Марина Трушкина
Педагогический проект на тему: «Многообразие птиц в природе.»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта :
Трушкина Марина
Александровна
Воспитатель МБДОУ № 15
2015г.
Пояснительная записка
Актуальность проекта : в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Педагогический проект на тему: „Многообразие птиц в природе,“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному
аспекту: развитию представлений о ценности природы, эмоционально
-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Тема проекта «Многообразие птиц в природе» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, перелетных птицах, расширить кругозор об экзотических птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема: недостаток знаний о многообразии птиц на всей планете и экологических взаимосвязях в природе.
Тип проекта : творческий, познавательный, игровой.
Участники проекта : дети младшей и средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта : краткосрочный (1 неделя)
Цель: формирование экологических знаний о многообразии птиц, их пользе и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
1. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
2. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение
анализировать, сравнивать и обобщать.
3. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
4. Расширить кругозор детей о птицах.
5. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
6. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Этапы проведения проекта :
1 этап: подготовительный:
Создание необходимых условий для реализации проекта :
• Обсуждение цели и задач с воспитателями и родителями;
• Подбор познавательной, художественной литературы;
• Проведение бесед по проекту;
• Оформление консультаций для родителей;
• Изготовление дидактических игр;
• Изготовление кормушек из разного материала совместно с родителями.
2 этап: Основной (практический) этап:
• Оформление описательных рассказов о птицах;
• Отгадывание загадок, чтение стихотворений про птиц;
• Изучение корма для подкормки птиц;
• Наблюдение за птицами в природе ;
• В течение всего зимнего периода кормление птиц;
• Наблюдение за поведением птиц на кормушках;
• Показ презентаций: «Зимующие птицы», «Какие бывают кормушки», «Перелетные птицы», «Самые красивые птицы планеты», «Домашние птицы», просмотр мультфильма «Это что за птица?»
• Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах.
• 3 этап: Заключительный
• Подведение итогов реализации проекта;
• Организация выставки: «Кормушки для птиц».
Выставка рисунков, аппликаций «Такие разные птицы!»
• Презентация проекта (освещение опыта работы).
Ожидаемые результаты:
У детей сформируются:
• Знания о жизни и многообразии птиц.
• Представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц.
• Сознание важности природоохранных мероприятий.
• Навыки правильного поведения в природной среде.
• Эстетическое отношение к окружающей действительности.
• Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.
• Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.
У родителей:
• Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности.
• Гармонизируются детско-педагогические отношения.
• Повысится уровень экологической культуры личности.
• Расширятся знания о птицах.
Содержание работы в процессе реализации проекта :
Консультация для родителей «Какие бывают кормушки для птиц?»
Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашнее задание:
1. Совместно с ребенком сделать кормушку.
2. Рассмотреть птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
Тематическая неделя:
Понедельник:
Беседа с детьми «Какие птицы вам знакомы?», загадки.
Дидактическая игра «Знакомство с птицами».
Пальчиковая гимнастика «Птички».
Наблюдение за птицами на прогулке. Кормление птиц.
Чтение рассказа «Этажи леса» М. Пришвина.
Мультимедиа: «Веселые загадки о птицах».
Подвижная игра «Голуби и кошка».
Заучивание стихов о птицах.
Вторник :
Чтение сказки «Домик для воробья» В. Степанова с заданием.
Подвижная игра «Воробьи и кот».
Беседа о зимующих птицах.
Дидактическая игра «Назвать птицу».
Интегрированная образовательная ситуация «Зимующие птицы».
Мультимедиа: «Зимующие птицы», «Стихи о птицах».
Рисование птиц на манной крупе.
Среда:
Беседа о пользе птиц в природе и для человека.
Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы», «Ласточки».
Экологическая игра «Что было бы,если исчезли птицы…»
Интегрированная образовательная ситуация «Перелетные птицы».
Наблюдение за птицами на прогулке,кормление птиц в кормушках.
Чтение сказки «Гадкий утенок».
Подвижная игра «Ласточки».
Мультимедиа: «Голоса птиц», «Птицы. Умный ребенок».
Четверг:
Беседа с детьми о домашних птицах, их пользе для человека.
Чтение сказки «Петух и хозяин» В. Степанова.
Пальчиковые игры : «Птички в гнезде», «Дятел».
Подвижные игры: «Птички», «Гуленьки».
Лепка «Цыпленок Цыпа».
Упражнения на дыхание : «Петушок», «Гуси».
Дидактическая игра «Собери птичку!» (пазлы)
Мультимедиа : «Домашние птицы».
Пятница:
Ситуационная беседа «Красивые птицы!»
Раскраски «Птицы».
Экологическая игра «Польза – вред».
Подвижная игра с речевым сопровождением «Веселый воробей».
Аппликация «Такие разные птицы!».
Театрализация сказки «Петух и лиса».
Мультимедиа : «Самые красивые птицы планеты Земля»,
мультфильм «Это что за птица?»А. Сутеева.
Выставка рисунков и аппликаций «Птицы -наши друзья!»
