Светлана Гасанова
Педагогический проект «Люби свой край и воспевай»
▼ Скачать + Заказать документы
Люби свой край и воспевай
Наша повседневная жизнь на протяжении тысячелетий искусно украшалась праздниками. Знание, почитание праздничных дат – общекультурное явление, обязательный компонент и эмоционального, и нравственного, и патриотического воспитания ребенка. Воспитать истинного патриота невозможно без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Такое направление в работе как приобщение детей к истокам коми культуры посредством праздника, взято не случайно, так как обряды, отражающие быт коми народа и явления природы, связанные со сменой времен года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко представлены именно в народных праздниках. Мы разработали проект «Люби свой край и восхваляй», что способствует формированию представлений об образе жизни коми народа, о традициях, характерных особенностях проведения праздников на основе коми фольклора.
Публикация «Педагогический проект „Люби свой край и воспевай“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Цель проекта : создание максимально-благоприятных условий для приобщения детей к культуре народа коми посредством фольклорных праздников.
Задачи проекта :
• Прививать интерес дошкольников к духовной культуре коми народа через обычаи, обряды, праздники Рождество Христово (святки, Масленица, народное творчество.
• Формировать представления о коми фольклоре.
• Расширять кругозор детей на основе исторического материала, доступного их пониманию.
• Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с предметами быта, коми шумовыми инструментами, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
• Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.
Проблема: Как отмечал коми народ Рождественские праздники?
Особенности проекта :
По продолжительности – краткосрочный
По характеру - творческий
По количеству детей - групповой
Участники проекта :воспитатель,музыкальный руководитель, дети старшей группы.
Срок реализации: январь-февраль
План работы с педагогами по реализации проекта
«Люби свой край и восхваляй»
1. Подбор литературы, книг, статей об особенностях проведения Рождества Христова, Святок и Масленицы в Коми крае.
2. Проведение семинара-практикума «Открытая книга»
3. Пополнение экспозиции мини-музея «Горница».
План работы с родителями по реализации проекта
«Люби свой край и восхваляй»
1. На основе изученной проблемы поставить цель проекта.
2. Разработка плана.
3. Совместное с воспитателем составление плана осуществления проекта «Люби
свой край и восхваляй».
4. Составление плана работы с родителями по реализации проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
7. Презентация проекта : оформление стенгазеты.
«Рождество»
Работа с детьми:
1. НОД в мини-музее:
- «Рождество Христово». Цель: ознакомление детей с обрядом колядования, играми, песнями, характерными для Рождества Христово в Коми крае;
- «Чудесный туесок». Цель: ознакомление детей с коми музыкальными инструментами;
- «Васильев день-14 января» (посиделки). Цель: ознакомление детей с народным обрядовым праздником - Васильев день: гадания, игры;
-«Что прячется в старинном сундуке». Цель: ознакомление с коми старинным костюмом, с особенностями их изготовления и применения (мужской, женский);
-«Крещение – 19 января». Цель: ознакомление детей с особенностями празднования коми народом Крещение.
2. Художественное творчество: выставка рисунков «Рождество», поделок: «Ангелочки», изготовление рождественских открыток, изготовление – плетение оберегов – поясов.
-Рассматривание иллюстраций в «Детской Библии». Рассматривание и обследование предметов:
*ткачества и вязания (рукавички, чулки, полотенца)
*кожи и меха (пимы, панно)
*бересты и дерева (веретено, шкатулка, солонка).
-Чтение и разучивание стихотворений про Рождество.
-Разучивание колядок, проведение колядования в других группах.
-Разучивание коми песни «Руй,Руй» с игрой на шумовых инструментах, песни «Рождество», «Шанежки», «Северные пимы», хоровода «Доли-шели».
-Чтение коми сказки «Медвежьи няньки». Чтение и разучивание коми потешки «Сорокина каша».
- Посещение библиотеки.
