Татьяна Панина
Педагогический проект «Мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-7 лет.
Продолжительность проекта: 1 день.
Участники проекта: дети с задержкой психического развития, воспитатели.
Образовательная область: Познание.
Публикация «Педагогический проект „Мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Актуальность проблемы: во время прогулки, был замечен муравейник. Часть детей заинтересовала постройка из иголок, а другие дети посчитали, что муравьев нужно уничтожить. Между двумя группами детей разгорелся спор, что делать с муравейником. Дети на прогулке так и не смогли решить проблему, что делать с муравейником: охранять его или уничтожить. А я подвела их к мысли, что если мы не знаем, как поступить, нам нужно расширить знания о насекомых и на основе этих знаний принять соответствующее решение.
Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Задачи проекта:
- расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, божья коровка, кузнечик, их строении, способах передвижения;
- воспитывать бережное отношение к живому;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- продолжить знакомство детей с живой природой, насекомыми;
- обеспечить познавательную активность;
- развивать эстетическое восприятие красоты мира насекомых;
- обогатить словарь детей новыми словами;
- здоровьесберегающие задачи: создание комфортного психолого-эмоционального состояния;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
- знать о пользе или вреде, которую приносят насекомые людям и растениям;
- находить сходства и различия;
- владеть обобщающим понятием «насекомые»;
Предварительная работа:
- подбор иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
- знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», «Муравейник зашевелился» К. Ушинский «Капустная белянка», С. Михалков «Академия наук», В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
- разучивание стихов о насекомых Ф. Грубин «Божья коровка», М. Моравская «Два жука», Т. Собакакин «Дом для муравьёв», А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха», И. Мордовина «Кузнечик», загадывание загадок;
- прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»;
- просмотр мультфильмов «Путешествие муравья», «Зелёный кузнечик» «Пчёлка Майя», «Под грибом».
Продукт проектной деятельности: рассказ о каком-либо насекомом по схеме, история записанная воспитателем с детскими иллюстрациями, фотографиями, дидактические игры, коллективная работа (оригами) «На лесной полянке», поделки из природного материала, выставка рисунков «Наши букашечки».
«Полезные насекомые»
УТРО: Вспомнить изменения погоды по приметам:
В муравейнике с утра открыты все ходы, а сами муравьи интенсивно движутся – к ясной погоде.
Паук-тенетник не выходит из своей паутины, даже если её тронешь – к дождю.
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
«Насекомые»
Цель: расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас; развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение.
Материал: картинки с изображением леса; предметные картинки, иллюстрации насекомых, цветов, дидактическая игра «Четвёртый лишний». Обводки с изображением насекомых; корона для феи и волшебная палочка; цветная бумага, ножницы, клей, магнитофон, кассета с записью.
Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на экскурсии в лесу, на прогулке, на клумбе; рассматривание иллюстраций.
Ход:
Воспитатель предлагает отправиться в лес на поезде. Поезд едет «чух-чух-чух». Остановка на поляне, на которой много цветов.
Беседа: «Что мы видим вокруг?»
– Назовите лесные цветы. Какие они? На что похожи? Кого они привлекают?
– Для чего нужны цветам насекомые?
– По каким признакам можно определить, что это насекомое?
Загадки
– Угадайте, о каких насекомых я буду говорить.
Игра «Четвёртый лишний»
Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний».
1) заяц, ёж, лиса, шмель;
2) трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) таракан, муха, пчела, майский жук;
8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) лягушка, комар, жук, бабочка.
Игра в слова
А сейчас я хочу поиграть ещё в одну игру, которая называется «Игра в слова». Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю… пчеле… таракану) .
СЛОВАРЬ: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красненькая спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пёстрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Превращения
Теперь дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два – вот и фея теперь я». А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых. Дети – насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з», пчеле( «ж-ж-ж», мухе («з-з-з», шмелю («ж-ж-ж») .
Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
Мы отдохнули на полянке в лесу, и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем расколдовать детей, фея хочет узнать у них, хорошо или плохо быть насекомым.
И ещё фея просит ответить: «Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?»
Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять.
«Раз, два, три, четыре, пять – вот и дети вы опять».
Творческая работа
Дети на поезде возвращаются в детский сад. Воспитатель предлагает сделать бабочек из цветной бумаги (оригами). Дети делают бабочек под музыку Р. Клайдермана «Времена года», а потом с ними играют.
Спеть песни о насекомых.
ПРОГУЛКА:
Цель: Способствовать систематизации представлений о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания); учить бережно относиться ко всему живому.
Ход прогулки
Выйдя с детьми на прогулку, воспитатель обращает их внимание на то, как ярко светит солнышко, веет тёплый ласковый ветерок: «Это лето красное к нам пришло. Кругом красиво: зелёная травка, цветы. Птицы щебечут. Все лету рады. Небо синее-синее, белые облачка плывут, а солнце улыбается, греет всех, любуется. Посмотрите, какие вы нарядные (обращает внимание детей на яркую одежду, ботинки, туфельки, сандалии) – лето красное пришло».
Воспитатель ведёт детей на полянку, а по дороге поёт «По солнышку…». Выйдя на полянку, отмечает, какая красивая она стала, вся в цветах. Лето красное пришло, всё разукрасило. Уточняет знания детей о названиях цветов. Все вместе решают, кто из ребят похож на одуванчик (жёлтое платье, рубашка, кто на ромашку (белое платье).
Прилетела бабочка (мотылёк). Дети радуются ей. Воспитатель спрашивает, какого цвета её крылышки. Предупреждает: трогать её нельзя, бабочка крохотная, хрупкая, можно нечаянно поломать крылышки. Живут бабочки и мотыльки всего один день – пусть летают, порхают, радуются свету и теплу.
Воспитатель читает стихотворение Л. Модзалевского «Мотылёк».
Расскажи, мотылёк,
Чем живёшь ты, дружок?
Как тебе не устать
День-деньской всё порхать?
- Я живу средь лугов
В блеске летнего дня;
Ароматы цветов –
Вот вся пища моя!
Но короток мой век –
Он не долее дня;
Будь же добр, человек,
И не трогай меня!
Под ногами в густой траве муравьи спешат, бегут, каждый чем-то занят. Осторожно разводя руками траву, педагог комментирует: «Все уважают муравьёв за то, что они всё время трудятся, никого не обижают. Мы тоже отойдём, не будем им мешать. Только посмотрим, куда они спешат, что делают».
Понаблюдав за муравьями, дети слушают, как поют птицы – они тоже рады тёплому лету!
Налетел тёплый ветерок. Закивали головками цветы, зашумели листвою деревья: «Здравствуй, лето! Лето красное! Лето прекрасное!»
Закончить прогулку подвижной игрой: «Поймай комара»:
Цель: Упражнять детей в подпрыгивании на месте до предмета.
ВЕЧЕР:
Чтение художественных произведений о насекомых: В. Бианки «Приключение муравьишки», К. И. Чуковский «Муха – цокотуха», «Тараканище», «Федорино горе».
Просмотр мультфильмов, презентации о насекомых.
Игры детей с насекомыми (игрушками).