Жилмостных Ирина
Педагогический проект «Мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«Мир насекомых»
Проект «Мир насекомых» позволяет детям старшего дошкольного возраста познакомиться с миром насекомых через различные сферы деятельности: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительную, музыкальную, театральную деятельности. Реализуя данный проект, у детей формируются навыки коллективной деятельности, развивается творчество, самостоятельность в решении различных проблемных ситуаций, совершенствуются представления о нормах и правилах взаимодействия с объектами природы, воспитывается бережное отношение к природе.
Публикация «Педагогический проект „Мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2024
Вид проекта : групповой, информационно – познавательный, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Время реализации проекта : апрель-май 2024
Участники: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Сроки проведения: приблизительная продолжительность проекта 1 месяц (апрель 2024)
Проблема:
1. Многообразие мира насекомых.
2. Как насекомые приспособились к жизни в природе?
3. Необходимы ли насекомые человеку?
4. Где и как живут насекомые?
Актуальность: Насекомые – самый многочисленный класс живых существ на Земле. Исследование видов насекомых может помочь, например, выявить насекомых – вредителей, опасных насекомых или указать на виды животных, которым грозит исчезновение. В природе все взаимосвязано и насекомые являются важным звеном в экологической цепочке нашей планеты.
Гипотеза: Если насекомые самый многочисленный животных на Земле, то можно наблюдать и изучать насекомых, живущих рядом с нами, в парках, лесах, в саду и на газоне во дворе разными методами.
Цели:
1. Вовлечение детей в активный познавательный процесс изучения насекомых.
2. Саморазвитие личности ребенка на основе воспитания интереса к жизни насекомых.
3. Развивать представления детей о ценности разнообразных насекомых в природе и в жизни человека;
4. Совершенствовать представления о нормах и правилах взаимодействия с объектами природы;
5. Воспитание у детей бережного отношения к природе.
Задачи проекта :
Развивающие
развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, чувство бережного
отношения к живым представителям;
развивать коммуникативные навыки;
развивать творческие способности, речь, мышление.
Обучающие
расширять знания детей об особенностях внешнего вида насекомых, их
строении, способах передвижения, питания, месте обитания;
формировать интерес и приобщать к исследовательской деятельности детей,
педагогов, родителей; Развивать интерес к жизни насекомых, умение
наблюдать; воспитывать любознательность;
совершенствовать знания детей о безопасном поведении с насекомых.
Воспитывающие
воспитывать бережное отношение к живому;
формировать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить
Организация развивающей среды:
оформление уголка в группе с иллюстрациями, фотографиями, картинками о насекомых, энциклопедиями, художественной литературой о насекомых. Тек же подбор стихотворений, дидактических и подвижных игр, игрушек.
Ожидаемые результаты:
- дети должны владеть обобщающим понятием «Насекомые», знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, плавает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
- знать о пользе, которую приносят насекомые людям и растениям;
- знать о вреде, которую приносят насекомые людям, животным, растениям (мухи, тараканы, слепни, домашние муравьи, блохи, вши и др.).
Методы реализации проекта :
НОД; игры; наблюдения, беседы; чтение литературы, развлечения; выставки; проблемные ситуации;
Формы реализации проекта : развитие речи, ИЗО, наблюдение, ознакомление с окружающим, ручной труд, экология.
Работа с родителями:
*донести до родителей идею проекта и предполагаемый результат, нацелить их на помощь в изучение темы: «Насекомые
*ПРИОБЩЕНИЕ К МИРУ ИСКУССТВА (ПОСЕЩЕНИЕ ВЫСТАВОК И МУЗЕЕВ «МУЗЕЙ БАБОЧЕК»,
*«Мир насекомых» на Горьковской и др.) - см. приложение № 3
* Изготовление совместных с детьми поделок на тему: «Насекомые – наши друзья»
* Пополнение предметно-развивающей среды в группе по теме: «Насекомые»
* Устные консультации «Наблюдения в природе летом», «Первая помощь при укусах насекомых».
* Наблюдение за насекомыми во дворе, на даче, в деревне…
1 этап. Подготовительный
- разработка плана реализации проекта;
- подбор материалов по теме проекта ( подбор наглядных материалов: фото -
и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и
иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и
энциклопедической литературы и т. п. ;
- подготовка материалов для
организации творческой и познавательно – исследовательской деятельности;
материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки,
трафареты, схемы рисования, лепки насекомыхи т. п.).
- составление картотек дидактических игр загадок, стихов по теме проекта.
- работа с родителями.
2 этап: Основной
Социально-коммуникативное развитие
* Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы о различных насекомых.
Познавательное развитие
* Дидактические и словесные игры согласно теме проекта.
* Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций,
иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых».
* Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания,жизнедеятельности и т. д.).
* Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и во время семейных
прогулок.
* Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий.
Речевое развитие
* Беседы о насекомых.
* Дидактические и словесные игры согласно теме проекта.
* Знакомство с художественной литературой о насекомых.
* Разучивание стихов о насекомых
* Составление описательных загадок про насекомых.
* Чтение стихов, произведений, рассказов, пословиц и поговорок о насекомых.
