Марина Сергей
Педагогический проект «Я сын Байкала, я навек бурят!» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта:"Я сын Байкала, я навек бурят!"
Руководитель проекта Сергей Марина Геннадьевна
Участники проекта Дети подготовительной группы, педагоги, родители
Проблема, актуальность проекта
Россия – многонациональное государство и уважение к другим народам должно прививаться с самого детства. Вопрос воспитания личности молодого поколения очень актуален. Причиной является снижение морали и нравственности в обществе, всё чаще наблюдается агрессивность и враждебность, поэтому так важно воспитывать моральные ценности с детства, когда начинает формироваться характер, отношение к окружающим людям, к семье, к миру. Знакомя детей с культурой, традициями, национальными играми и бытом других народов мы воспитываем бережное и уважительного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям коренных народах Прибайкалья.
Публикация «Педагогический проект „Я сын Байкала, я навек бурят!“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Нашу группу посещают дети разных национальностей. Основную часть группы составляют русские дети. В группу пришли дети по национальности буряты. Дети обратили внимание на внешние различия и стали задавать по этому поводу вопросы. Возникла необходимость познакомить детей с коренным народом Прибайкалья.
Срок выполнения проекта Краткосрочный октябрь-ноябрь (3недели) 03.10.2022. -24.10.2022г
Вид проекта Информационно - творческий
Цель проекта Создание условий для формирования духовно - нравственных ценностей и толерантного отношения к людям, независимо от их национальной принадлежности, посредством знакомства с культурой коренных народов Прибайкалья
Задачи проекта Для детей
- формировать представления детей о народах, проживающих в Прибайкалье - бурятах, эвенках, тофаларов: истории народов, образе жизни, особенностях национального костюма;
- познакомить детей с особенностями культуры коренных народов Прибайкалья (народные традиции, фольклор, народно-прикладное
искусство);
- развивать любознательность, навыки исследовательской деятельности, интерес к культуре коренных народов Сибири;
- формировать у детей толерантное отношение к людям разной национальности;
- воспитывать любовь к родному краю.
Для родителей:
Участие в сборе информации по данной теме.
Помощь родителей в подборе художественной литературы,
интересной информации для создания лэпбука.
Для педагога:
1. Разработать содержание совместной деятельности педагога с
детьми по ознакомлению с бытом и культурой народов Прибайкалья.
2. Создать лэпбук
3. Способствовать развитию познавательного интереса детей.
4. Активизировать родителей для совместно реализации проекта.
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели:
Для детей
- сформированные знания о коренном населении Прибайкалья – бурятах, эвенках, тофаларов: истории народов, образе жизни, знакомство с особенностями культуры коренных народов Прибайкалья;
- обогащенная развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая реализовать творческий замысел в игре и
разных видах детской деятельности, а также создающая возможность для их позитивной социализации и личностного развития.
Для педагогов
- формирование у дошкольников патриотических чувств, представлений о малой родине
- развитие у воспитанников навыков исследовательской деятельности, проявление ребенком любознательности
- проявление интереса родителей воспитанников к участию в образовательной деятельности в ДОУ
- обогащенная развивающая предметно- пространственная среда в группе по гражданско-патриотическому воспитанию;
- сформированный банк методических материалов по теме проекта.
Для родителей
- возможность для всестороннего развития и успешной социализации детей
- укрепление сотрудничества с дошкольным учреждением.
Продукт проектной деятельности
Лэпбук на тему: «Коренные народы Прибайкалья»
Этапы работы над проектом
1 этап: поисковый
2 этап: аналитический
3 этап: практический
4 этап: презентационный, рефлексивный
Необходимое оборудование
Технические: доска смарт, ноутбук, принтер, микрофон.
Методические наглядные пособия: альбомы, подбор детских произведений о народах Прибайкалья. Раскраски, видеофильмы
Этапы проекта «Я сын Байкала, я навек бурят!»
Этапы проекта
1. Деятельность воспитателя группы и специалистов ДОУ по проекту
2. Деятельность детей
1 этап (поисковый)
1. Подготовка педагога к реализации проекта: ознакомление с уже имеющимся опытом, определение и выбор темы, материалов, оборудования.
2. Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности.
2 этап (аналитический)
1. Создание условий для реализации проекта: подбор иллюстраций, фотографий, видеофильмов. Выбор вместе с детьми форм работы и сотрудничества с родителями, планирование.
2. Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.
