Астанина Наталья Петровна
Педагогический проект «Я хочу в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Аннотация
В настоящее время особенно острыми и насущными стали вопросы, касающиеся проблем интеграции ребенка в различные структуры социума, которая связана с общением, с принятием социальных норм, правил и ценностей, с выработкой определенного поведения в новых социальных условиях.
Проблема адаптации является частью фундаментальной, до сих пор дискутируемой, проблемы взаимодействия человека и социальной среды. Это взаимодействие сопряжено с кардинальными изменениями в социально-психической, физиологической сфере деятельности человека. У человека наблюдается перестройка функционирования тех или иных органов, свойств, механизмов, вырабатываются новые навыки, привычки, качества, что приводит в соответствие организм, личность со средой. Однако не всегда интеграция связана с позитивными изменениями в личности. Особенно остро она протекает в дошкольном возрасте.
Публикация «Педагогический проект „Я хочу в детский сад“» размещена в разделах
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей является важным условием их полноценного развития. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение представляет собой один из важных периодов его жизни и сопровождается значительным напряжением со стороны всех систем организма. Детский сад для ребенка, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Процесс адаптации включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, сложившихся семейных отношений, условий пребывания в дошкольном учреждении. И поскольку в дошкольном возрасте у детей проявляется повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям, каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей, в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, которые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому сознательно не хотят ограничивать воспитание собственного ребенка рамками семьи.
Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с педагогом, сверстниками. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад – сложный период в жизни дошкольника, сколько бы лет ему ни было от роду, своеобразный экзамен его психике, здоровью. Не только врачам, психологам, педагогам, но и родителям знакомо понятие “адаптация”. Бытовое его определение звучит так: “Приспособление организма к изменяющимся условиям существования”.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. В наши дни, не все родители знают, как правильно адаптировать ребенка к детскому саду.
Важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В настоящее время существуют пособия и практические рекомендации для педагогов и родителей по организации и содержанию работы по успешной адаптации детей к условиям ДОУ, созданию адаптационных групп, планированию работы педагогов и психологов ДОУ с семьей (Е. П. Арнаутова, Л. В. Белкина, Т. Н. Борисова, Л. В. Галашко, Л. Ю. Доценко, Н. Д. Ватутина, А. С. Галанов, Н. В. Кирюхина, О. И. Давыдова, А. А. Майер, О. Г. Заводчикова, Е. В. Жердеева, Е. И. Морозова, С. В. Крюкова, Н. П. Слободняк, Т. Б. Круглова и др.). Вместе с тем практика показывает, что решение задачи создания условий для успешной адаптации детей раннего возраста к МБДОУ затрудняется значительной рассогласованностью между высоким уровнем теоретико-методологической разработки данной проблемы и недостаточной разработанностью методических аспектов организации психолого-педагогической помощи детям и их семьям, поступающим в дошкольное общеобразовательное учреждение.
Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям окружающей среды: к новой работе, социальным изменениям в обществе, новым условиям жизни и деятельности. И порой психоэмоциональные нагрузки, связанные с адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, переживания и стресс.
Что уж говорить о маленьких детях, которые впервые в своей жизни не только попадают в совершенно новые, непривычные, а от этого еще более страшные и пугающие условия, но и активно начинают социализироваться в современном обществе.
Современные родители (законные представители (далее-родители, безусловно, более образованы и активны в отношении собственных детей: отсюда и секции, кружки, группы раннего развития. Но не всегда даже педагогически грамотные родители знают, как подготовить своего ребенка к посещению дошкольного учреждения и самим быть готовыми к этому.
Поступление ребенка в группу раннего возраста вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей.
Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят течение адаптационного периода и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможено, а дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут излишне возбуждаться. В любом случае социальные связи ребенка могут оказаться очень напряженными, а иногда и полностью нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В. С. Мухина.
Адаптационный проект «Я хочу в детский сад!» для детей раннего возраста от 2-3 лет, учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. В результате осуществления проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет первый год пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте является игра, в основе проекта лежат игровые упражнения
Участники проекта :
воспитатели второй группы раннего возраста – Астанина Наталья Петровна., Конешова Юлия Алексеевна
Педагог-психолог- Матигорова Елена Сергеевна
Медицинский работник- Бейм Любовь Артуровна
Дети и родители детей второй группы раннего возраста
Тип проекта : Информационно – практико – ориентированный
Вид проекта : долгосрочный
Сроки реализации: сентябрь 2021г. – декабрь 2021 г.