Художественно - эстетическое развитие
* Творческая деятельность «Удивительный мир насекомых» : рисование
(акварелью, цветными карандашами, мелками, по трафарету, по образцу,
лепка, аппликация, конструирование (оригами).
* Прослушивание музыкальной подборки аудиозаписи со звуками и песнями
про насекомых.
Физическое развитие
* Релаксация под звуки природы.
* Подвижные, пальчиковые игры, физкультминутки согласно теме проекта.
* Игры – эстафеты.
Работа с родителями
* Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе
(книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
* Оформление уголка «Удивительный мир насекомых».
* Домашний просмотр мультфильмов о насекомых.
* Совместное творчество родителей и детей: поделки из природного
материала, рисунки.
* Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
3этап-Заключительный
*Создание совместно с воспитателями макета осиного гнезда
*Проведение викторины «Удивительный мир насекомых»
*Выставка поделок, рисунков «Удивительный мир насекомых».
*Проведение итогового занятия на тему «Мир насекомых»
* Размещение информации в родительском уголке : «Расскажите детям о
насекомых «Первая помощь при укусах насекомых»; «Что читать детям о
насекомых».
Основные направления реализации проекта по образовательным областям:
ОО «Познавательное развитие» :
- Беседа «Насекомые - польза и вред»
- Наблюдение за насекомыми в природе окружающего мира
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые».
- Знакомство со строением насекомых на примере осы
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедии с изображением насекомых.
- Дидактические и настольно печатные игры по теме «Насекомые» : «Разрезные картинки», «Вредный – полезный», «Четвертый – лишний», «Лото», «Где спрятались насекомые?», «Найди отличия».
ОО «Социально-коммуникативное развитие» :
- Ситуативная беседа по экологическому воспитанию
- Устные сообщения детей о насекомых.
- Отгадывание загадок.
- Объяснение крылатых выражений типа: «Какая муха тебя укусила?», «Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона», «Он мухи не обидит».
- Творческие игры с игрушками и муляжами насекомыми.
- Игры по сюжетам мультфильмов «Лунтик», «Пчелка Майя» (с использованием игрушек главных персонажей мультсериалов)
- Беседы по безопасности: «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…», «Насекомые : польза и вредРассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми.
ОО «Речевое развитие» :
В. Степанова «Стрекоза», В. В. Бианки «Хвосты», В. Д. Берестов «Честное гусенечное», Н. Гали «Муравьиные истории», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост», А. В. Митяев «Муравей и космонавт», В. Брагин «В стране дремучих трав», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», К. Ушинский «Пчёлки на разведках»;», Н. Абрамцевой «Сказка о веселой пчеле», Н. Майер «Паучок-художник», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
- чтение и разучивание стихов о насекомых
ОО «Физическое развитие» :
- подвижные игры «Бабочка», «Мед и пчелы», «Паук и мухи»
- Игра малой подвижности «Мяч бросай - насекомых называй»
- Пальчиковая гимнастика «Жук-портной», «Сороконожки», «Пчела»
- Артикуляционная гимнастика «Оса»
- Гимнастика для глаз «Стрекоза»
ОО «Художественно-эстетическое развитие» :
- Рисование нетрадиционным способом: техника «Набрызг» по трафарету («Бабочка»)
- Лепка на плоскости «Насекомые»
- Рисование на камнях божьих коровок и ос
- Коллективная работа: Осиный улей
- Прослушивание и узнавание музыкальных произведений Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля», С. Прокофьев. "Детская музыка" - №7 "Шествие кузнечиков", Р. Шуман «Бабочки»
Выводы:
Прогнозируемые Результаты проектной деятельности
Реализация данного проекта научит дошкольников сравнивать,
анализировать, делать выводы.
Дети приобретут новый опыт познавательно-исследовательской и творческой
деятельности.
В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых,
изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с
удивительным миром насекомых.
По результатам проекта должно быть выявлено, что:
- дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении,
многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
- у детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и бережно
относится к ним.
- у дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой
деятельностью.
На основании проведенных исследований мы хотим, чтобы дети пришли к выводу:
необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря
проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему
необходимо бережно относиться к насекомым.
Во время реализации проекта дети знакомятся с рассказами, разучивают
стихи и песни, составляют собственные рассказы по картинкам, благодаря
чему у них обогащается словарный запас, который они активно используют в
повседневной жизни.
В процессе игры у детей развивается память, логическое мышление, речь,
внимание, у них воспитывается чувство товарищества, уважение к
партнерам.
Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и
заинтересованности в процессе.
Литература:
ШорыгинаТ. А. Насекомые. Какие они? – М. ,2004
Скоролупова О. А. Весна. Насекомые, перелетные птицы,- М. ,2010
Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. – М. ,2010Творческий проект в подготовительной группе по теме :
«Загадочный мир насекомых».
Детская энциклопедия «Насекомые».
С. Н. Николаева «Юный эколог». 6. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. 7. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» – современная технология экологического образования дошкольников //Дошкольная педагогика. 2006. № 3.
Рассматривание насекомых
создание макета осиного гнезда
пластилинография"виды насекомых"