам».
- Аппликация. «Строим дом».
- Конструирование из снега «Башня кремля».
- Музыка: слушание «Дом в котором ты живешь» муз. Г. Гладкова.
Работа с родителями.
Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к подвижной игре.
Рекомендовать родителям сходить с детьми на экскурсию в Нижегородский кремль, прогуляться по старинным улицам Нижнего Новгорода.
Размещение в родительском уголке информации о произведениях, рекомендованных для домашнего чтения: сказки, стихи и рассказы о строительных профессиях.
Размещение информации: «Это интересно. Легенды о башнях кремля».
Рекомендовать родителям целевую прогулку «К строящемуся дому».
Привлечь родителей к изготовлению макета Нижегородского кремля.
Изменение в предметно-пространственной среде группы.
- Внесение атрибутов к игре в физкультурный уголок.
- Внести тематические карточки с изображением рабочих строительных специальностей, картинок и фотографий различных зданий для описания.
- Вести для рассматривания иллюстрации, открытки, фотоальбомы «Улицы Нижнего Новгорода», «Храмы земли Нижегородской»; альбом «Архитектура нашего города».
- Внесение атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Строители».
- Внесение схем и образцов конструирования.
- Пополнение музыкальной картотеки детскими песнями.
- Внести дидактическую игру «Расставим башни Кремля по своим местам».
- Внести макет Нижегородского кремля.
Февраль.
Тема периода «Наше Отечество и его защитники».
Цель.
1. Закрепить представления детей об особенностях службы солдата в мирное время.
2. Познакомить с памятниками защитникам Отечества (Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому).
3. Познакомить с историей российского флага.
4. Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги соотечественников.
Работа с детьми.
- Игровое упражнение «Кто дальше?», «Попади в цель»
- Подвижные игры: «Самолеты», «Морская артиллерия», «Перетягивание каната».
- Чтение пословиц о Российской армии, «Землянка» А. Митяев; «Что могут солдаты?» Я. Длугаленский. Разучивание стихов и песен по теме.
- Занятие: «Российская армия».
- Рассказ «История российского флага».
- Беседы о военных профессиях, боевой технике; о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском.
- Беседа о том, как зовут папу ФИО, кем работает, какую пользу он приносит стране, как заботится о близких.
- Сюжетно-ролевая игра «Военные учения».
- Аппликация. «Подарок папе к 23 февраля», «Матрос с сигнальными флажками».
- Рисование. «Портрет папы», «Солдат на посту».
- Музыка. Песня «Бравые солдаты» муз. А. Филиппенко; слушание: «Песенка про папу» муз. В. Шаинского, «Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.
Работа с родителями.
- Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для подвижных игр, сюжетно-ролевой игры.
- Размещение в родительском уголке информации о произведениях, рекомендованных для домашнего чтения: былины о русских богатырях.
- Рекомендовать родителям посещение музея боевой техники в Кремле, экскурсию к Вечному огню, к памятнику Минина и Пожарского, к бронепоезду «Кузьма Минин».
- Консультация для родителей «Помощь папе в домашних делах».
- Привлечение родителей к оформлению выставки поделок к празднику «День защитника отечества».
Изменение в предметно-пространственной среде группы.
- Внесение атрибутов к подвижным играм в физкультурный уголок.
- Внесение на прогулочный участок мишени.
- Внести тематические карточки, картинки и фотографии с изображением военных различных видов войск, военной техники для описания.
- Оформление выставки поделок к «Дню защитника Отечества».
- Внесение атрибутов для сюжетно-ролевой игры.
- Пополнение музыкальной картотеки.
- Внести картину В. М. Васнецова «Воззвание» для рассматривания.
Март.
Тема периода «Нижегородские народные промыслы».
Цель.
1. Закрепить знания детей о нижегородских промыслах.
2. Познакомить с хохломской росписью, городецкими узорами, историей возникновения народных промыслов Нижегородского края, воспитывать интерес к ним.
Работа с детьми.
- Подвижная игра «Золотые ворота».
- Чтение художественной литературы: «Матрёшкины потешки» В. Берестов, легенда «Про Семена ложкаря», «Кони – вести», «Расписная прялочка».
- Слушание рассказа «История возникновения хохломы», «Хохломская роспись», «Городецкие узоры».
- Просмотр презентации: «Нижегородские народные промыслы».
- Беседа о народных промыслах.
- Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка».
- Дидактическая игра «Расставь товары на прилавки».
- Домино «Чудо – узоры».
- Лепка: «Кувшинчик».
- Рисование: «Нарисуй какой хочешь узор».
- Музыка: «Танец с платками», русские народные песни.
Работа с родителями.
- Консультация для родителей «Масленичные веселые гуляния».
- Размещение в родительском уголке информации о произведениях, рекомендованных для домашнего чтения.
- Рекомендовать родителям посещение музея народных промыслов.
- Предложить родителям прогуляться с детьми по Большой Покровской улице и понаблюдать за трудом художника.
- Оформление папки для родителей с информацией о народных промыслах.
- Предложить родителям поучаствовать в выставке: «Нижегородские промыслы».
Изменение в предметно-пространственной среде группы.
- Внесение атрибутов к играм.
- Внести тематические карточки, картинки и фотографии с изображением изделий народных промыслов Нижегородского края.
- Внесение образцов изделий народных промыслов, изображений рабочих инструментов.
- Пополнение музыкальной картотеки.
- Внесение домино, дидактической игры.
- Оформление выставки «Нижегородские промыслы».
Апрель.
Тема периода «Места отдыха горожан».
Цель.
1. Продолжать знакомить детей с местами отдыха нижегородцев-парками, с особенностями ландшафта.
2. Расширить и уточнить представления о водных просторах Нижегородского края, о водном транспорте. Научить сравнивать реки, озера, моря.
3. Воспитывать чувство уважения к труду людей, которые заботятся о красоте мест отдыха в городе.
4. Дать представление о неповторимой красоте нижегородских просторов.
Работа с детьми.
- Подвижные игры «К названному дереву беги», «Воробушки и кот».
- Чтение художественной литературы «Какая река лучше всех?».
- Разучивание стихов и песен о весне.
- Просмотр презентаций: «Река Волга», «Парки Нижнего Новгорода».
- Занятия: «Город прекрасный на Волге стоит».
- Уборка мусора на участке.
- Посадка рассады цветов в группе для последующего благоустройства территории детского сада.
- Беседа «Правила поведения на природе».
- Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия на теплоходе по Волге».
- Дидактическая игра «Кто помогает сохранять красоту цветов?»
- Рисование. «Красивые цветы».
- Лепка. «Белочка грызет орехи».
- Музыка. Песни: «Мир похож на цветной луг» муз. В. Шаинского, «Подснежник» муз. П. Чайковского.
- Конструирование из строительного материала: «Детская площадка», «Парк культуры и отдыха».
Работа с родителями.
- Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для подвижных игр, для сюжетно-ролевой игры.
- Рекомендовать родителям выучить с детьми стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…».
- Рекомендовать родителям целевую прогулку на Нижегородскую ярмарку, Кремлевский бульвар, прогуляться по парку, Набережной, прокатиться на теплоходе по Волге и понаблюдать за трудом взрослых.
- Консультация для родителей «Безопасное поведение на природе».
- Рекомендовать родителям для занятий дома с детьми рисование: «Как красиво в парке весной», коллаж «Бульвар города».
Изменение в предметно-пространственной среде группы.
- Внесение атрибутов для организации ПИ.
- Внести тематические карточки, картинки и фотографии с видами природы весной.
- Пополнение библиотеки.
- Внести тематические карточки, картинки, рисунки, книжки малышки и фотографии с местами отдыха горожан.
- Внесение на участок инвентаря для уборки.
- Внести атрибуты для сюжетно-ролевой игры.
- Оформление выставки рисунков «Как красиво в парке весной».
- Пополнение музыкальной картотеки.
Май.
Тема периода «Памяти героев Отечества посвящается…»
Цель.
1. Познакомить детей с памятниками героям Великой Отечественной войны в Нижнем Новгороде (Вечный огонь, мемориалы, стелы, аллеи, площади, музеи военной техники).
2. Познакомить с историей государственного герба России и герба Нижнего Новгорода.
3. Дать знания о том, как люди чтят память о героях, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны.
Работа с детьми.
- Военно- спортивная эстафета «Марш-бросок», «Метание гранаты»
- Чтение произведений военной тематики.
- Разучивание с детьми стихов, песен, посвященных «Дню Победы».
- Просмотр презентации «Памятники воинской славы в Нижнем Новгороде».
- Беседы о детях – героях Великой Отечественной войны.
- Слушание рассказов «Герб России», «Герб Нижнего Новгорода».
- Наблюдение за трудом взрослых по озеленению территории детского сада и прилегающих территорий.
- Сюжетно-ролевая игра «Военные».
- Рисование. «Салют над городом в честь праздника Победы», «Цветут сады».
- Музыка. Песни «Солнечный круг» муз. А. Островского, «День победы» муз. Д. Тухманова, «Катюша», «Три танкиста».
Работа с родителями.
- Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для подвижных и сюжетно-ролевых игр.
- Размещение в родительском уголке информации о произведениях, рекомендованных для домашнего чтения по данной тематике.
- Рекомендовать родителям целевую прогулку вместе с детьми к памятникам героям Великой Отечественной войны, в Кремль, к вечному огню, посетить с экскурсией Нижегородский Парк Победы. Предложить сходить на концерт, посмотреть военный парад; принять участие в шествии Бессмертного полка в память о фронтовиках победителях и посмотреть салют в честь Дня Победы.
- Привлечение родителей к озеленению прогулочного участка.
- Предложить родителям поучаствовать в изготовлении альбома «Нижегородцы – герои Великой Отечественной войны».
- предложить поучаствовать в организации фотовыставки «Мои родные – герои Великой Отечественной войны»
Изменение в предметно-пространственной среде группы.
- Внесение атрибутов для организации подвижных и сюжетно-ролевых игр.
- Внести тематические карточки, картинки, рисунки и фотографии.
- Пополнение библиотеки по данной теме.
- Внести изображение герба России и герба города.
- Оформление альбома «Нижегородцы – герои Великой Отечественной войны».
- Внесение рассады цветов, инвентаря для посадки растений.
- Оформление фотовыставки «Мои родные – герои Великой Отечественной войны».
- Пополнение музыкальной картотеки.