На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в дошкольное образовательное учреждение; заболеваемость/посещаемость.
Актуальность проекта
Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному образовательному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасения за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с педагогом, сверстниками. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад - сложный период в жизни дошкольника сколько бы лет ему не было от роду, своеобразный экзамен его психике, здоровью. Поэтому так необходима организация деятельности по сопровождению социального развития ребенка раннего возраста.
Проблема
Проблема адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению – одна из главных проблем при взаимодействии воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для детей. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.
Целеполагание проекта
Для реализации проекта была определена общая цель:
создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цели проекта конкретизируются решением следующих задач:
- создание условий для преодоления стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду (снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии);
- развитие психических процессов (развитие внимания, восприятия, речи, воображения, развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений);
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- содействие формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей на основе сотрудничества; повышение коммуникабельности между родителями
Принципы взаимодействия с детьми в период адаптации к МБДОУ
1. Предварительное ознакомление родителей с условиями работы дошкольного образовательного учреждения.
2. Постепенное заполнение группы.
3. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.
4. Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе ведления адаптационных карт.
5. Осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул).
6. Наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра).
7. Протекание адаптации.
Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.
Формы работы с родителями:
Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в то же время они возлагают большие надежды на педагогов дошкольного образовательного учреждения. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками педагогического процесса для педагогов очень важно.
Сотрудничество педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи помогает облегчить адаптацию малыша. Основой сотрудничества являются такие формы взаимодействия, как беседы, консультации, открытые занятия, совместные мероприятия.
1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду
3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
4. Беседы.
На наш взгляд, наиболее эффективным является индивидуальное консультирование родителей, представление информации (папки-передвижки) на тему «Как помочь ребенку без слез пойти в детский сад», «Идем в детский сад (как облегчить адаптацию малыша к дошкольному учреждению)», «Как правильно вести себя родителям с ребенком в первые дни посещения детского сада».
Педагогические условия :
• процесс привыкания будет постепенным для каждого ребенка индивидуально;
• создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы;
• оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его пребывания в детском саду;
• выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающего в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители).
Ожидаемый результат проекта :
- благоприятное прохождение детьми острой и подострой фаз адаптации у детей;
- облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей;
- установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями;
- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Стратегия реализации проекта
Считаем, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:
1-й этап «Подготовительный» (сентябрь 2021 года)
• Подбор и изучение необходимой литературы.
• Изучение рекомендаций для эффективного взаимодействия с родителями в адаптационный период.
• Составление плана реализации проекта и подбор методических пособий.
• Подготовка информационных листов на тему: «Сведения о ребенке».
• Предоставление родителям папки – передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом “Адаптация. Что это?”.
• Организация развивающей среды в группе:
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- книжный уголок;
- уголок сенсомоторного развития;
- уголок настольно-печатных игр;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;
- игровая зона (с игрушками, строительным материалом);
- уголок ряженья;
- центр двигательной активности.
• Подготовка фонотеки (веселой, задорной и негромкой, спокойной музыки) для проведения режимных моментов и сна.
• Подготовка игротек.
2-й этап «Основной» (сентябрь 2021 года – декабрь 2021 года)
Месяц Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями
Сентябрь · Знакомство детей с детским садом, друг с другом.
· Организация сенсорных игр.
· Проведение игр - занятий:
«Уложим куклу спать»,
«Оденем куклу на прогулку»,
«Научим куклу раздеваться».
· Слушание спокойной музыки, веселых детских песен.
· Диагностика вновь прибывших детей.
· Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
· Проведение подвижных игры:
«Зайка серенький сидит»,
«Солнышко и дождик»,
· Организация пальчиковых игр.
· Проведение кукольного спектакля «Колобок». · Знакомство родителей с группой и воспитателями.
· Проведение организационного родительского собрания.
