Елена Самойлова
Педагогический проект «Матрешка — любимая игрушка»
▼ Скачать
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта : групповой, краткосрочный, игровой, познавательно – речевой.
Состав проектной группы :
Воспитатель: Самойлова Елена Викторовна.
Дети и родители средней группы.
Срок реализации проекта : ноябрь, декабрь.
Цели:
Публикация «Педагогический проект „Матрешка — любимая игрушка“» размещена в разделах
- Игрушки
- Игрушки. Проекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
• воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
• Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке.
• Приобщать родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи.
Задачи:
• Знакомить детей с народной игрушкой матрешкой.
• Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).
• Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, познавательных интересов, ловкости, смекалки.
• Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
• Оформить мини – музей «Матрешка»
Актуальность:
• Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
• Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
• Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Гипотеза:
• Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить ребенка выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установление координации рук и глаз, развивает у ребенка восприятие окружающего мира, его мышление.
Проблема:
• Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Проект включает в себя три этапа:
Подготовительный:
- определение объектов изучения;
- подбор литературы, иллюстраций
- подбор материалов для изодеятельности;
- составление перспективного плана
Исследовательский:
- ознакомление с историей матрешки;
- изучение художественных элементов;
- составление орнаментов;
Заключительный:
-обобщение результатов работы;
- сбор коллекции игрушек – матрешек;
- изготовление «Семейной матрешки»
- оформить мини – музей «Матрешка»
- изготовление дидактических игр
-оформление фоторепортажа с детьми
- оформление картотеки игр с матрешками
- НОД по теме «Матрешка – любимая игрушка»
Перспективный план реализации проекта
«Матрешка - любимая игрушка»
Чтение художественной литературы
• Чтение стихотворений, потешек, загадок о матрешках.
Познание, коммуникация
• Беседа «В гости к нам пришла матрешка»
• Дидактические игры: «Найди свой домик», «Собери матрешку», «Больше, меньше», «Найди пару»
• Сенсорные игры: «Трехцветная матрешка», «Сказка про матрешек»
• Математические игры: «Одна и много», «Помоги матрешке найти свои игрушки»
• Речевые игры: «Матрешки», «Матрешка, где ты?», «Русские матрешки»
• Пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»
• Создание книжки – малышки «Матрешкины частушки»
• Игры – эксперименты «Тонет – не тонет», «Легкая - тяжелая», «Твердая – мягкая»
• НОД «Мы веселые матрешки»
Конструктивная деятельность
• «Матрешки ходят в гости»
• «Домик для матрешек»,
• «Мебель для матрешек»,
• «Ворота для большой и для маленькой матрешки»
Художественное творчество
• НОД по лепке «Матрешка»
• НОД по аппликации «Русская матрешка»
• НОД по рисованию «Веселый хоровод матрешек»
Музыка
• Музыкально – дидактическая игра «Веселые подружки»
• Имитационные движения
• Игра на внимание и слуховое восприятие «Сделай то, что я скажу»
• Пение песенок «Мы веселые матрешки», «Матрешки»
• Танец с платочками.
Социализация
• Сюжетная игра «Веселые матрешки»
• Игра – инсценировка «У матрешки новоселье»
• Показ театра матрешек по русской народной сказке «Курочка ряба»
• Изучения свойств дерева. Дидактическая игра: «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь».
• Оснащение фольклорного мини – музея.
Физическое развитие
• Подвижные игры «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке»,
• «Матрешка в гостях у ребят»
• Речь с движением «Матрешка, где ты?»
Взаимодействие с родителями.
• Создание фольклорного мини – музея «Русская матрешка»
• Консультация на тему «Развивающие игры с матрешкой»
• Консультация на тему «Появление матрешки на Руси»
• Беседы
• Изготовление семейной матрешки.
• Анкетирование родителей.
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: получение новых знаний, проявления творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности, привитие любви к народному творчеству.
Педагоги : продолжение освоения метода проектирования – метод организации детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получение новых знаний, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применение полученных знаний, чтение и игры совместно с ребенком.
Содержание:
На первом этапе я подобрала литературу, иллюстрации.
Была проведена беседа с детьми на определение актуальности проекта. Составила план работы, определила цели и задачи проектной деятельности.
Сюрпризный момент - в гости в группу приходят матрешки. Воспитатель спрашивает «Знают ли дети, кто это?», «Что они могут рассказать про эту игрушку?»
Дети с удовольствием стали рассматривать матрешек и рассказывать каждый то, что он про матрешку знает. Ответы детей были самые разные и тогда воспитатель предложила детям: «Хотите узнать о матрешке, об истории ее происхождения и изготовления?»
Дети ответили: «Что очень хотят познакомиться с матрешкой поближе»
Дети часто стали брать матрешку и играть с ней.
В играх с матрешкой, передавая ее по кругу дети научились знакомиться с ней, проговаривая свои имена, называть названия животных, птиц. Были разучены речевые игры: «Матрешки», «Матрешка, где ты?», «Русские матрешки»,
пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки».
Разучили игру «Мы веселые матрешки»
Так же была запланирована и проведена НОД по лепке, рисованию, аппликации в которой дети в полной мере проявили свои творческие способности.
После чего была организована выставка творческих работ.
Дети дома с родителями изготовили свою матрешку». Вот что получилось.
Для родителей был оформлен фото – отчет о работе проекта, проведено анкетирование родителей.
Совместно с родителями был создан фольклорный мини – музей «Русская матрешка»
Мною были изготовлены дидактические и настольно – печатные игры, картотека игр с матрешками, книжки - малышки с частушками, стихами, загадками, потешками.
В заключительной части нашего проекта была проведена НОД по теме «Любимая игрушка – матрешка»