Евгения Чащина
Педагогический проект на тему «Совместная деятельность семьи и школы по формированию здорового образа жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
«Совместная деятельность семьи и школы по формированию здорового образа жизни»
Автор проекта : Чащина Евгения Владимировна,
Воспитатель 4 класса.
Записать какая школа
2018 год
Содержание:
1. Аннотация
2. Обоснование выбора темы проекта, его актуальность
3. Цели и задачи проекта, предполагаемые итоги реализации проекта
4. Структура проекта :
а) Аналитический блок (анкетирование, мониторинг, тестирование).
б) Информационный блок (памятки, витрины, выставки).
Публикация «Педагогический проект на тему „Совместная деятельность семьи и школы по формированию здорового образа жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Семья. Проекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
в) Организационный блок (формы и методы работы).
г) Практический блок (примерный календарно – тематический план на пе-риод реализации проекта).
5. План-график реализации проекта
6. Заключение 7. Список литературы
8. Приложения
1. Аннотация.
«ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ — БУДУЩЕЕ СТРАНЫ,
ОСНОВА ЕЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Концепция модернизации российского образования предусматривает со-здание условии для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. В основополагающих документах МОИ РФ сформулированы основные направления комплексной органи-зации здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учре-ждениях. Необходимость постановки этой проблемы определяется уровнем задач, поставленных сегодня перед нашим образованием. Согласно современным представ-лениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его воз-растных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укрепле-нии здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья учеников. Комплекс мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и разви-тия. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового человека в силу особенностей памяти, восприятия и мыш-ления.
Обоснование выбора темы проекта, его актуальность.
Здоровье человека - актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов – медиков,75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем,что для детей самое важное – это хорошо учиться.
В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Многочисленные исследования последних лет показы-вают,что около 25- 30 %детей,приходящих в 1-е классы, имеют те или иные откло-нения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор «-это самый значимый по си-ле воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей.
Поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.
Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье обучающегося. Таким образом,перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья обучающихся после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на ос-нове здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога,работающего с детьми младшего школьного возрас-та. Разрешить эти проблемы представляется возможным через проектирование здо-ровьесберегающих технологий.
Освоение культуры здорового образа жизни строится на основе преемственного вза-имодействия с ребенком в условиях школы и семьи, что решает задачу сделать роди-телей своими союзниками в воспитание у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. А также выработать единые педагогические требования к обущающимся. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе се-мейного воспитания. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благо-приятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейно-го физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных цен-ностей. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания школьника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социаль-ных институтов – школы и семьи. Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.
В процессе взаимодействия с семьей используются разнообразные формы работы : информационно – аналитические (выявление интересов родителей, потреб-ности, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности); досуговые (сов-местные досуги праздники, участие родителей и детей в выставках); познавательные; наглядно–информационные.
Актуальным для нас является сохранение и укрепление здоровья детей. Что привело к разработке долгосрочного проекта «Оздоравливаемся вместе».
2. Цели и задачи проекта, предполагаемые итоги реализации проекта.
3. Цель — организация совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
Задачи:
1. Выявление готовности семьи к активному взаимодействию со школой по охране и укреплению физического и психического здоровья детей;
2. Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совер-шенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, закаливания;
3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни : выработка привычки к соблю-дению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
4. Воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития лично-сти;
5 .Обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья на период обучения в школе ;
6. Сохранение работоспособности обучающихся.
7. Формирование у обучающихся знаний,умений и навыков по здоровому
образу жизни;
8. Снижение уровня заболеваемости обучающихся.
. 9. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.
Срок реализации: два года обучения.
Участники проекта : дети младшего школьного возраста, родители и учителя,
воспитатели.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Снижение уровня заболеваемости воспитанников.
2. Повышение уровня физической подготовленности.
3. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;
4. Заинтересованность родителей, как участников здоровьесберегающего образова-тельного процесса;
4. Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса : детей, родителей, педагогов, медицинского персонала;
6. Эффективное использование предметно-развивающей здоровьесберегающей среды класса.
Основное условие, которое должно выполняться при реализации проекта–это си-стемность и последовательность действий. Критерии оценки реализации проекта :
- состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмот-ров, наблюдений медицинского персонала и врача;
- сокращение количества пропущенных дней по причине болезни;
- диагностика отношения детей к здоровому образу жизни (анкетирование);
- показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здо-ровья детей (анкетирование, книга отзывов и предложений).
4. Структура проекта.
Проект состоит из блоков, куда входят виды деятельности, формы и методы, позво-ляющие решать поставленные задачи.
а). Аналитический блок:
-анкетирование;
-мониторинг;
-тестирование.
