Татьяна Аугайтене
Педагогический проект «Неделя психологического здоровья. Какое настроение живет в детском саду»
«Ребенок беспомощен,
но мудрость взрослых дают ему защиту,
так как именно окружающие ребенка взрослые
способны создать приемлемые условия
для его полноценного развития»
О. В. Хухлаева
Актуальность
Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита слабо. Опираясь на свой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста, могу сказать, что в наше время редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Как никогда участились негативные проявления эмоционально-личностной сферы ребенка. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно.
Публикация «Педагогический проект „Неделя психологического здоровья, Какое настроение живет в детском саду“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Неделя здоровья. Проекты
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольников очевидна. От состояния их здоровья зависят качественные и количественные характеристики будущего поколения. Важной предпосылкой физического здоровья является здоровье психологическое. В последние годы растет количество детей с нарушением психоэмоционального развития. Поэтому особое значение приобретают задачи сохранения психологического здоровья детей и формирования их эмоционального благополучия.
Тип проекта :совместный, творческий, краткосрочный.
Срок реализации: неделя
Участники: дети, родители, воспитатели групп и педагог- психолог.
Цель проекта : сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого – педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения через организованную модель здоровьесбережение в ДОУ.
Задачи проекта :
1. Повысить психолого - педагогической компетентности педагогов и уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребенка у родителей, через здоровьесберегающую деятельность в ДОУ
2. Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями
3. Содействовать формированию здорового психологического комфорта в общении взрослых и детей.
4. Формировать познавательный интерес ребенка через его включенность в различные вид деятельности.
5. Научить взрослых использовать знания по формированию здорового психологического комфорта к психологическому здоровью детей.
6. Повышать интерес педагогов и родителей к психологии через распространение передового опыта по формированию здорового психологического комфорта воспитанников с учетом их возрастных особенностей.
Новизна проекта :
• Создана интегрированная модель образовательного процесса по развитию эмоционально-личностной сферы ребенка.
• Разработка авторской психологической технологии “Сказочные уроки”.
• Создание комплекса координационных действий по психологическому сопровождению образовательного процесса в данном направлении.
• Расширение спектра форм взаимодействия с родителями за счет практических занятий, в том, числе с родителями неорганизованных ДОУ детей
Основные средства реализации проекта
• Психологическое сопровождение процесса освоения современных психолого-педагогических технологий : арт-терапии, сказкотерапия, песочной терапии, музыкотерапии, смехотерапии и др. по разным направлениям учебно-воспитательного процесса, способствующих укреплению и развитию эмоционально-личностной сферы детей посещающих и не посещающих ДОУ.
• “Стиль здоровой улыбки” - занятия по укреплению эмоционально-личностной сферы у педагогов.
• Организация консультативно-диагностического пункта для родителей. / для родителей воспитанников ДОУ и детей не посещающих ДОУ /.
Ожидаемый результат: реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса, повысит психолого - педагогическую компетентность педагогов, повысит уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребенка у родителей, сформирует осознанное отношение к родительству, дети и взрослые получат заряд положительных эмоции.
Проектная деятельность будет осуществляться в три этапа.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
• определение цели и задач проекта;
• подбор методического материала, изучение литературы;
• разработка конспектов занятий с детьми, памяток для родителей и педагогов;
• поиск иллюстрационного материала;
• подготовка анкет для родителей;
• разработка тематического плана проекта «Неделя психологии».
• преобразование предметно-пространственной среды, создание на группах уголков настроения и уединения.
ОСНОВНОЙ ЭТАП:
• реализация проекта : совместная деятельность с детьми, педагогами и родителями;
• психологические акции : «Цветок здоровья», «Радуга настроения», «Сладкие мативаторы», Дерево пожеланий и предложений»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
• подведение итогов реализации проекта и создания уголков уединения и настороения;
• выставки: «Мой ребенок- солнышко», «Моя семья – цветок, а я ней лепесток»;
• фото-лента «Мои друзья»
• презентация проекта.
План Недели психологии
День недели Основная мысль дня Тема и форма мероприятия участники
Понедельник Эстафета
душевного
здоровья Открытие недели психологии.
