Миляуша Янбердина
Педагогический проект на тему: «Опытно — экспериментальная деятельность в ДОУ»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с. Янгельское муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан
Педагогический проект на тему : «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ»
Подготовила: Янбердина М. А. – старший воспитатель, первая квалификационная категория
Публикация «Педагогический проект на тему: „Опытно — экспериментальная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”
В. А. Сухомлинский
Актуальность темы:
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первые основы личности, проявляющей активное исследовательское, творческое отношение к миру.
Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Тип проекта :
По количеству участников –
коллективный.
По содержанию –
интегрированный.
По продолжительности –
Краткосрочный
С 01.09 по 30.11.2016г
Участники проекта :
- дети младшей, средней, старшей, подготовительной групп;
- педагоги ДОУ;
- старший воспитатель;
- музыкальный руководитель;
- родители воспитанников.
Цель проекта :
Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи проекта :
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений.
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Расширить знания воспитателей об особенностях формирования познавательной деятельности в процессе экспериментальной деятельности с детьми и применение в практике.
Этапы реализации проекта :
1 этап: - информационно – накопительный.
2. этап: организационно –
практический.
3 этап: презентационно –
завершающий.
Ожидаемый результат:
Воспитанники проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;
В диалоге с взрослыми поясняют ход деятельности, делают выводы.
Практическая значимость:
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.
Этапы реализации проекта :
1. информационно – накопительный.
Подбор методической литературы.
Составление перспективного плана работы с детьми, родителями.
Подборка опытов с описанием проведения.
Организация предметно – развивающей среды.
Подбор оборудования для проведения опытов.
Анкетирование педагогов и родителей на тему «Детское экспериментирование».
2 этап: организационно – практический:
1. Подготовка запланированных мероприятий.
2. Планирование работы по опытно – экспериментальной деятельности в ежедневных планах.
3. Проведение смотр – конкурса для воспитателей на самый лучший, интересный уголок экспериментирования.
4. Проведение общего родительского собрания на тему «Хочу всё знать».
5. Проведение открытых занятий по группам по опытно – экспериментальной деятельности : Группа раннего возраста – «Что мы знаем о воде»; младшая группа - «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»; средняя группа -«В гости Капелька пришла»; старшая группа – «Свойства воздуха»; подготовительная группа – «Извержение вулкана»
6. Оформление картотек игр по опытно – экспериментальной деятельности по возрастам.
7. Районный семинар для педагогов ДОУ по опытно – экспериментальной деятельности.
3 этап: презентационно – завершающий:
1. Итоги конкурса по уголкам экспериментирования.
2. Педагогический совет на тему : «Эксперимент в ДОУ как эффективный метод познания окружающего мира с детьми дошкольного возраста».
3. Оформление и презентация картотек, методических разработок и педагогического проекта по «Эксперимент в ДОУ как эффективный метод познания окружающего мира с детьми дошкольного возраста».
Обеспечение проектной деятельности :
Методическое:
Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М. :ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М. : ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.
О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой». Элти – кудиц 2012г.
Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
Подбор методической литературы, пособий.
Подбор материала для открытых занятий и уголков экспериментирования
Дидактические игры
Приложения:
Открытое занятие в группе раннего возраста – «Что мы знаем о воде».
Что мы знаем о воде.
Свойства воды (холодная, прозрачная)
Открытое занятие в младшей группе «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
Рассказ об утёнке.
Следы на мокром песке. Прилетели бабочки - Свойства магнита и железа
Открытое занятие в средней группе «В гости капелька пришла»
Какой вкус у воды? Придаём вкус воде (опыт с лимоном)
Открытое занятие в старшей группе «Свойства воздуха».
Чем пахнет воздух?
Открытое занятие в подготовительной группе «Извержение вулкана».
Районный семинар на тему «Опытно – исследовательская деятельность»
Конкурс уголков экспериментирования.
Аналитическая справка Тема: «Оценка организации воспитательно-образовательной работы по опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ»
Цель: выявление педагогических проблем в организации работы по опытно – экспериментальной деятельности.
Сроки проведения с 01.09 по 30.11.2016г
Объекты контроля: все возрастные группы
Вопросы проверки:
Планирование работы с детьми и родителями.
Открытые занятия по опытно – исследовательской деятельности
Создание уголков экспериментирования
В соответствии с годовым планом на 2016 – 2017 учебный год в ДОУ была поставлена задача : Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по опытно – экспериментальной деятельности в процессе разных видов детской деятельности. Контроль осуществлялся во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы :
- Система и вариативность планирования воспитательно-обрзовательной работы по опытно – экспериментальной деятельности;
- создание предметно-развивающей среды;
- умение грамотно организовывать и проводить непосредственно – образовательную деятельность и самостоятельную деятельность по экспериментальной деятельности, соблюдая технику безопасности;
- использование наглядной информации для детей на ООД, для родителей по этой теме.
Проверка планов ВОР:
Во всех возрастных группах воспитатели планируют игры – эксперименты, как в совместной деятельности, так и в самостоятельной. Исследовательскую деятельность планируют и на прогулках. Используют в работе с детьми такие дидактические игры, как «Где живёт вода», «Воздух, земля, вода», «Для чего нужен воздух», «Какого цвета вода», «Тонет не тонет», «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем», «На мокром песке остаются следы, отпечатки», «Чудесные картинки», «Игры с песком», «Воздушные фокусы» и т. д.
Подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций.
В работе с родителями планируют беседы, консультации, наглядную информацию на темы: «Что такое эксперимент», «Как организовать игры с водой», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Как экспериментировать вместе с ребёнком дома», «Домашняя лаборатория», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Учим детей наблюдать», «Беседы на прогулке».
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Привлекают родителей к пополнению коллекции «Разные ткани», «Бумажная страна», «Красивые камни»;
в создании уголков по экспериментированию.
Привлекают родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.
Предлагают для родителей памятки на различные темы.
Совместно с детьми ведут альбомы юных исследователей.
Вывод по контролю: Проведенный тематический контроль по опытно – исследовательской деятельности в ДОУ, показал, что проблема актуальна, и она в ДОУ решается, через НОД, совместную и самостоятельную деятельность, через режимные моменты, на прогулке, работу с родителями по этой теме.
Предложения:
1. Всем педагогам продолжить углубление знаний в теоретических и практических вопросах по опытно – исследовательской деятельности через самообразование.
2. Использовать в практике работы с детьми собранный наглядно – дидактический материал.
3. Уделять больше внимания работе с родителями по данной проблеме.
Проверяющий: старший воспитатель___Янбердина М. А.