б). Информационный блок :
- подбор наглядной информации;
- оформление фотовитрин, папок–передвижек;
- проведение выставок, презентаций;
- составление памяток для родителей;
в). Образовательный блок :
- традиционные формы и методы работы : семинары-практикумы; круглые столы; ве-чера вопросов и ответов; индивидуальные рекомендации специалистов; дни открытых дверей; физкультурные праздники и досуги; творческие конкурсы и выставки;
- нетрадиционные формы и методы работы : гостиная здоровья, семейные творческие проекты.
г). Практический блок: календарно-тематический план работы на два года
обучения.
1. Аналитический блок. Включает себя активные методы взаимодействия со школой, формы организации, которые сочетаются с ценностными ориентирами в повседнев-ной практике. Его работа строится на основе запросов и интересов родителей, которые формируются в процессе анкетирования (Приложение 1., направленное на выявление знаний родителей о здоровье детей, которые позволяют корректировать работу в течение года. Мониторинг позволяющий отследить эффективность или не эффек-тивность реализации данного проекта, который проводиться 1 раз в год, в мае (При-ложение 2). Тестирование помогает сделать родителям определенные выводы отно-сительно проблем воспитания детей и дополнить представления о них как о родителях (Приложение 3).
2. Информационный блок. Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ре-бенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация по теме здоровьесбережение детей, где родители получают консультации специалистов: учителя – и педагога – психолога, медицинских работников, учителя по физической культуре. Информационные материалы регулярно обновляются в зависимости от рубрики:
• Оформление фотовитрин -1 раз в три месяца;
• Оформление папок – передвижек -1раз в месяц;
• Проведение выставок презентаций -1раз в 2 месяца;
• Составление памяток для родителей - 1раз в месяц.
3. Образовательный блок.
В организации просветительской направленности во взаимодействии семьи и школы наряду с традиционными формами (семинарами, круглыми столами, вечерами вопро-сов и ответов, днями открытых дверей, физкультурными праздниками и досугами, творческими конкурсами и выставками). Предполагает внедрение нетрадиционных форм и методов работы : семейные творческие проекты, направлены на выявление по-ложительного опыта семейного воспитания и оздоровления детей.
4. Практический блок.
Практический блок составлен на основе аналитического и организационного блока, который интегрировал в план-график реализации проекта.
План – график реализации проекта
№ п/ п Сроки Цель: Мероприятия Ответственные
1 январь Ознакомление ро-дителей с форми-рованием культу-ры здоровья де-тей. Определение роли семьи в вос-питании детей.
Тема: «Что такое здоровье и как его беречь?»
1. Анкетирование родителей «Ваши дети и их здоро-вье» (приложение 1).
2. Гостиная здоро-вья : «Здоровый ре-бенок — здоровое общество».
• Беседа «Что такое здоровье?»
• Презентация: «Если хочешь быть здоров.»
• Составление па-мятки: «Формиро-вание у детей здо-рового образа жиз-ни».
3. Оформление папки – передвиж-ки «Наше здоровье в наших руках».
Воспитатель.
2 февраль Вызвать интерес к зимним прогул-кам,закрепить умение кататься на коньках,лыжах. Тема: «Зимние за-бавы для здоровья»
1. Методические рекомендации «Зимние игры и развлечения де-тей».
2. Свместный поход на каток. 3. Катание на коньках и здоровье –памятка. 4. Оформление фо-товыставки «Зим-ние забавы». Классный руководитель, воспитатель.
3 март Познакомить ро-дителей со специ-альными коррек-ционными упраж-нениями для про-филактики нару-шения осанки. Тема: «Гостиная здоровья. Мето-дические реко-мендации «Не детские игрушки. Причины форми-рования непра-вильной осанки». «Игры для кор-рекции осанки» -памятка. Семинар –практикум «Профилактика осанки».Фотовыставка «Коррекция осан-ки в семье». 2. Музыкально – физкультурные развлечения по командам. 3 Оформление папки – передвижки «Внимание! Осанка!»
Врач, воспитатель,
родители.
4 апрель Познакомить ро-дителей с дыха-тельной гимна-стикой, своеоб-разной зарядкой нервной системы, помогающая сбросить напря-жение, которая к тому же является хорошим сред-ством профилак-тики заболеваний верхних дыха-тельных путей. Тема: «Дыха-тельная гимна-стика»
1. Оформление папки-передвижки «Все о дыхатель-ной гимнастике».
2. Гостиная здоро-вья «Дыхательная гимнастика».
• Показ презента-ции «Дыхательная гимнастика».
• Показ ви-деофрагментов пя-тиминуток с ис-пользованием ды-хательной гимна-стики детьми.
