Елена Белова
Педагогический проект «Играем в пальчиковый театр — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема речевого развития детей с ТНР остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ уделено значительное внимание детям с ограниченными возможностями здоровья, как обучающимся, имеющим «недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Согласно ФГОС ДО, «главной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на использование инновационных подходов в обеспечении позитивной социализации каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Педагогический проект „Играем в пальчиковый театр — развиваем речь“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Пальчиковый театр
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, весьма актуальной является проблема разработки разнообразных средств, способствующих эффективному формированию речи. Одним из таких эффективных средств является театрализованная деятельность детей, в частности – с пальчиковым театром.
Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики, что особенно актуально в работе с детьми, имеющими речевую патологию. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Связь развития речи с развитием мелкой моторики доказана многими учеными: В. М. Бехтеревым, Л. С. Выготским, А. Р. Лурия, М. М. Кольцовой и другими. Исследования доказывают, что если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него происходит усиление электромагнитных колебаний в лобной и височной зонах, где находятся речевые центры. То же самое происходит в правом полушарии при выполнении ритмичных движений пальцами левой руки. Это позволяет говорить о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.
В процессе театрализованной деятельности с пальчиковыми куклами у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь, формируется звуковая культура речи.
Цель проекта :
Создание оптимальных условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР с помощью пальчикового театра.
Задачи проекта :
• способствовать развитию всех сторон речи воспитанников через включение их в театрализованную деятельность с использованием пальчикового театра, учитывая индивидуальные особенности ребёнка
• развивать мелкую моторику пальцев рук детей;
• разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития детей с помощью пальчикового театра;
• способствовать активному включению родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения;
• обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы разными видами пальчикового театра.
Участники проекта
Участники
образовательного
процесса
Дети Воспитанники старшей группы
(5-6 лет)
Педагоги воспитатели
учитель-логопед
музыкальный руководитель
Родители родители воспитанников
Сроки реализации проекта :
6 месяцев : октябрь 2017 года - март 2018 года
Ожидаемые педагогические результаты
Дети
• речь детей стала более чёткой, эмоциональной и выразительной, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности
• у детей более развита моторика пальцев рук
Родители
• Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях
• Родители самостоятельно используют пальчиковый театр в домашних условиях
Дошкольное учреждение
• Предметно-пространственная развивающая среда группы обогащена разными видами пальчикового театра
Механизм реализации проекта
Этапы работы Содержание работы Сроки
I этап-
подготовительный Изучение уровня компетентности родителей в вопросах влияния мелкой моторики на речевое развитие
Сбор дидактических материалов для проекта через изучение методической литературы, работу с интернет-источниками
Приобретение и изготовление необходимых материалов для реализации основного этапа
октябрь
2017
II этап-
основной Консультации для родителей (групповые, индивидуальные
Мастер класс «Пальчиковый театр своими руками»
Семинар-практикум «Пальчиковый театр – как средство речевого развития»
Фотовыставка «Пальчиковые домашние сказки»
Фестиваль «Парад домашних пальчиковых театров»
Фотоколлаж «Наши пальчики рассказывают сказки»
Фото-ширма «Пальчиками играем - речь развиваем»
Конструктивная и художественно-творческая
деятельность детей по изготовлению пальчиковых театров (совместно с воспитателем и самостоятельно)
Разыгрывание мини-этюдов с использованием ранее разученных диалогов или придуманных самостоятельно
Самостоятельная деятельность детей по использованию персонажей кукольного театра
Показ пальчиковых спектаклей родителям и детям других групп
Неделя театра в детском саду ноябрь 2017-
март 2018
III этап-
заключительный Отслеживание результативности реализации проекта
Трансляция опыт работы по данной теме для педагогов (выступление на педсовете) март 2018
Перспективный план реализации проекта
N
п/п Срок Формы и
методы работы Содержание работы Результат Ответственный
1. Подготовительный этап октябрь
2017 Анкетирование родителей Изучение уровня компетентности родителей в вопросах влияния мелкой моторики на речевое развитие Анкета для родителей
воспитатель
октябрь
2017 Сбор дидактических материалов для проекта через изучение методической литературы, работу с интернет-источниками Подбор материалов по темам «Роль пальчикового театра в развитии меркой моторики и развитии речи», «Диалоги для пальчиковых игр», «Сценарии кукольных театров для детей 5-6 лет с ТНР» Составление картотеки:
«Виды пальчиковых игр», «Диалоги для пальчиковых игр»,
«Сценарии кукольных театров для детей старшего дошкольного возраста с ТНР» воспитатель
учитель-логопед
октябрь
2017 Приобретение и изготовление необходимых материалов для реализации основного этапа Пополнение книжного и музыкального уголков, функционального пространства «Театр» Оснащение книжного уголка красочно иллюстрированными русскими народными сказками.