Использованные ресурсы:
1. Энциклопедия для детей «Животные» г. Москва «Махаон» 2006г
2. «Стихи о птицах» Н. Стожкова Москва, «АСТ-ПРЕСС»
3. «Учебник для малышей» В. Степанов 2005г
4. «Что? Зачем?Почему? Книга вопросов и ответов» Москва 2007г
5. «Кладовая солнца» М. Пришвин 1979г
6. Интернет-ресурсы:
Аппликации mimege.ru; fotostrana.ru;
nsportal.ru ; pedkopilka.ru ; https://www.youtube.com/watch?v=tkReYIbWzu8.
Приложение № 1
Интегрированная образовательная ситуация для детей средней группы по теме: «Перелётные птицы»
(развитие речи + аппликация)
Цель: закрепить знания детей о перелётных птицах.
Задачи:
1. Закрепить и обобщить знания и умения детей в виде аппликации и рассказывания по картинам о перелётных птицах. Учить выполнять единую коллективную работу, прислушиваться к мнению группы.
2. Развивать воображение, чувство цвета, композиционные умения в расположении предметов, эстетическом отношении к окружающему миру; активизировать словарь детей.
3. Вызвать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.
Дети заходят в группу и встают полукругом около картин по теме «Зима». Задаю вопросы: Какое время года? (Зима). Какое было? (Осень) Будет? (Весна). Назовите признаки зимы, какие вы знаете? (солнце светит и не греет, идет снег, улетают птицы, исчезли насекомые, листья с деревьев опали, стало холодно, дует ветер. А как называются птицы,улетающие в жаркие страны? (перелётные). А те, которые не улетают, а зимуют с нами? (зимующие). Посмотрите, вот у меня картинки с изображением зимующих и перелетных птиц. Разложите: на верхнюю полку перелетных птиц, а на нижнюю – зимующих. На верхней полке у нас: скворец, ласточка, грач, а на нижней: воробей, голубь, синица. Как называются птицы на нижней полке? (зимующие). Как называются птицы на верхней полке? (перелётные).
Давайте поиграем с вами в игру – хоровод «Воробей»
Среди белых, голубей Дети идут по кругу, изображая
Скачет шустрый воробей. голубей; в центре один ребёнок
скачет как воробей.
Воробушек – пташка, дети встают лицом в круг
Серая рубашка. идут приставным шагом.
Откликайся, воробей, воробей пытается «вылететь»
Вылетай – ка, не робей. из круга; голуби, взявшись
за руки, не пускают его.
Дети играют 2 -3 раза и садятся на стульчики полукругом, напротив картинок с птицами. Я загадываю загадку, прошу показать и назвать отгадку:
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где – то близко. (Ласточка)
Обращаю внимание детей на строение ласточки: голову, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь, брюшко. Покажите и назовите части тела, чем, по вашему мнению, она питается, где живёт. Подвожу итог: вся птица чёрная, только грудка белая, у ласточки длинный хвост, он раздваивается на конце, хвост самый яркий отличительный признак ласточки. Ласточка, как и все птички, питается жучками, бабочками, червячками, зёрнышками. Она лепит гнездо из глины и маленьких веточек. В таких гнездах ласточки выводят птенцов.
А теперь отгадайте другую загадку:
На шесте - весёлый дом
С круглым маленьким окном
Чтоб уснули дети
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец –
Он и летчик и певец. (Скворец)
Опишите скворца на примере ласточки (ответы детей, составление небольших рассказов). Оперение черное с металлическим блеском; клюв жёлтый, острый и довольно длинный, слегка загнутый вниз; крылья длинные и заостренные, хвост короткий. Скворец, как и другие птицы, питается жучками, паучками, клюёт зёрнышки. Поэтому для него зимой нет пищи в наших краях и он, как и ласточка, улетает на юг. Возвращается скворец ранней весной. Скворцов все знают и любят, их прилёт означает для людей наступление весны. Скворец умеет петь очень необычно, подражая в пении даже кваканью лягушек или лаю собак. Хорошо подражают они и человеческому голосу. Людям нравятся скворцы. Чтобы скворцы селились близко к людям, весной для них строят специальные домики. Кто знает, как они называются? (скворечники). Давайте пройдём на места за столами и посмотрим, из каких частей будет состоять скворечник. На столах в лотках лежат квадраты коричневого и желтого цвета большие, квадраты маленькие синего цвета, ножницы, клей, салфетки. Как вы думаете, что можно сделать из коричневого четырёхугольника? (сам домик, а из желтого? (сложить по диагонали, разгладить сгиб и отрезать, чтобы получилась треугольная крыша). А как сделать круглый леток? (плавно срезать углы у маленького квадрата, начиная от середины одной стороны к середине другой и так по кругу). Давайте вспомним, как мы будем приклеивать? (кладем бумагу вниз цветом, промазываем по всей поверхности деталь, аккуратно прикладываем и прижимаем салфеткой, для лучшего приклеивания и удаления остатков клея). Кто сделал скворечник, может подойти и приклеить его на ветку дерева.
Рефлексия : Сегодня мы с вами хорошо поработали? Что мы узнали? Что удивило?А о чем вы расскажите друзьям и родителям? Всем спасибо за работу.