3 этап (практический)
1. Проведение мероприятий с детьми, согласно разработанному тематическому плану. Создание лэпбука «Коренные народы Прибайкалья». Организовать помощь родителей в подборе интересной информации иллюстраций для лэпбука.
2. Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:
Выполняют свою работу в рамках выбранного задания по лэпбуку
Консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления; Ищут необходимые знания; Готовят презентацию.
4 этап (презентационный рефлексивный)
1. Обобщение материалов созданного лэпбука. Оценка результатов достижений детей в формировании эффективности реализации проекта по ознакомлению детей с народами Прибайкалья. Рефлексия.
2. Просмотр лэпбука, обсуждение. «Свободный микрофон». Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном проекте, держа в руках микрофон.
Перспективный план по проекту: для воспитанников подготовительной группы
1)Этапы проекта
2)Деятельность воспитателя группы и специалистов ДОУ по проекту 3)Деятельность детей
4)Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей 5)Взаимодействие с родителями
1 этап (поисковый)
2)Деятельность воспитателя группы и специалистов ДОУ по проекту 3)Деятельность детей
Групповой сбор 1. Обсуждение ситуации «Я не хочу, чтобы меня называли- бурят»
2. Что обозначает это слово? Дети отвечают: Национальность
3. Составление интеллект карты «Народы Прибайкалья» Дети составляют интеллект - карту «народы Прибайкалья» Карта с обозначением мест проживания Народов Прибайкалья. Изображения с народами Прибайкалья
4. «Модель трех вопросов»
• Что мы знаем о бурятах, о народах Прибайкалья? ответы детей
• Что хотим узнать? В чем жили народы Прибайкалья? Из чего делали одежду? Что ели? В какие игры играли?
• Что надо сделать, чтобы это узнать? Посмотреть энциклопедии. Спросить у родителей, старших братьев или сестер. Найти информацию в интернете.
4)Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Центр книги: энциклопедии для рассматривания на тему «Народы Прибайкалья», фотографии «Бурятская юрта», иллюстрации «Природа Бурятии». Центр творчества: раскраски.
5) Взаимодействие с родителями.
Консультация для родителей "Знакомим детей с бытом народов Прибайкалья"
2 этап (аналитический)
2)Деятельность воспитателя группы и специалистов ДОУ по проекту
Ситуативный разговор: Предлагаю сделать лэпбук про народы Прибайкалья. Обсуждение: Что для этого будем делать?
3)Деятельность детей
Ответы детей: Согласны. Ребята выбирают макет лэпбука папка-панорама. Распределяем кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме лэпбука. (дидактические игры, праздники и игры. Еда, жилье… буряты, эвенки и тофалары).
4)Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Центр книги: Шульгина Е. И. «Буряты», «Эвенки», «Тофалары», «Русские в Сибири». Серебренников И. И. «Покорение и первоначальное заселение Иркутской губернии»
5)Взаимодействие с родителями
Познакомить с темой проекта. Предложить родителям поучаствовать в создании лэпбука -подбор интересной информации, распечатка иллюстраций.
Просмотр дома познавательных фильмов по теме. Чтение с детьми бурятской народной сказки «Золотая чаша».
3 этап (практический)
2)Деятельность воспитателя группы и специалистов ДОУ по проекту
Изобразительная деятельность:
Аппликация (с элементами рисования) «Одежда народов Прибайкалья».
Изготовление макета для лэпбука с элементами аппликации и рисования.
Конструирование «Чум», «Юрта» (оригами) «Малахай», (из тесьмы и бус)
Эвенкийские украшения.
Чтение детской художественной литературы:
Тафаларская сказка «Вечные люди и живая вода». Кассеньев П. «Беречь Байкал». Отгадывание загадок о народах Прибайкалья
Познавательное - исследовательская деятельность:
Вечер задач «Кто больше придумает задач о народах Прибайкалья»
Настольная игра-ходилка «Правила безопасности в лесу»
Опыты с водой: «Почему кору деревьев нужно класть на чум снизу-вверх?».
Проблемные ситуации: «Почему народы Прибайкалья перестали жить в чумах, юртах», Обсуждение «Какие жилищах они живут сейчас».
Коммуникативная деятельность
НОД «Знакомство с жизнью и бытом народов Прибайкалья»
НОД «Национальные бурятские праздники и традиции».
Музыкальная деятельность:
Слушание гимна. Гимн Бурятии Дамба Зодбич Жалсараев. «Вечер Бурятской песни».
Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевая игра «Семья Тофаларов».
Двигательная деятельность: Подвижная игра «Каюр и олени».
Конструирование:(оригами) «Бурятский Малахай», (из тесьмы и бус) Эвенкийские украшения.
3)Деятельность детей
Украшают одежду тофалар.Изготавливают макет лэпбука. Приносят книги со сказками народов Прибайкалья. Придумывают и решают задачи используя сюжет, связанный с народами Прибайкалья. Проводят опыты, будет ли сделанный ими чум не пропускать воду. Рассуждают на тему: «Почему народы Прибайкалья перестали жить в чумах, юртах?». Готовят с родителями рассказ о народах Прибайкалья. Строят чум из большого лего. Мальчики делают малахаи, девочки эвенкийские украшения.
4)Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Центр творчества: силуэты одежды народов Прибайкалья.
Картон, ватман, фломастеры, клей, кисточки, ножницы, цветная бумага и картон, скотч. Картинки с изображением по теме лэпбука.
Центр книги: книги о народах Прибайкалья
5)Взаимодействие с родителями
Помогают с распечаткой наглядный материал для лэпбука.
Приносят книги по данной теме.
4 этап (презентационный рефлексивный)
2)Деятельность воспитателя группы и специалистов ДОУ по проекту
Утренний круг: подведение итогов, просмотр презентации: «Как создавался лэпбук», рефлексия: беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?».
3)Деятельность детей
Подведение итогов:оценивают проделанную работу, рассказывают о своем вкладе в создании лэпбука. Презентация лэпбука «Коренные народы Прибайкалья» (Приложение 2)
«Свободный микрофон». Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном проекте, держа в руках микрофон.
4)Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Техническое оснащение: ноутбук, микрофон, доска смарт.
5)Взаимодействие с родителями
Просмотр лэпбука, оценка результата.
Перспектива развития проекта.
Продолжать знакомить детей с людьми разных национальностей, населяющих нашу малую Родину.
Результат проекта
Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (познавательную, игровую, художественную, экспериментальную);
Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на развитие связной и диалогической речи в игровой и образовательной деятельности детей;
Проведенный мониторинг знаний детей показал, что у детей данной возрастной группы систематизировались, имеющиеся знания о жизни коренных народах Прибайкалья;
В результате дети научились создавать макет лэпбука, кармашки, окошечки, дизайн лэпбука.
Родители принимали активное участие в подготовке лэпбука;
Продуктивная совместная деятельность в рамках проекта помогла еще крепче сплотить коллектив детей;
При создании лэпбука дети полностью погружались в тему, увлекались процессом соответственно легче и проще запоминали необходимый материал;
У детей сформировалось позитивное отношение к собственной нации, к ее потребностям и формам жизни, так и к другим народам.
Все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Считаю, что проектный метод в деятельности ДОУ на практике показывает преимущество и эффективность. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Список литературы:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников -М. : ЦГЛ, 2005
2. Буряты. Культура, Традиции. Обычаи/ Сост. Е. И. Шульгина. - Иркутская областная детская библиотека им. М. Сергеева,2010г. -51с.
3. Дулов А. В. Памятники истории и культуры Приангарья-Иркутск, 1990
4. Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет. - Иркутск: ГОУ ВПО «ВСАГО», 2011г. -101с.
5. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности/ под ред. А. А. Остапца. - М., «Аркти», 2004
6. По родному Прибайкалью: Сборник материалов для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет)/сост. С. А. Калиниченко, А. С. Жидкова, Ю. Д. Мобебадзе. - Иркутск: РИО НЦРВХ СО РАМН, 2013.-140с.
7. Тофалары. Культура, Традиции. Обычаи/ Сост. Е. И. Шульгина. - Иркутская областная детская библиотека им. М. Сергеева,2010г. -51с.
8. Удивительное путешествие «Сибирячка» по Байкалу / под ред. С. Н. Асламова, С. М. Сергиенко, .- Иркутск: ред. Журнала «Сибирячок»,2002
9. Штанько И. В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4
10. Эвенки. Культура, Традиции. Обычаи/ Сост. Е. И. Шульгина. - Иркутская областная детская библиотека им. М. Сергеева,2010г. -51с.
Интернет ресурсы:
1. https://kid-book-museum.livejournal.com/485489.html
2. https://www.culture.ru/events/273339/vstrecha-zhili-byli-sibirskie-skazki
Приложение 1 Презентация Лэпбук «Коренные народы Прибайкалья»