-Игровая деятельность: наст-печ. игра «Одень куклу» ,«Краеведческое лото»,
старинная игра «Шег»; д/и «Загадай, мы отгадаем», «Загадки с кузовочка», «Занимательный орнамент».
-Коми подвижные игры «Пышкай», «Ошкысь».
3. Фольклорный праздник «Рождественские посиделки». Цель: систематизация знаний детей о праздновании Рождества Христова и Святках в К
ми крае.
Работа с родителями:
-Анкетирование родителей.
-Создание выставки совместных рисунков на темы «Подари радость»;
- Совместный с ребенком поиск исторических сведений, материалов, необходимых для реализации проекта : особенности колядования, коми народные приметы на святки;
-Посещение при участии родителей отдела «Воркутинского музейно-выставочного центра» на п. Воргашор по темам «Одежда жителей Печорского края» с целью знакомства с элементами костюма (женского и мужского) коми народа;
-Подготовка наглядного материала для родителей в виде папок-передвижек «Праздничное колесо», «Чудеса-кудеса», «Прошлое одежды»;
-Привлечение родителей к участию в фольклорном празднике «Рождественские посиделки»;
-Проведение воспитателем консультаций для родителей по темам «Коми детский фольклор», «Родной мой коми край» (Из истории);
-Организация партнерской деятельности детей и взрослых по изготовлению костюмов для ряженья;
-Участие в оформлении альбома «Нодкывъяс» из совместных рисунков.
-Посещение берега реки с ребенком во время всеобщего крещения.
-Посещение и привлечение родителей к пополнению мини-музея в ДОУ
-Оформление выставки книг к Святкам.
«Масленица»
Работа с детьми:
1. НОД в мини-музее:
-«Масленица». Цель: ознакомление детей с масленичной неделей, популярными развлечениями коми народа на Масленицу.
-«Что есть в печи, на стол неси». Цель: ознакомление детей с выпечкой коми национальной кухни, традиционным угощением – блинами.
-«Откуда на стол хлеб пришел». Цель: ознакомление с процессом выращивания хлеба у коми народа.
2. -Художественное творчество: выставка рисунков «Как Масленица хороша»,
- Чтение и разучивание закличек солнца и весны, коми пословиц о хлебе, о земле, о труде
-Разучивание частушек. Прослушивание коми песен в исполнении Л. Логиновой (на русском языке).
-Театрализованная деятельность: потешка «Сорока стрекочет»
- Посещение библиотеки Филиала п. Северного
-Игровая деятельность: наст-печ. игра «Одень куклу» ,«Краеведческое лото».
старинная игра «Шег»; д/и «Чудесный туесок», «Загадки с кузовочка», «Занимательный орнамент»
-Коми подвижные игры «Ошкысь», «Жмурки», соревновательные игры «Расписные лошадки», «Кто быстрее докатит»
-Экскурсия на кухню в ДОУ: наблюдение за жаркой блинов.
-Экспериментальная деятельность: «Сделаем муку, как коми предки».
3. Фольклорный праздник «Душа моя Масленица» Цель: Закрепление представлений о календарно – обрядовом празднике «Масленица».
Работа с родителями:
-Создание выставки совместных детских рисунков на тему «Душа моя Масленица»;
- Совместный поиск материалов: развлечения на Масленицу: ледяная горка и качели ;
-Посещение при участии родителей отдела «Воркутинского музейно-выставочного центра» на п. Воргашор по темам «Национальный орнамент коми» (занятие с использованием практических приемов, с целью знакомства с некоторых элементов коми орнамента;
-Подготовка наглядного материала для родителей в виде папки-передвижки «Масленичная неделя»;
-Привлечение родителей к участию в фольклорном празднике «Душа моя Масленица»;
-Ориентирование родителей на ознакомление с литературой по ознакомлению с коми фольклорными праздниками, энциклопедией «Республика Коми», т. е. активизация их педагогического самообразования и др.
-Совместное выполнение домашних заданий:
- «Отгадки к коми загадке» (совместный рисунок к загадке)
- совместная выпечка блинов.