• Семинар-практикум «Дыха-тельная гимнастика вместе с мамой, вместе с папой».
3. Методические рекомендации «Ре-чевое дыхание» (приложение № 6).
Воспитатель, врач.
5 май Познакомить ро-дителей со специ-альными коррек-ционными упраж-нениями для про-филактики плос-костопия у детей. Тема: «Пофилак-тика здоровья».1. Оформление папки - передвиж-ки «Плоскостопие у детей». 2 Гос-тинная здоровья «Плоскостопие- дело поправимое». Методические ре-комендации «Игры для профилактики плоскостопия». Семинар -практикум. 3Родительское со-брание «Роль се-мьи в оздоровле-нии детей».4 Му-зыкально –спортивное раз-влечение с родите-лями. «Подвиж-ные игры летом»- памятка. воспитатель, родители, врач.
6 сентябрь Познакомить ро-дителей с необхо-димостью органи-зации двигатель-ного режима детей. Тема: «Организа-ция двигательного режима» 1. Гости-ная здоровья «Ор-ганизация двига-тельного режима». .Спортивная игра «Зов джунглей».. Мониторинг забо-леваемости обуча-ющихся. 2. Оформление папки – передвижки «От-дых летом». Родители,классный ру-ководитель, учитель физ. воспитания, воспитатель.
7 Октябрь Познакомить де-тей и родителей с целительными свойствами се-верных ягод и ягод умеренного пояса. Тема: «Лесные ягоды» 1 .Рецепты из брусни-ки,клюквы - па-мятка. 2 .День здо-ровья «Быстрее,выше,сильнее».3 .Оформление пап-ки передвижки «Ищешь витамины? Они рядом».
воспитатель
8 Ноябрь Познакомить ро-дителей со сказ-котерапией, как средством кор-рекционно-развивающей (ле-чебной) педагоги-ки
Тема: «Нетради-ционные способы оздоровления»
1. «Отвары трав и витаминные чаи»-памятка.
2. Гостиная здоро-вья «Нетрадицион-ные способы оздо-ровления».
• Сказкотерапия-семинар-практикум
3. Оформление папки передвижки «Быть здоровым помогут сказки».
Врач, воспитатель.
9 Декабрь Познакомить де-тей с играми, адо-птированными,измененными направленными на оздоровление и профилактику за-болеваний. Тема: «Игры ко-торые лечат. 1Гостинная здоро-вья «Игры,которые лечат». .Семинар практи-кум «Игры кото-рые лечат». .Дегустация вита-минного чая. Воспитатель, врач.
Практический блок
10 Январь Познакомить ро-дителей и детей с прогулками, как средством разви-тия двигательной активности детей Прогулка
1. Тестирование «Я и мой ребенок» (приложение № 3).
2. Поход в лес.
3. Оформление папки-передвижки «Подвижные игры на прогулке».
Воспитатель.
11 Февраль Познакомить ро-дителей с прие-мами сохранения зрения у младших школьников. Тема :«Здоровые глазки» 1 .Презентация «Здоровые глазки». .Семинар практи-кум. .Создание памятки «Чтобы глазки были здоро-вые». 2. Оформ-ление папки - пе-редвижки «Посо-бие для глаз».
Воспитатель, врач.
12 Март Познакомить ро-дителей и детей с техникой релак-сации, которая способствует
снижению эмоци-онального и пси-хического напря-жения, тревожно-сти. Осознание своих телесных ощущений и пе-реживаемых чувств. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Оп-тимизация мы-шечного тонуса. Релаксация.
1. Гостиная здоро-вья «Релаксация».
• Выставка рисун-ков детей и роди-телей «Здоровье в школе и дома».
• Методические
рекомендации «Сборник релакса-ций».
• Практическое за-нятие «Минуты тишины» (прило-жение 5).
2. День здоровья «Мой любимый звонкий мяч».
3. Оформление ин-формационного уголка «Как убе-речь детей от про-студы». Врач,родители, воспита-тель.
13 Апрель Приобщение ро-дителей к со-трудничеству, поделиться опы-том оздоровления с другими семья-ми. Защита проектов.
1. Гостиная здоро-вья «Защита про-ектов».
• Защита.
• Дегустация вита-минных салатов.
2. Оформление фо-товыставки «Здо-ровье и мы».
3. Витаминные са-латы - памятка.
Воспитатель, родители.
14 Май Сформировать желание прово-дить оздорови-тельные меропри-ятия и в летний период. Здравствуй, лето!
1. Отчет о резуль-татах мониторинга (сводная за 2 года).
2. Мини поход в лес.
3. «Будьте здоро-вы!» — памятка.
4. Анкетирование родителей о ре-зультатах работы (приложение № 7). Воспитатель, родители.