Наталья Боркивец
Педагогический проект «Играем-копилку слов наполняем!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :
- информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта : групповой
Продолжительность: долгосрочный
сентябрь 2016 – апрель 2017 г.
Участники проекта :
дети средней группы с ОНР,
учитель – логопед
воспитатели
родители воспитанников.
Актуальность
Активизировать детский словарь – значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, В общей системе работы по развитию речи детей с ОНР обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование речевого общения.
Публикация «Педагогический проект „Играем-копилку слов наполняем!“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
В целевых ориентирах ФГОС сказано, что ребенок в раннем возрасте: владеет активной речью; включенной в общение; знает названия предметов и игрушек. («ФГОС» пункт 4.6) Это ориентиры для детей с нормой речевого развития. Почти у всех детей с ОНР активный словарь не сформирован, поэтому, для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них cловаря.
Словесный метод обучения детей дошкольного возраста с речевой патологией без опоры на наглядность малоэффективен, что обусловлено возрастными особенностями, а также особенностями вербального внимания у детей данной категории.
Для обогащения словарного запаса детей целесообразнее применять дидактические игры.
Гипотеза: использование дидактических игр может стать эффективным средством коррекционной работы по обогащению и активизации словарного запаса у детей с ОНР.
Цель:
Создание оптимальных условий для обогащения и активизации словаря детей с ОНР через использование дидактических игр.
Задачи:
Активизировать и обогатить словарь детей в процессе расширения представлений об окружающем мире. (Формировать умения называть существительные по темам и обобщающие слова).
Сформировать навык образования уменьшительно – ласкательных имен существительных с продуктивными суффиксами – к, - ик, -ичк, - чик.
Развить умение называть форму, цвет, размер предмета, подбирать антонимы.
Сформировать навык образования притяжательных прилагательных с суффиксом - ин.
Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Учить дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы.
Активизировать словарь при помощи дидактических игр.
Развить умение вслушиваться в речь взрослого, развить слуховое внимание и слуховую память, умение чётко выполнять речевые инструкции.
Научить родителей использовать дидактические игры в соответствии с возможностями и потребностями ребенка.
Ожидаемые результаты в отношении детей:
- научатся называть существительные по темам и обобщающие слова.
- овладеют навыком образования уменьшительно – ласкательных имен существительных с продуктивными суффиксами – к, - ик, -ичк, - чик.
- научатся называть форму, цвет, размер предмета, подбирать антонимы.
- овладеют навыком образования притяжательных прилагательных с суффиксом - ин.
- начнут дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида; возвратные и невозвратные.
- научатся четко выполнять речевые инструкции. Показателем успешной реализации проекта будет положительная динамика в качественных изменениях развития словаря у детей средней группы.
В отношении родителей:
- повысится педагогическая компетентность родителей в вопросе обогащения и активизации словаря у детей;
- познакомятся с дидактическими играми и упражнениями для развития и активизации словаря детей.
-научатся использовать дидактические игры в соответствии с возможностями и потребностями ребенка.
В отношении педагогов :
- овладеют методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на словарь детей;
- подробнее изучат виды дидактических игр и методику их проведения;
- обогатится групповая среда дидактическими играми.
Этапы реализации проекта :
1. Организационно-подготовительный (сентябрь 2016 г.).
2. Практический (октябрь - март 2016г.).
3. Заключительный (Апрель 2016)
1. Подготовительный этап
Цель: методическая и информационная подготовка к осуществлению проекта, подбор методической литературы, выяснение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития словаря.
1. Наблюдения за детьми. Мониторинг пассивного и активного словаря детей. Анализ проблемы.
2. Изучение и анализ методической литературы по темам: «Активизация словаря детей с ОНР», «Использование дидактических игр для обогащения словарного запаса».
3. Вводная беседа с детьми «Раз словечко, два словечко». Уточнить представление детей о мире звуков и слов, что могут обозначать слова?
4. Принести маленькие и большие картинки овощей и фруктов.
5. Анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах развития словаря детей;
6. Анализ уровня педагогической компетентности родителей о речевых проблемах детей и способах их устранения;
7. Информирование родителей об основных направлениях проектной деятельности «Играем – копилку слов наполняем!»
8. Изготовление дидактического пособия «Сезонное дерево». Совместная работа родителей, детей и воспитателей.
9. Разработка:
- конспектов занятий, развлечений, в которые включались дидактические игры;
- семинара-практикума;
- консультационного материала для родителей;
Подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями.
2. Основной этап
Цель: разработать и апробировать систему методических мероприятий для детей и родителей по вопросам обогащения словарного запаса детей через дидактические игры.
Работу по формированию и активизации словаря у детей средней группы с ОНР мы осуществляем в рамках лексических тем.
