Альбина Зарипова
Педагогический проект «Государственные символы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Детство – каждодневное открытие мира.
Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества.
Чтобы в детский ум и сердце входила красота
настоящего человека, величие и ни
с чем несравнимая красота Отечества.
В. А. Сухомлинский
Введение
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие перемены. Наметилась негативная тенденция в социально – педагогической ситуации : традиционные духовные ценности и идеалы сменились на ценности и идеалы западной культуры, материальное заменило духовное, личные интересы стали противоположны общественным, произошло смещение ценностных ориентации – патриотические идеалы постепенно утратили социальную значимость.
Публикация «Педагогический проект „Государственные символы России“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Символы России для детей
- Темочки
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно – нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.
Актуальность
Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. В полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое, поскольку образно – символическое мышление у дошкольников развито еще недостаточно, запас знаний об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен.
Планируя работать в данном направлении, я понимала, что ознакомление с государственной символикой – это не только передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы «Государственные символы России».
Паспорт проекта
Тема: «Государственные символы России».
Руководитель: Зарипова А. А., воспитатель.
Тип проекта – познавательный, краткосрочный, групповой.
Возраст детей – 6-7 лет.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, их родители, воспитатель.
Продолжительность проекта – 2 месяца.
Период выполнения – с 01.10.2022г. по 30.11.2022г.
Цель проекта : заложить в каждом ребенке основы патриотических чувств.
Задачи:
Познакомить с главными символами России (гимн, герб, флаг);
Помочь детям понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции;
Развить познавательную активность, интерес к истории государства;
Развить внимание, мышление, речь; обогатить словарь детей;
Воспитать у детей уважение к могуществу Российской державы, государственным символам, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Ожидаемый результат:
После завершения проекта дошкольники будут :
Знать и различать символы России (гимн, флаг, герб);
Понимать, осмысливать символы, их происхождение, значение, образы и функции;
Знать стихи и пословицы о России;
Проявлять познавательную активность и интерес к истории своего государства;
Испытывать уважение к могуществу Российской державы, государственным символам, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
1. Педагогическая диагностика.
2. Изучение интереса детей для определения цели проекта.
3. Подбор методической и художественной литературы по данной теме.
4. Подбор иллюстраций и дидактических игр по данной теме.
5. Составление перспективного плана мероприятий.
II этап – основной
1. Организация деятельности детей в соответствии с перспективным планом реализации проекта.
2. Оформление в группе центра патриотического воспитания.
3. Изготовление лэпбука «Государственные символы России».
4. Оформление сборника стихов, пословиц и поговорок, загадок про Родину, государственные символы России.
5. Создание коллективной поделки «Двуглавый орел величавый».
6. Проведение викторины «Символы России»
7. Работа с родителями:
Анкетирование по теме «Воспитываем патриота».
Консультации - «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы», «Приобщение к истории, традициям и культуре России» и т. д.
Памятки «Воспитание маленького патриота», «Россия – страна, в которой мы живем», «Значение полос на флаге», «Государственные символы России».
Выставка совместного творчества детей и родителей «Символы нашей страны».
III этап – итоговый
1. Проведение педагогической диагностики.
2. Оформление проекта, подведение итогов.
3. Создание электронной презентации.
I этап:
Провела педагогическое диагностирование с целью определения уровня развития и представлений детей о стране, родной республике и городе, государственных символах России, личностном отношении к родному краю и стране.
Педагогическая диагностика проводилась по 4 блокам:
1. «Моя страна - Россия».
2. «Моя малая Родина».
3. «Государственные символы России».
