Сысоева Юлия Николаевна
Педагогический проект «Осень золотая» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Осень золотая» в средней группе.
Автор: Сысоева Ю. Н.
Вид проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: продолжительный (3 осенних месяца).
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
Публикация «Педагогический проект „Осень золотая“ в средней группе» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
• в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ укрепляем и расширяем знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, птицы и животные, грибы, ягоды, овощи, фрукты, осенние праздники);
• воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, учим правильному поведению в природной среде;
• применяем приобретённые знания с творческим подходом в практической изобразительной деятельности;
• приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, что способствует созданию благоприятного климата в детском коллективе, расширяет кругозор детей и взрослых, наполняет их творческой энергией.
Цель: расширять представления детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть красоту осенней природы и богатство осенних даров; создавать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень».
Задачи:
• формировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
• расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
• познакомить детей с произведениями художественной литературы об осени, вызвать интерес к иллюстрациям в книгах.
• закреплять знания детей о подготовке животных и птиц к зиме;
• расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
• способствовать развитию памяти, восприятия, эстетических чувств к прекрасному.
• воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
• Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателями и родителями;
• Расширение кругозора детей, закрепление их знаний и представлений об осени, её сезонных изменениях, признаках и дарах;
• расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
• работа по звуковой культуре речи;
• развитие продуктивной деятельности;
• отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
• вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Взаимодействие с семьёй:
• совместная деятельность родителей и детей «Осенние фантазии» (поделки из природного материала);
• рекомендации на совместные прогулки: наблюдение за деревьями, погодой и погодными явлениями; наблюдение за птицами: внешний вид, окраска, образ жизни;
• совместно с ребёнком разучивание стихотворений и пословиц об осени;
• сбор осенних листьев для гербария;
• создание альбома загадок «Мой любимый фрукт и овощ»;
• консультации и беседы для родителей по темам проекта: «Как сделать осеннюю прогулку интересной», «Полезные продукты и их значение для здоровья», «Одежда для прогулок»;
• сбор материала для изготовления стенгазеты «Красавица осень».
Подготовительный этап:
• Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий;
• подбор материала и оборудования для бесед, художественного творчества и игр с детьми;
• подбор художественной литературы (рассказы, стихи об осенней природе, животных и птицах; загадки и пословицы на осеннюю тему и т. д.)
• подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему;
• подбор аудио записей по данной теме;
• сбор осенних листьев и природного материала для изготовления поделок;
• рассматривание репродукций картин художников по теме «Осень»;
• оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
• беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Реализация проекта:
Образовательная область: «Социализация».
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Компот из фруктов», «Путешествие в лесу», «Как животные готовятся к зиме», «Семейный праздник».
Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что было бы, если из леса исчезли…», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы», «Созрело- не созрело», «Что сначала, что потом», «Четвёртый лишний»-(ягоды, овощи, фрукты, «Что растёт на огороде».
Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева).
Подвижные игры: «Листопад», «Пугало», «Репка», «У медведя во бору», «Охотник и зайцы», «Перелёт птиц», «Гуси- лебеди».
Настольно – печатные игры: «Времена года».
Образовательная область: «Познание».
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
ФЭМП: большой - маленький (капуста-помидор, яблоко-слива, много- мало; форма (круг, цвета.
Ознакомление с окружающим: «Осенний лес. Дары леса», «Приметы осени».
Беседы: «Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,
«Осень. Что ты о ней знаешь?», «Как животные и птицы готовятся к зиме».
Цикл наблюдений:
• за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
• за красотой и богатством осенних красок
• за цветником и огородом
• за насекомыми и перелетными птицами
• за деревьями и кустарниками, растущими на территории детского сада.
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сад», «Ищем приметы осени».
-Загадывание загадок об осенних явлениях природы.
-Сравнение природы ранней и поздней осенью.
-Знакомство с народным календарём, обсуждение народных примет.
Образовательная область: «Коммуникация».
Беседы по теме: «Осень наступила» (приметы и явления осени, осенние месяца, «Золотая осень», «Дары осени», «Перелётные птицы», «Как звери и птицы готовятся к зиме».
Беседы об осени, о съедобных и ядовитых грибах, об овощах, фруктах и ягодах.
Ситуативные беседы: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?», «Съедобный или не съедобный», «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?», «Почему я люблю (не люблю) осень?».
Рассматривание сюжетных рисунков: «Работа на участке», «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы».
Составление детских рассказов по темам: «Наш участок осенью», «Осенний лес», «Листопад».
