Марина Матненко
Педагогический проект «Наши руки не для скуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация
«Детский сад № 11 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников ГО Верхняя Пышма
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Наши руки не для скуки»
Развитие творческих способностей детей 4-5 лет в процессе художественно-эстетической деятельности
с использованием бросового материала»
Авторы проекта:Матненко М. Ю. Торшина И. В. г. Верхняя Пышма 2013 г.
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
Публикация «Педагогический проект „Наши руки не для скуки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Актуальность
Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к творческим возможностям личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалистов мобильности, гибкого мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению разнообразных проблем. Стремительное ускорение жизни внесло коррективы и в систему дошкольного образования в частности. В связи с этим, перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встала важная задача – воспитать детей творческой личностью. Понятие «творческая личность» неразрывно связанно с понятием «творческие способности», «креативное мышление», «воображение». Именно в этом направлении мы и решили поработать в процессе реализации своего проекта.
Работая над направлением – развития творческих способностей у детей 4-5 лет, нами был разработан проект по развитию творческих способностей детей средней группы «Наши руки не для скуки».
Проект предназначен для педагогов средней группы.
Тип проекта – творчески - прикладной
Срок реализации – с октября по апрель (долгосрочный)
Цель проекта: развивать познавательные, творческие способности посредством использования нетрадиционных материалов в процессе художественно эстетического воспитания.
Реализация проекта охватывает образовательные области рекомендуемые ФГТ: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Художественная литература», «Социализация».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Обучающие задачи:
- развитие креативного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с нетрадиционными материалами для создания работ;
- создание условий способствующих формированию знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов.
Развивающие задачи:
- развить познавательную активность, общение, самостоятельность.
- формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.
- развитие образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать эстетический вкус, культуру поведения, аккуратность.
- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми, используя результат творческой деятельности в быту, играх, оформлении группы.
- воспитывать интерес к использованию нетрадиционных материалов для создания творческих работ.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы «Утенок», а так же педагоги детского сада №11
4. Ожидаемый результат планируемой деятельности.
•Дети будут иметь общие представления о бросовом материале, вариантах его использования
• Познакомятся с технологией выполнения аппликации из бумаги разной текстуры.
• Будут иметь представления о различных материалах и их свойствах.
• Использовать в работе природные материалы.
•Изготавливать разнообразные поделки из бросового материала.
•Аккуратно и экономно использовать материалы.
Основной формой работы являются подгрупповая деятельность два раза в месяц. За весь период 14 занятий.
Формы подведения итогов реализации данного проекта являются: выставки, участие в смотрах на лучшее оформление группы, презентация проекта. Предложенный проект является вариативным, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка.
1 этап. Подготовительный
Мотивация детей на тему использования бросового материала в творческих работах.
В процессе оформления группы воспитателями с использованием бросового материала (гантели, дорожки в уголок физического здоровья; изготовление пеналов для математических занятий, оформление пазлов в коробки, изготовление музыкальных инструментов,изготовление «кулонов здоровья» и. т. д.) дети заинтересовались-как еще можно использовать ненужные коробочки, баночки, упаковки? Была проведена беседа, в ходе которой выяснилось, как широко можно использовать данные материалы. Воспитатель предложила детям изготовить поделки из бросовых материалов-игрушки, подарки для родителей, на что дети с радостью согласились.
2этап. Планирование
Началась работа по поиску информации и об использовании бросового материала и сборам самого материала. Для сбора материала был создан почтовый ящик. Родители активно включились в работу, поскольку видели заинтересованность детей, да и самим стало любопытно - что это такое -бросовый материал, и как его использовать. А вот в процессе сбора информации по изготовлению поделок возникли трудности. Трудность заключалась в том, что средний возраст ограничивает возможности детей. В основном, найденные практические материалы предназначались детям старшего дошкольного возраста или ученикам начальной школы. Нами были изучены все источники и на основе этой информации, но с учетом возрастных способностей детей был разработан комплекс занятий по аппликации и лепке с использованием нетрадиционных материалов.
Сетка занятий
Октябрь Аппликация «Осенний ковер». Материал-листья берёзы, дуба. клена. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовлении поделки соизмерять ее части, развивать воображение детей.