Психологическая акция :
«Цветок здоровья»
(см. приложение 1)
• Занятие с элементами тренинга «Стиль здоровой улыбки»
(см. приложение 1)
• Релаксационные упражнения:
по лексической теме «Семья».
(раздать на группы)
• Психогимнастика.
(раздать на группы)
• Занятие «Моё душевное здоровье»
(см. приложение)
• Выпуск памяток для родителей по созданию эмоционального благополучия детей
(раздать на группы) Сотрудники, родители, воспитанники ДОУ.
Сотрудники
Группы раннего развития, младшие группы, средние и старшие группы.
Подготовительные группы.
Все группы
Вторник Зеркало души Психологическая акция :
«Радуга настроения»
(см. приложение 2)
Занятие «Я и мое имя»
(см. приложение 2)
Конкурс портретов «Мой ребёнок – солнышко»
Занятие «Наши эмоции»
(см. приложение 3) Сотрудники ДОУ, родители воспитанников.
Подготовительные группы
Родители и воспитанники младших и средних групп.
Старшие группы
Среда Мой дом – моя крепость.
Здоровая семья – здоровые дети. Рисование и выставка работ «Моя семья»
Занятие на тему «Моя семья»
(см. приложение)
Психологическая акция «Тайный друг»
Папка-передвижка
Психологический тест с улыбкой
«Какие мы мамы»
Галерея стенгазет на тему: «Семья-цветок, а я в ней лепесток» Воспитанники ДОУ.
Воспитанники подготовительных групп.
Сотрудники ДОУ
Все группы
Старшие и подготовительные группы.
Четверг День дружбы Психологическая акция «Сладкие мативаторы»
Акция «Конверты дружбы»
Занятие: «Что такое дружба?»
(см. приложение 7)
Папка-передвижка
Психологический тест с улыбкой
«Какие мы папы»
Фото – лента «Мои друзья»
(оформляются лестничные проёмы) Сотрудники ДОУ,
родители воспитанников
Все группы
Средняя группа
Все группы
Все группы
Пятница «Здесь вас любят и ждут!» Закрытие недели психологии
Психологическая акция :
«Дерево пожеланий и предложений»
Анкетирование: «Удовлетворённость работой ДОУ»
(см. приложение)
«Мандалотерапия»- жизнь в красках.
Стенд «Какие мы воспитатели»
Награждения по итогам недели в номинациях :
«Лучший уголок настроения»,
«Лучший уголок уединения»,
«Лучший портрет «Мой ребёнок-солнышко»»,
«Лучшая стенгазета «Семья» Сотрудники, родители воспитанников.
Родители воспитанников.
Педагоги ДОУ.
Первый день недели прошёл под девизом «Эстафета душевного здоровья». В этот день была проведена психологическая акция «Цветок здоровья», целью данного мероприятия было создание положительного эмоционального фона в детском саду. Каждый желающий мог поднять себе настроение, оторвав у цветка тот лепесток с одним из составляющего психологического здоровья позитивным настроем, которого не хватает на данный момент.
Также в этот день было проведено занятие с элементами тренинга для педагогов «Стиль здоровой улыбки», основная цель которого - профилактика эмоционального выгорания, порадовали положительные отзывы участников мероприятия, были выпущены буклеты и памятки для педагогов с рекомендациями о том, как сохранять психологическое здоровье. Для воспитанников подготовительных к школе групп было проведено занятие «Моё душевное здоровье». На младших и средних группах проведены минутки релаксации и психогимнастики. Не остались в стороне и родители воспитанников для них были выпущеныбуклеты и памятки по теме: «Создание эмоционального благополучия детей».
Второй день стартовал под девизом «Зеркало души». Начался он с акции «Радуга настроения» - Утром, при входе в детский сад педагогам, детям и родителям предлагалось выразить свое настроение при помощи цветных кляксочек. Характеристику каждого цвета можно прочитать. В каждой группе работали свои уголки настроения для родителей, педагогов и детей.
Такая же процедура повторялась вечером. Затем были подведены итоги дня и оформлены на стенде в виде радуги.