Пополнение функционального пространства «Театр» новыми пальчиковыми театрами.
Внесение в музыкальный уголок новых аудиокассет с записью музыки для разыгрывания сюжетов пальчиковых игр. Воспитатель
Музыкальный руководитель
2. Основной этап ноябрь
2017 Консультация для родителей «Что такое пальчиковый театр, для чего он нужен и какие бывают пальчиковые театры» Педагогическое просвещение родителей по вопросу актуальности использования пальчиковых театров в развитии мелкой моторики и развития речи детей с ТНР Протокол проведения консультации, отзывы родителей
Воспитатель
ноябрь- декабрь
2017 Консультации индивидуальные «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги» Индивидуальная работа с родителями по уточнению знаний по развитию мелкой моторики и развитию речи детей Отзывы родителей Воспитатель
Учитель-логопед
Декабрь
2017 Мастер класс
«Пальчиковый театр своими руками»
Повышение компетентности родителей в вопросах организации домашнего театра; обмен мнениями по способам изготовления пальчиковых театров Оформление фотовыставки «Пальчиковые домашние сказки» Воспитатель
Январь
2018 Семинар-практикум с родителями «Пальчиковый театр – как средство речевого развития» Повышение компетентности родителей в вопросах содержания театрализованного пальчикового представления (темы, ролевые диалоги, а также в вопросах
техники управления пальчиковой куклы. Протокол проведения семинара практикума, отзывы родителей
Воспитатель
Учитель-логопед
Февраль
2018 Фестиваль «Парад домашних пальчиковых театров» Демонстрация домашних пальчиковых театров Видеозапись использования пальчиковых театров ребенка с родителями
Воспитатель
Учитель-логопед
1-2 раза в неделю Конструктивная и художественно-творческая деятельность детей по изготовлению пальчиковых театров (совместно с воспитателем и самостоятельно) Развитие мелкой моторики воспитанников в процессе изготовление бумажных театров на основе конуса, цилиндра, коробочки, стаканчика и др. видов Пополнение функционального пространства «Театр» пальчиковыми театрами, изготовленными детьми Воспитатель
ежедневно Самостоятельная деятельность детей по использованию персонажей кукольного театра Разыгрывание мини-этюдов с использованием ранее разученных диалогов или придуманных самостоятельно Фото-ширма «Пальчиками играем - речь развиваем» воспитатель
Январь-февраль
2018 Подготовка пальчиковых спектаклей для показа зрителям Показ пальчиковых спектаклей по сказкам «Зимовье зверей», «Репка», «Колобок» родителям и детям других групп Фотоколлаж «Наши пальчики рассказывают сказки»
Воспитатель
Музыкальный руководитель
март
2018 Неделя театра в детском саду
Представление пальчиковой сказки «Теремок» Фотоотчет Воспитатель
Музыкальный руководитель
3. Заключительный этап март
2018
(3-я неделя м-ца) Анкетирование родителей
Выявление уровня родительской компетентности в вопросах использования пальчикового театра в развитии речи и мелкой моторики Анкета для родителей Воспитатель
март
2018
(4-я неделя м-ца) Педсовет ««Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность». Презентация проекта «Играем в пальчиковый театр –
развиваем речь»
Компьютерная презентация Воспитатель
Литература
1. Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
3. Бартковский А. И., Лыкова И. А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. Учебно-метолдическое пособие. -М. : ИД «Цветной мир», 2013
4. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
5. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» М, ТЦ Сфера, 2014
6. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
7. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
8. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О. И. Крупенчук. – Спб. :Литера, 2008
9. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
10. Нищева Н. В. Блокнот логопеда. Секреты развития мелкой моторики. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2018
11. Парфенова Е. В. «Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности» М, ТЦ Сфера, 2014
12. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки. [//Научно – методический журнал «Логопед».- 2008. — №2.- с 66-73.
13. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
14. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
15. Шевченко, И. Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников. // Журнал «Логопед». — 2011.- № 1.
16. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007.
17. «33 лексические темы: пальчиковые игры, упражнения на коррекцию слова с движением, загадки для детей 6-7 лет»(автор-составитель А. Никитина)СПб, КАРО, 2008
18. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» (автор-составитель О. А. Зажигина)СПб, Детство-пресс, 2012