· Представление памятки родителям «Как помочь ребенку без слез пойти в сад».
· Представление памятки родителям «Как правильно вести родителям с ребёнком в первые дни посещения детского сада».
· Представление памятки родителям «Идём в детский сад (Как облегчить адаптацию малыша к дошкольному учреждению)».
Октябрь · Чтение потешек, прибауток, скороговорок.
· Организация кукольного спектакля «Теремок».
· Проведение игр с песком и водой.
· Проведение подвижных игр
«Ровным кругом», «Колобок».
· Организация гимнастики пробуждения.
· Закаливающие процедуры (ходьба по дорожке здоровья, следам).
· Организация музыкального развлечения «Осень». · Совместная деятельность родителей и детей.
· Вовлечение в творческие конкурсы.
· Проведение благотворительной акции
«Год добрых дел».
· Организация консультации «Безопасная дорога».
· Представление памятки родителям «И ещё несколько полезных советов…»
Ноябрь · Проведение игр на групповое взаимодействие
«Приглашение на чай»,
«Построим теремок».
· Проведение дидактических игр «Разложи по цвету», «Чудесный мешочек»,
«Собери пирамидку». · Мини – лекция «Детская истерика».
· Организация консультации «Растим малыша здоровым».
Декабрь · Проведение интегрированного занятия в рамках защиты проекта «Я хочу в детский сад» · Организация практикума «Создание игр и пособий в домашних условиях» (приложение №1)
3-й этап «Заключительный» (декабрь 2022 года)
• Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
• Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
• Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
• Презентация проекта педагогам МБДОУ.
• Выставка фотографий «Из жизни детей в детском саду».
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Важно сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от профессиональной компетентности педагогов создания доброжелательной комфортной обстановки в группе. Если ребенок с первых дней почувствует тепло, доброжелательность, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Для того, чтобы детям было приятно приходить в детский сад, педагоги «одомашнили» группу.
Для организации процесса адаптации ребенка к новым условиям были использованы следующие формы и способы:
1. Элементы телесной терапии. (обнять, погладить). Проявляли ласковое обращение с детьми: периодическое пребывание малышей на руках, «обнимашки» – телесная терапия, восторженные приветствия утром и нежные прощания вечером, всяческие подбадривания и похвалы в течение дня.
2. Исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание;
3. Релаксационные игры (песок, вода);
4. Сказкотерапия — это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;
5. Игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
6. Культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Формирование у детей чувства уверенности.
Одна из задач адаптационного периода — помочь малышам как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенности в окружающем мы:
- максимально сближали детей между собой;
- старались установить открытые, доверительные отношения между воспитателями и детьми;
- ознакомили детей совместно с родителями с нашей группой (игровая, спальная и др. комнаты);
- так же провели знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);
- постепенно познакомили детей с педагогами и персоналом детского сада.
Организация в адаптационный период игровой деятельности.
На данный момент игровая деятельность была направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок». Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, сближение детей между собой. Необходимо что бы дети увидели в нас добрых, ласковых, всегда готовых быть рядом и поддержать в любой ситуации людей, а друг в друге интересных партнеров в игре. Любые действия мы естественно сопровождали улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры были фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициаторами совместных игр в основном выступали мы. Игры выбирались с учетом возможностей детей, места проведения (см. приложение «Игровая деятельность»).
Структура и форма занятий с детьми раннего возраста в адаптационный период
Как правило, занятия начинаются с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают в ладоши или делают веселую разминку в соответствии с ритмом и словами стихотворения или под музыку. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
В соответствии с возрастом и быстрой утомляемостью наших малышей, все занятия проходили по 10 минут в 2-3 этапа с «переменками» или в течении нескольких дней, а этапы были объединены одним игровым или сказочным сюжетом. Некоторые занятия мы повторяли несколько раз, что бы дети запоминали слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. (см план)
Список литературы.
Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. М., 2004.
Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. // Н. Д. Ватутина. – М. : Просвещение, 1993.
Куркина И. Адаптация без угроз и обещаний. // Детский сад со всех сторон. 2000. №6
Петровская А. В. Возрастная психология. // А. В. Петровская. – М. : Наука, 1979.
Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. / Е. О. Смирнова. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.