Так же в течение дня на старших группах было проведено занятие «Наши эмоции», на подготовительных к школе группах – «Я и моё имя», на младших группах был проведенконкурс «Мой ребёнок -солнышко», цель которого была в повышении самооценки ребенка, формировании позитивного отношения к нему. Порадовало то, что родители с большой охотой отозвались на предложение поучаствовать в конкурсе.
Третий день недели психологии прошел под девизом – «Здоровая семья -крепкая семья». Ни для кого не секрет, что на эмоциональный комфорт ребенка большое влияние оказывает семья, поэтому и не случайно один из дней недели психологии был посвящен семье. В этот день на старших и подготовительных группах прошли занятие по теме: «Моя семья», конкурс рисунков, в котором приняли участие семьи воспитанников. В старших и подготовительных группах были выпущены стенгазеты «Семья-цветок, а я в ней лепесток». Эта форма работы получила большой отклик у родителей. Для родителей в папках – передвижках был представлен психологический тест «Какие мы мамы» и «Какие мы папы». В каждой семье есть проблемы, и тайный друг помогает разрешить их через акцию «Рецепты на каждый день», а так же педагоги делятся между собой опытом в вопросах решения конфликтов в группе, т. к. для ребёнка группа в детском саду заменяет семью на целую неделю.
Четвертый день недели был назван - «Днём дружбы». Этот день открыла акция для педагогического коллектива «Комплименты», каждый сотрудник, придя на работу, обнаружил на своём рабочем месте маленький сюрприз с позитивным настроем. Для родителей день начался со сладких мотиваторов, в виде конфетки с позитивным пожеланием. Эта акция способствует психологической разгрузке, повышению общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержки. В течении дня, воспитанники соседних групп ходили друг другу в гости и дарили комплименты. Для старших и подготовительных групп была организована игра «Позитивчик» - После беседы детям предлагалось сделать конвертики, на лицевой стороне которых ребята рисовали свой автопортрет, воспитатели помогали прикрепить конверты к шкафчикам. В конверты ребята кладут друг другу записки, забавные открыточки, конфетки, игрушки, рисунки. Это делается, когда хочется друг другу что-то сказать, поддержать, обрадовать. Игра увлекла всех: дети заглядывали в свои конверты несколько раз в день.
К игре привлекались родители и воспитатели. Детям необходимо чувствовать внимание, тепло и любовь близких людей: мамы, папы, дедушки и бабушки. А для воспитателя это возможность поддержать и оценить достижения ребенка на занятиях и в группе. На средних группах прошлитематические занятия «Что такое дружба?», была организована фотовыставка «Мои друзья».
Итоговый день недели психологии прошел под девизом «Здесь вас любят и ждут!». Этот день был открыт акцией «Дерево пожеланий и предложений». Каждый желающий мог оставить на импровизированном дереве свое пожелание или предложение по улучшению работы ДОУ. К концу дня «Дерево» было увешано листвой с высказываниями, мнениями, впечатлениями. О наболевшем писали родители, бабушки и дедушки, воспитатели, завхоз, повара. В этот же день все родители получили возможность заполнить анкету «Удовлетворенность работой ДОУ». Закрытием недели явилось общение мероприятий и награждением особо отличившихся участников.
Наш проект – результат творческой деятельности детей, родителей, воспитателей и специалистов детского сада.
Особенностью проекта является единое воспитательно–образовательное пространство, созданное на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми.
Актуальность проекта заключается в том, что здоровье – непреходящая ценность, его нужно сохранять и укреплять.
В проекте мы апробировали технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый психологический образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
Список литературы.
1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. -М. : ТЦ Сфера, 2004.
2. А. Г. Шмелев и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: “Феникс, 1996
3. А. А. Романов Игротерапия: как преодолеет агрессивность у детей. М. 6 Школьная Пресса, 2003.
4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: - СПб. :Речь, 2008.
5. О. А. Шорохова Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М. : ТЦ Сфера. 2007.
6. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. /Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб. : Питер, 2003.
7. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М. : “Издательство ГНОМ и Д”, 2008.
8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М. : “Владос” – 1996.
9. Словарь практического психолога/Сост. Головин С. Ю. – Минск: Харвест, – 1998.
10. Тренинг по сказкотерапии. - СПб. : Речь, 2004.