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов, заучивание стихов и загадок.
Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».
Образовательная область: «Чтение художественной литературы».
Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок об осени, грибах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы.
Чтение и заучивание стихотворений:
И. Бунин «Листопад», А. Кольцов «Дуют ветры», И. Соколов-Микитов «Осень в лесу», М. Ходякова «Осень», А. Плещеев «Осень наступила», М. Ивенсон «Падают листья», В. Митрович «Листопад, листопад», С. Маршак «Овощной базар», И. Черницкая «Сарафан одела осень», В. Степанов «Следом за летом осень идёт», А. Авдеенко «Ходит осень по дорожкам», Н. Найдёнова «Листья падают, летят…», А. Барто «Морковный сок» и. др.
Пословицы и поговорки:
-Весною дождь парит, а осенью мочит
-От осени к лету поворота нет.
-Затянули дожди – груздей не жди.
-Поздний отлёт птиц предвещает тёплую зиму.
-Осенью паутина летает – к теплу.
Чтение русских народных сказок «Репка», «Колосок», «Вершки и корешки».
Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Чтение книг о природе (В. Бианки, М. Пришвин, К. Ушинский).
Чтение энциклопедий про насекомых, животных, птиц, ягоды, грибы.
Образовательная область: «Художественное творчество».
Рисование: «Компот из яблок», «Репка», «Нарядные мухоморы», «Осенний лес», «Украсим свитер», «Осеннее дерево» (коллективная работа).
Лепка: «Овощи на тарелке», «Корзина фруктами и ягодами»;
«Ветка рябины» (коллективная работа).
Аппликация: «Вкусный борщ», «Разноцветный зонтик»;
«Корзина грибника» (коллективная работа).
Коллективные работы из природного материала:
«Русская берёзка» из осенних листьев,
«Рыбки в пруду» из осенних листьев,
«Гусеница в осеннем лесу» из каштанов.
Конструирование и ручной труд из природного материала:
«Бабочка» из осенних листьев,
«Улитка» и «Грибочки» из каштанов.
Раскрашивание: «Осенние листочки» (красками, «Ягоды и фрукты», «Белкины запасы».
Самостоятельная художественная деятельность: Рисование «Чем нам осень нравится», «Овощи на грядке».
Экспериментирование: опыты с глиной и песком.
Образовательная область: «Безопасность».
Беседы: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?», «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?».
Образовательная область: «Труд».
Сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария);
уборка опавшей листвы и веточек на участке;
подготовка клумбы группового участка к зиме;
Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью».
Образовательная область: «Музыка».
Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь», «Времена года», «Октябрь», Т. Волгина «Осень», «Дождик», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат», Д. Васильева «Осенняя песенка».
Пение:«Осень» музыка И. Кишко, «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой, «Дождик», «Скворушка прощается» музыка Т. Попатенко.
Разучивание песен:«Приходи красавица» слова Т. Гомоновой, «Вот какие кочаны» слова И. Мазнина, «Осень наступила» слова С. Насауленко.
Инсценировка песенки «Урожайная» слова Е. Иванова.
Музыкальные игры: «Узнай песенку», «Догонялки с дождиком».
Самостоятельная музыкальная деятельность: «Сочини песенку дождя».
Слушание аудиозаписей: «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».
Хоровод под музыку: музыка Б. Можжевелова «Огородная-хороводная».
Разучивание танцев: «Листики-кораблики», «Осенняя полечка», «Хоровод грибов».
Музыкальный праздник: «Осень золотая».
Образовательная область: «Здоровье».
Беседы с детьми: «Как одеваться осенью?», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»,
«Если хочешь быть здоров -закаляйся».
Консультации родителям: «Осень», «Одежда для прогулок».
Досуги, развлечения:
• «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки)
• «Заглянула Осень в сад» (вечер пословиц и стихов об осени).
• Праздник осени «Осень золотая»
• Досуг по ЗОЖ «Витаминный калейдоскоп»
Результаты проектной деятельности:
• в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
• на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, сказками, стихами, пословицами, загадками осенней тематики у детей расширился и активизировался речевой запас; они стали с большим удовольствием принимать участие в коллективном разговоре;
• появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом; у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Литература:
1. Учебно-методический комплект обязательной части Программы: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, –М. : Мозаика-Синтез, 2014.
2. Помораева И. А., В. А. Позина. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
5. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
6. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
7. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. Москва,1998.
8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. Москва,1998.
9. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. Москва,2000.
10. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Москва,1990.
11. Дошкольная педагогика №6(101)/август/2014.