Лепка «Ромашки» Материал-семена клена, трубочки для коктейля.
Закреплять умение детей лепить знакомые предметы из необычного материала, развивать чувство ритма при изготовлении цветка.
Ноябрь Аппликация «Салют» Материал-салфетки разного цвета. Учить детей самостоятельно разделять большой лист мягкой бумаги на маленькие кусочки, затем сминать их и распределять по всей работе. Закреплять навыки использования клея. Развивать воображение, чувство композиции.
Лепка «Черепашка» Материал-скорлупа грецкого ореха. Учить детей лепить черепаху из отдельных частей: панцирь (скорлупа ореха,голова, лапы, хвост. Учить придавать образу выразительность: черепаха ползет, чего-то испугалась и. т. д. Развивать ММР и образное мышление.
Декабрь Аппликация «Сапожок». Материал-отходы типографии, палетки, вата, нитки. Вызвать у детей приятные эмоции от ожидания новогоднего праздника. Развивать чувство композиции, умение использовать в украшении предмета не только цветную бумагу, но и различные палетки, вату, нитки.
Лепка «Новогодние игрушки» Материал-контейнер от киндер-сюрприза, нитки, лента. Совершенствовать приемы примазывания, раскатывания, сплющивания. Развивать воображение, учить соотносить определенные геометрические формы с предметами. (треугольник-ель, овал-цыпленок, и. т. д.)
Январь Аппликация «Конфеты» Материал-цилиндры от бумаги, отходы типографии. Закреплять навыки вырезывания треугольника путем разрезания квадрата по диагонали, круга, овала путем срезания углов, прямоугольника путем разрезания квадрата пополам. Развивать воображение в процессе создания узора на фантике конфеты и придумывании названия для неё.
Лепка «Чайный сервиз» Материал-контейнер от киндер- сюрприза
Применение нетрадиционного материала (яйцо от киндер-сюрприза) для создания сервиза. Развитие воображения и чувства ритма в процессе создания узора. Закрепление основных приемов лепки.
Февраль Аппликация «Мягкое сердце» Материал-салфетки красного цвета, туалетная бумага,. розового цвета, отходы типографии. Закреплять умение делить большую салфетку на маленькие кусочки путем обрыва, сминать в комочки и аккуратно наклеивать на готовую форму. Развивать чувство композиции при оформлении работы.
Лепка «Крош». Материал-пластилин, блистеры, перец горошком. Закрепление навыков раскатывания пластилина, деления его на неравные части. Познакомить детей с нетрадиционным использованием блистеров от лекарств.
МартАппликация «Открытка для мамы». Материалы-отходы типографии, салфетки. Закрепление знаний о празднике, истории его возникновения. Развитие чувства эстетического вкуса и воображения в процессе создания композиции. Закрепление навыков использования метода обрыва бумаги для декора.
Лепка «Кошки» Материал-спички (без серы).Закреплять основные приемы лепки-раскатывание, сплющивание, деление целого на равные части. Использование бросового материала (спичек) для создания ног у животного.
Апрель Аппликация «Конверт».Материал-отходы типографии. Закрепление навыков вырезывания полос одинаковой ширины из целого листа. Закрепление навыков создания узора марки путем обрыва газетной и цветной бумаги.
Лепка «Яйцо на Пасху». Материал-контейнер от киндер – сюрприза. Мелкий бросовый материал. Закрепление навыков равномерного распределения на основе пластилина с последующим украшением мелкими деталями. (палетки, бисер, нитки)
Одновременно велась работа по развитию речи. Все действия сопровождались словом – стихами, пословицами, поговорками, пальчиковыми играми.
В рамках реализации проекта осуществлялось взаимодействие воспитателей и родителей. Были проведены следующие мероприятия:
-сбор необходимого материала для поделок
- мастер класс «Новогодний декор»;
- конкурсы семейного творчества «Подарки осени», «Наши любимые мамы»; «Наши защитники»; «Почта Валентина»; «Привет любимой мамочке».
Так же был проведен мастер класс для педагогов детского сада по изготовлению оберега из остатков ткани «Куколка на счастье»
5. Результаты работы над проектом.
Воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, повысилась их творческая активность, инициативность. Дети научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе художественно-эстетической деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления.