Елена Панченко
Педагогический проект «Мальчики и девочки»
▼ Скачать +Заказ
Тип проекта : досуго-познавательный, творческий
Продолжительность: долгосрочный (октябрь-май)
Состав участников: групповой.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта :
Одно из самых важных условий формирования у детей полоролевой идентичности – это создание специально полоролевой среды, предметного пространства, обеспечивающего развитие личности ребенка девочки и мальчика. Группа детского сада имеет огромный воспитательный и познавательный потенциал для формирования позитивной полоролевой идентичности и закрепление у девочек и мальчиков положительных стереотипов в поведении. Предметно-развивающая среда группы создает возможность для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включать в активную деятельность одновременно всех детей группы и по подгруппам (девочки, мальчики). Построение среды группы предоставляет возможность для любимых игр как для девочек, так и для мальчиков, способствует развитию возможностей и способностей детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей.
Публикация «Педагогический проект „Мальчики и девочки“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Роль мужчины и женщины особенно усваивается через игровую деятельность, которая позволяет проявлять нравственные качества и чувства, стремится подражать положительным примерам мужского и женского поведения. Проведение сюжетно-ролевых игр, подвижных игр, бесед, игровых упражнений, трудовых поручений с учетом гендерных особенностей – подготовительная работа, которую можно переложить в практическую жизнь.
Деятельность ребенка и его взаимодействия с детьми другого пола способствует актуализации воспроизведению уже имеющегося у него опыта, а так же для формирования новых способов полоролевого поведения, имеет замечательную возможность в формировании самосознания, в развитии двигательных навыков с учетом гендерных особенностей, моральных норм, правил поведения и нравственных качеств детей.
Данный проект предусматривает становление коммуникативных способностей, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, приобщение к общечеловеческим ценностям в пространстве группы.
Интеграция образовательных областей: «Художественно –эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Цель: создать условия для формирования и развития полоролевой социализации мальчиков и девочек в условиях группы детского сада.
Задачи: формировать умения для реализации своих полоролевых предпочтений и представлений;
-активизировать познавательную деятельность участников проекта;
-заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы;
- закрепить гендерные стереотипы;
-организовать сотрудничество и взаимодействия мальчиков и девочек в играх;
-привлечь внимание родителей к воспитанию мальчиков и девочек как будущих пап и мам, мужчин и женщин.
Подготовительный этап сентябрь 2014г.
1. Подбор методической литературы по теме.
2. Подбор картотеки сюжетно-ролевых игр.
3. Подбор картотеки подвижных игр для девочек и мальчиков.
4. Разработка сценариев праздников для совместного проведения детей с родителями.
5. Анализ предметно развивающей среды в группе.
6. Изготовление атрибутов для игр.
7. Разработать консультации для родителей по теме «Гендерное воспитание дошкольников».
8. Разработать консультации для воспитателей по гендерному воспитанию.
9. Подбор игрушек для детей с учетом полового признака.
10. Подбор художественной литературы для формирования полоролевых представлений.
Внедрение и реализация проекта октябрь - май 2015 г.
1. Диагностическая беседа с детьми для выявления представлений о социальной роли мужчины и женщины
2. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр для мальчиков и девочек, совместных игр.
3. Организация и проведение подвижных игр, игровых упражнений с учетом полоролевой принадлежности.
4. Проведение бесед и упражнений для усвоения культурных и моральных норм общества.
5. Чтение и обсуждение художественных произведений для знакомства с полоролевыми особенностями поведения персонажей.
6. Театрализованные игры, игры-перевоплощения для формирования представителя определенного пола.
7. Проведение эстафет, конкурсов с учетом гендерных особенностей.
8. Работа с родителями по обогащению предметно-развивающей среды в группе.
9. Проведение консультаций для родителей.
10. Педагогические беседы, рекомендации для родителей.
12. Выставка детских рисунков: «Моя семья», «Мой любимый друг»
13. Моделирование ситуаций «Если мама устала»,»Как помириться с другом»….
14. Конкурс чтецов с гендерной направленности «Моя лучшая подруга», «Мой лучший друг».
Итоговый
1. Собрание «Как воспитывать мальчиков и девочек».
2. Фотоальбом «Мальчики и девочки».
3. Презентация творческих рисунков детей.
Предполагаемый результат:
-овладение способами позитивного контакта с детьми своего и противоположного пола;
-развитие трудовых навыков с учетом гендерных особенностей;
-обогащение знаниями о различиях мальчиков и девочек;
- навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;
-использование предметного пространства группы для организации сюжетно-ролевых игр, занятий физическими упражнениями, подвижными играми с учетом половой принадлежности;
-ознакомление со способами мужского и женского поведения и освоение их;
-расширение и уточнение знаний и представлений по полоролевому воспитанию детей у родителей.