4. «Личностное отношение к стране, родному краю»
«Моя малая Родина»
Беседа
Д/и «Сложи флаг и герб Башкортостана»
Определения уровня представлений о родной республике, городе индивидуально
«Моя страна - Россия» Беседа
Д / и «Покажи Россию на карте мира», «Растения и животные России» Определения уровня развития у детей представлений о родной стране индивидуально
«Государственные символы России» Беседа
Д/и «Найди герб России», «Собери флаг России», «Собери пазл» Определения уровня развития у детей представлений о государственных символах индивидуально
«Личностное отношение к стране, родному краю»
Беседа Выявление личностного отношения дошкольников к стране, родной республике и городу индивидуально
В ходе педагогической диагностики по блоку «Моя страна - Россия» было выявлено, что 43 % детей имеют достаточно скудные представления о стране, родном городе и его истории (Все дети ответили на вопрос о названии страны, ее столице. Вызвала затруднение просьба назвать города России и соседние республики). 67% - смогли узнать и назвать флаг и герб России.
В целом в группе детей преобладает средний уровень сформированности представлений о Родине, родной республике, городе. Организация работы, способствующей эффективному воспитанию устойчивого интереса к своей стране, малой Родине, и формирование патриотических качеств у дошкольников представляется актуальной педагогической задачей.
II этап:
Родина! Это самое важное, что есть у человека, смысл его существования. У каждого она своя, но самая родная и единственная. Это то место, куда хочется вернуться даже через много лет. Это место, с которым связаны все лучшие моменты жизни, где тепло и спокойно.
Интерес и любовь к Родине начинается с ближайшего окружения – со знакомства с родным городом, республикой, страной.
Просматривая видеофильмы и мультимедийные презентации вместе с детьми про республику, страну, родном городе, постепенно подводила к определениям слов «родной», «малая Родина».
Я подвела детей к тому, с чего начинался наш город. Познакомила с историей рождения нашего города, показала презентацию и рассказала легенду.
Для закрепления представления о родном городе применяла дидактические игры: «Доскажи словечко», «Узнай по описанию». Игра «Части города» помогла понять детям, что все является частичкой чего – то, все взаимосвязано. Например, дом – это частица микрорайона, а микрорайон – частица города, а город – часть страны и так далее.
Данная работа способствовало уточнению, где они родились и живут.
Постепенно подводила детей к осознанию официальной символики города и республики. Ознакомление с символикой осуществлялось в ходе непосредственно образовательной деятельности «Герб нашего города», через дидактические игры.
Перед ознакомлением детей с символикой города мною была проведена предварительная работа. Во-первых, нужно было довести детей к понятию «символ», как знака, по которому можно определить о какой стране, городе, профессии и т. д. идет речь. Знак – это тот отличительный признак, по которому можно сразу определить к какой стране относится. Символы окружают нас повсюду («красный крест», дорожные знаки и т. д., нужно только обратить на них внимание детей.
Во – вторых, проводилась работа по ознакомлению детей с историей возникновения герба как символа. Я начала с истории о том, что в далекие времена гербы имели не только города и страны, но и знатные семьи.
Моей целью было донести до детей, что герб – это эмблема, знак каждого города, республики, страны. В нем заложена важная информация, взглянешь на него – сразу узнаешь, чем эта страна отличается от других. Изображен, к примеру, корабль – значит, государство стоит на берегу моря – океана и славится своими мореплавателями.
На гербе гора – стало быть, страна горная. На гербе слон – страна тропическая, где водятся слоны.
Далее мы говорили о гербе нашего города. Зная историю нашего города, дети смогли понять, почему на гербе изображено фонтан нефти, бьющего из человеческих рук и символически указывающего, что город возник и получил свое развитие благодаря открытию богатых месторождений нефти. Золотой цвет означает богатство, знатность, самостоятельность. Цвет основного поля герба символизирует величие, стремление к развитию, движению вперед и целеустремленность.
Широкий серебряный пояс - это связь с историей, с прошлым города.
Зеленый цвет означает изобилие, радость, свободу, покой и мир.
Итогом этого направления была организована сюжетно-ролевая игра – театр, в которой дети подготовили сценку «Легенда об Иль-Батыре и Кара-Алтын».
Далее проводилась работа по ознакомлению детей с государственными символами нашей республики. Республика Башкортостан имеет свои государственный герб, государственный флаг и государственный гимн – официальные символы, выражающие самобытность и традиции народа Башкортостана.
С флагом республики дети были хорошо знакомы, знали значение цветов.
Мы остановили свое внимание на гербе нашей республики. Говорили о том, кто изображен на гербе, что памятник Салавата Юлаева представляет собой обобщенный образ джигита – воина, борца за свободу и справедливость. Конь – верный спутник человека, символизирует устремленность народа в будущее, его могущество, верность своему долгу. Золотой цвет орнамента – то знак возрождения, процветания.
Мы слушали гимн РБ на башкирском и на русском языке.
Одновременно с работой по ознакомлению с государственными символами проводилась работа по ознакомлению с неофициальными символами.
Башкортостан – это жемчужина России, со своими могучими лесами и горами, реками и богатыми недрами, со своей историей. Мы также говорили, чем славится наша республика в стране и за ее пределами.
И неофициальными символами нашей республики являются: Национальный герой башкирского народа - Салават Юлаев, национальный инструмент - курай,
известная рисунками первобытных людей - пещера Шульган – Таш, башкирский мед, эпос «Урал – батыр», памятник природы - гора Янгантау, уникальный источник с целебными свойствами – Красноусольский.
Закрепляя знания о флаге и гербе республики Башкортостан, провели дидактическую игру «Собери флаг и герб РБ», «Собери орнамент», «Домино».
В начале учебного года, дома родители рассказали детям, где они родились, из каких уголков республики они переехали в город Октябрьский, где живут их близкие и родные. И детям захотелось узнать гербы других городов Башкортостана. Это подтолкнуло меня создать игру «Города Башкирии», где на карте республики каждый город был обозначен своим гербом. Детям игра очень понравилась.
Наша группа активно участвовали в выставке рисунков ко Дню республики Башкортостан, а также участвовали в конкурсе чтецов в детском саду и в городском, были отмечены дипломами.
Следующим этапом работы стала формирование у дошкольников представления, что Россия – это не только природа, города и республики, в которых работают и живут люди, это государство. И как каждое государство Россия имеет свою столицу и свои государственные символы. Ознакомление с ними выстроила следующим образом: Москва - флаг – гимн – герб.
Наблюдая за детьми, я заметила, что тема Москвы им интересна, они с удовольствием рассматривали репродукции картин, посвященных этому городу, фотографии. Они хотели узнать об историческом прошлом этого города, его достопримечательностях.
Сопровождала свой рассказ показом иллюстрации с видами старинных московских улиц.
Много лет тому назад на месте Москвы были большие леса, реки. Здесь стали селиться люди, образовалось много сел. И именно князь Юрий Долгорукий решил объединить эти села. Так появилась Москва. В древние времена на Москву часто нападали враги, и чтобы защититься от них, построили крепость – Кремль. Он был обнесен толстыми стенами, сначала деревянными, потом из белого камня (Москву называли белокаменной, и наконец, эти стены построили из красного кирпича. И Кремль получил современные очертания.
В стенах Кремля много башен, и самая главная – Спасская. На ней часы – куранты, по этим часам сверяет время вся страна.
В Кремле работает правительство России и президент, которые принимают все важные законы, по которым живет вся наша страна.
Наше путешествие по Москве было занимательным и увлекательным. На конструировании дети собрали из конструктора «лего» - Кремль, который сейчас украшает наш патриотический уголок. На ООД - аппликация дети из цветной бумаги методом обрывания сделали «Спасскую Башню Кремля».
С государственным флагом России дети были знакомы, моей задачей была углубить и закрепить их знания.
Рассказала, что Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Официальный отличительный знак государства, является символом суверенитета государства.
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенной яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначение стяга было собрать воинов для защиты своей земли, села или городка.
Долгое время флаги в России использовались только на флоте.
Первое знакомое нам расположение бело – сине – красных полос ввел Петр I. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, и даже использовали для украшения праздничной одежды.