Идеи проекта :
Вся деятельность проекта направлена на подведение детей к осознанному пониманию основ общечеловеческих ценностей, овладению полоролевым положительным опытом на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Продукты проектной деятельности.
Развлечение «А ну-ка, девочки»,
Музыкально-спортивное развлечение «Веселые старты»
Выставка рисунков «Моя семья», «Мой любимый друг».
Фотоальбом «Мальчики и девочки»
Работа с детьми:
Проведение режимных моментов.
В режимных процессах обращать внимание детей на правила поведения: мальчики уступают девочкам, оказывают им посильную помощь.
Учить девочек принимать их помощь и благодарить за оказанную услугу.
Организация совместной трудовой деятельности из девочки и мальчика для выполнения поручений, где надо проявить физическую мужскую силу и женскую усидчивость.
Образовательная область «Познание» :
Д/ и: «Назови, какая мама», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «Мальчики говорят о девочках», «Что сначала, что потом», «Назови имена мальчиков», «Назови имена девочек», «Мы - мальчики», «Мы – девочки»,»Портрет девочки», «Портрет мальчика», «Подарки».
Образовательной область «Чтение художественной литературы»
В. Дмитриев «Малыш и Жучка» (главы)
Н. Носов «Живая шляпа»
А. Гайдар «Чук и Гек»
А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» .
В. Катаев «Цветик - семицветик»
М. Москвина «Кроха»
Русская народная сказка «Заяц - хвастун» (в обработке О. Капицы)
К. Паустовский «Кот - ворюга»
Русская народная сказка «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого
Русская народная сказка «Финист – Ясный сокол» (в обработке А. Платонова)
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»
Русская народная сказка «Царевна - лягушка» (в обработке М. Булатова)
Чешская сказка «Златовласка» (перевод К. Паустовского)
«Дом, который построил Джек» (перевод с английского С. Маршака)
Русская народная сказка «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого
Русская народная сказка «Морозко»
С. Маршак «Почта»
Русская сказка «Царевна-лягушка» (обработка А. Афанасьева)
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Молдавская народная сказка «Как братья отцовский клад нашли» (обработка М. Булатова)
А. Усачева»Футбольный мяч»
А. Пишулина «Посмотрите – постовой»
2. Разучивание пословиц, поговорок о семье.
3. Заучивание стихов о маме, папе: Е. Благинина «Посидим в тишине», Г. Виеру «Мамин день» М. Цветаева «У кроватки», Я. Аким «Жадина».
Образовательной областью «Физическая культура»
1. Утренняя гимнастика:»Осенний лес», «На зарядку, становись!»(использование различной дозировки при выполнении упражнений)
2. Подвижные игры:
Совместные игры: «Наседка и цыплята», «Лягушки и комары», «Вороны и воробьи», «Коршун и наседка», «Медведи и пчелы»,»Море волнуется», «Совушка» ,»Котята и щенята», «Зайцы и медведи», «Рыбаки и рыбки», «Птички и коты»,
Игры для девочек : «Лошадки», «Вороны и гнездо», «Колечко», «Пчелки и ласточки», «Лисички и курочки», Лягушки и цапля».
Игры для мальчиков : «Самолеты», «Мы – шоферы», «Воробушки и автомобили», «Казаки-разбойники»,»Стрельба в мишень», «Стрелок», «Петушиные бои», «Кто быстрее?»
Образовательной областью «Художественное творчество» :
Участие в создании экспонатов для мини-музеев
Рисование (использование различных техник).
Аппликация (работа в паре –мальчик и девочка)
Образовательная область «Коммуникация»
Беседы: "Моя семья", "Главный праздник нашей семьи", «Как моя семья проводит выходные», «Все на свете любят маму», «С кем бы я хотел дружить», «Женские головные уборы», «Опиши мальчика (девочку)»,»Каким я хочу быть», Чем мы похожи?», Чем мы отличаемся?», «Какой я мальчик?», «Какая я девочка?»,»Женские поступки», «Мужские поступки», «Кто я в семье сейчас и кем я буду».
Сюжетно-ролевые игры.
Совместные игры: «Магазин»,«На приеме у врача», «Аптека»,«Семья»,«Пешеходы и водители», «Гипермаркет», «Путешествие на автобусе», «День рождение у друга», «В гостях у друга», «В кафе»
Игры для девочек : «Принцессы», «Салон красоты», «Мы спортсменки», «Дети заболели»
Игры для девочек : «Мы военные разведчики», «Космонавты», «Пограничники», «На дорогах города», «На станции технического обслуживания»,»Моряки», «Пожарные»