Белый, синий и красный – цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл.
Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – верность и правду, красный – смелость и отвагу.
Государственный флаг России – наша гордость, наша святыня – символ независимости и величия нашей Отчизны. Он символизирует нашу необъятную Родину с ее непростой судьбой, ее славным прошлым. Долг каждого гражданина – оберегать честь нашего флага.
Дети сами называли места, где они видели флаг России : в здании администрации, в полиции, в школе и в детском саду, на военном транспорте и машинах полиции.
Далее происходит знакомство детей с государственным гимном России.
Рассказала детям, что слово "гимн" в переводе с греческого языка означает "хвалебная, торжественная песня". И действительно, ее исполняют в особых, наиболее важных торжественных случаях. Часто мы слышим Государственный гимн во время проведения спортивных состязаний, на праздниках, на военных парадах. Отдавая дань уважения, люди встают, а военные отдают честь.
Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.
В словах гимна отражаются могущество и величие нашей Родины, ее необъятные просторы, богатая история. Эти стихи объединяют людей всех национальностей, всех, кто любит свою страну, гордится ею и желает ей процветания.
И наши дети выучили первый куплет и припев гимна, когда слышат гимн, они сразу же встают и начинают петь.
Очень хотели дети узнать и о гербе страны. Они задавали очень много вопросов :
- Почему орел?
- Почему у орла две головы, которые смотрят в разные стороны?
- Кто изображен на коне?
На нашем гербе изображен золотой двуглавый Орел, помещенный на красном геральдическом щите. Орел — могучая птица, которая считается царем среди птиц. Его мужество и зоркость служат самым ярким символом мудрости и проницательности. В представлении древних славян он связан с солнцем.
Золотой двуглавый орел, взмывающий над страной на своих могучих крыльях, – это символ единства народов России, живущих в двух частях света – Европе и Азии. Три короны (две малые и одна большая) над головами орла соединены единой лентой, что говорит о кровном братстве и единой истории трех восточнославянских народов. Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) – это древнерусские символы государственной власти и его защиты. На груди орла – красный щит.
На щите изображен всадник – Святой Георгий Победоносец на белом коне. Своим копьем он поражает дракона, что олицетворяет победу добра над злом, готовность нашего народа защищать свое государство от недругов.
Вот одна из легенд, про Святого Георгия Победоносца.
«В давние времена в озере жил чудовищный змей, который требовал, чтобы на съедение приводили юношей и девушек. Однажды к змею привели царскую дочь. Но вдруг появился Святой Георгий, убил змея и спас прекрасную девушку».
Святой Георгий Победоносец – небесный покровитель, помощник всех отважных воинов.
Государственный герб России сочетает в себе три цвета нашего флага:
Белый - Святой Георгий Победоносец,
Синий – развевающийся плащ всадника,
Красный – фон, щит герба.
Рассмотрели с детьми «Галерею гербов России» - за несколько веков наш герб менялся не один раз, но неизменным остался – двуглавый орел.
Узнали, что государственный герб украшает собой важные документы – паспорт российского гражданина, свидетельство о рождении, аттестат и т. д. Что герб используется в одежде человека, а именно: на пуговицах у военных, пожарных, железнодорожников.
Для закрепления материала использовала различные дидактические игры: «Логический поезд», «Составь герб России», «Узнай герб России», раскраски по теме. Дети создавали свой флаг и свой герб.
Обратилась к истории и рассказала детям, чем славилась в давние времена Россия. Многие города нашей страны в разные времена создавали такие предметы, которые стали известны далеко за ее пределами и являются гордостью нашего народа (тульский самовар – как символ русского гостеприимства, гжельская роспись, дымковская игрушка – шедевры народного творчества, матрешка – символ единства семьи, балалайка, валенки, медведь – символ добродушия и ярости, богатырской силы, Кремль).
Обращая внимание детей на красоту и уникальность русской природы, особое внимание я обращала к русским березам и ромашке. Издавна русский народ почитал и нежностью относился к березам. Считалось, что береза приносит здоровье, добро, оберегает от зла. Ромашку почитали за ее целебные свойства, кроткую красоту. Этот цветок является также символом праздника Дня Семьи.
Работа по ознакомлению с неофициальными символами проводилась в ходе бесед, чтения художественной литературы, художественного творчества (рисовали гжель, хохламу).
Такая работа не только позволила детям понять смысл сложных символов, но и помогала приобщиться к свой культуре, воспитанию у них чувства гордости и уважения к ней.
Активно в своей работе использовала информационно – коммуникативные технологии. Их применение позволило мне значительно расширить возможности предъявляемой информации, усилить мотивацию ребенка, увеличить скорость передачи информации. За время работы по проекту были сделаны сборники стихов, пословиц о Родине и государственных символах России, коллективная поделка «Двуглавый орел величавый», лэпбук «Государственные символы России», организована выставка рисунков на тему «Символы нашей страны».
Итоговым мероприятием стало проведение викторины «Моя Родина - Россия». Во время проведения викторины, дети продемонстрировали свои знания не только о государственных символах, но и традиции русского народа, некоторых исторических фактов, природных и климатических условий, устного и народного творчества, прикладного искусства.
Результативность проекта :
Результатом проведенной работы показали, что уровень знаний и представлений моих воспитанников о государственной символике Российской Федерации значительно вырос. В конце проекта у 92 % детей сформировались представления о том, что Россия – независимое государство, которое имеет свою символику.
Дети понимают, что государственные символы объединяют людей, живущих в одном государстве, служат ее гражданам отличительными знаками, знают, что изображено на гербе России, какого цвета полосы на Российском флаге и понимают их смысл. Наизусть знают первый куплет и припев гимна нашей страны. Различают символы России (флаг, герб, гимн) от символов других стран. Все дети безошибочно называли название страны, столицу, нашей республики и ее столицу. Знают, что главным человеком в нашей стране, является президент – Владимир Владимирович Путин, главой нашей республики – Радий Фаритович Хабиров.
Ознакомление с государственными символами помимо основных задач патриотического воспитания решало комплекс дополнительных задач: по развитию речи, внимания, наблюдательности, логического мышления. У детей значительно расширился словарный запас, кругозор, повысился уровень развития внимания. Дети стараются быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и друзей, заботиться о них.
Результатом проведенной работы явилось положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания через ознакомление с государственными символами России. Результаты анкетирования родителей подтверждают результативность работы. Родители стали отмечать интерес и желание детей как можно больше узнать о родном городе, стране и ее государственных символах, и историей о происхождении символов нашей страны.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что дошкольное образовательной учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей Родине.
Заключение
От того, какими глазами ребенок увидит окружающее, что поразит его воображение, какие уроки извлекает он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление его личности. Вот потому, по моему мнению, нужно помогать ребенку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.
И в заключении хотелось бы отметить: «Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине», - писал В. А. Сухомлинский.
С этими мудрыми словами великого педагога трудно не согласиться!
Сегодняшние дети – это будущие руководители, врачи, ученые, рабочие. От нас, взрослых, зависит, какими она вырастут, будут ли гордиться своей страной, в которой родились, заботиться о ее процветании. А гордиться у нас есть чем!
Используемая литература:
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. Д., Постникова М. П., Попова Г. П. Система патриотического воспитания в ДОУ – 2007 г., «Учитель».
2. Кондрыкинская Л. А. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ – 2005 г., «Сфера».
3. Кондрыкинская Л. А. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ «С чего начинается Родина?» - 2005 г., «Сфера».
4. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» - 2005 г., «Сфера».
5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России». Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников – 2010 г.
6. Комратова Н. Г. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» - 2007 г., «Сфера».
7. Шорыгина Т. А. «Наша Родина - Россия». Методическое пособие – 2011 г. «Сфера».