Одновременно и последовательно нами отрабатываются словообразовательные модели как существительных, так прилагательных и глаголов в НОД и ИОД.
Изготовление пособия «Говорящие кубики» по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Мое тело», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Транспорт», «Инструменты», «Перелётные птицы». (Совместная работа с детьми. Дети – приклеивают картинки к кубикам)
Дидактические игры с кубиками: «Назови ласково», «Один – много», «Чего не стало», «Жадина».
Изготовление коллажей по формированию словарного запаса детей на гласные звуки. (Совместная работа с родителями и детьми. Родители подбирают картинки, дети – приклеивают картинки на лист, формат А3)
Дидактические игры «Угадай звук», «Найди словечко на звук…»
Рассматривание картинок, принесённых детьми по темам «Овощи», «Фрукты». Подбор картинок по размеру, по цвету, по форме.
Рассматривание дидактического пособия «Сезонное дерево».
Закрепление знаний о признаках времен года, закрепление цвета, уточнение частей дерева, счет предметов.
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Покажи, что скажу», «Назови, что покажу», «Найди лишнее», «Весёлый счет».
Выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия».
Цель: Развитие словаря прилагательных, мышления, речи.
Рассказ о поделке, из чего сделана. Дидактические игры: «Что, из чего сделано?» «Подбери картинку к слову».
Изготовление книжек – малышек (Совместная работа детей и родителей)
Изображение предметов по изучаемой лексической теме, составление описательных рассказов, отгадывание загадок.
Вечер досуга «В гостях у бабушки Натальи». Игра «Овощи - фрукты»
Цель: Различение овощей и фруктов.
Участие в конкурсе «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА». Рассматривание поделок, изготовленных родителями с детьми.
Цель: Развитие словаря существительных, прилагательных и глаголов. Дифференциация совершенного и несовершенного вида; возвратных и невозвратных глаголов
Дидактические игры: «Большой – маленький», «Назови меня ласково», «Чей предмет?», «Что? Для чего?» «Покажи картинки», «Чем отличаются слова».
Рассматривание фоторамок ко дню матери «С папой мы мастерим…»
Цель: Развитие словаря прилагательных. (Рассказ о поделке, из чего сделана). Дидактическая игра : «Что из чего сделано?».
Рассматривание фотографий: «Бабушка и я» ко дню пожилого человека. Цель: Образование притяжательных прилагательных с суффик-сом -ИН-, глагольного словаря. Дидактические игры: «Помоги бабушке», «Чей? Чьи? Чья?», «Мы помощники», «Чей предмет?».
Рассматривание семейных фотогазет «Мы — мамины помощники»
Цель: активизация глагольного словаря и словаря прилагательных.
Дидактические игры «Мы помощники», «Чей предмет?».
Рассматривание выставки семейных поделок «Золотые руки наших мам».
Цель: Развитие словаря прилагательных, мышления, речи.
Рассказ о поделке, из чего сделана. Дидактические игры: «Что, из чего сделано?» «Подбери картинку к слову»
Цель: Развитие словаря прилагательных, мышления, речи.
Проведение семинара - практикума для родителей «Развиваем и обогащаем словарь ребенка».
Оформление папки – передвижки «Речь взрослого как средство развития речи детей»
3. Заключительный этап
Задачи:
– Проанализировать эффективность работы по вопросам обогащения словарного запаса детей через дидактические игры.
1. Мониторинг пассивного и активного словаря детей. Анализ результатов.
2. Анкетирование родителей.
3. Наблюдение за инициативой детей в подборе дидактических игр в свободной деятельности.
Презентация проекта : совместный с родителями вечер досуга «Раз словечко, два словечко»
Продукты проекта :
Методические материалы (анкеты для родителей; методические разработки – семинар – практикум «Развиваем и обогащаем словарь ребенка»; папка - передвижка «Речь взрослого как средство развития речи детей»)
Пособие для активизации словаря «Говорящие кубики».
Дидактическое пособие «Сезонное дерево».
Коллажи по формированию словарного запаса детей на гласные звуки.
Книжки – малышки по лексическим темам.
Список литературы
1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Санкт –Петербург 2001
2. Серебрякова Н. В. Развитие лексики у дошкольников со стёртой дизартрией
Санкт –Петербург КАРО 2009
3. Лебедева Л. В., Козина И. В. И. Игры и упражнения с родственными словами
Москва 2009
4. Опыт работы учителей – логопедов: Мальниковой Н. Е., Вастаевой А. Т,
Емельяновой Н. И., Лакомых С. М., Черниковой Н. Г.
5. Электронные образовательные ресурсы: Сборник "Дошколята" пр-ль: «EDUCATION MULTIMEDIA. Источник: https://logoportal.ru/formirovanie-navyikov-slovoobrazovaniya-prityazhatelnyih-prilagatelnyih/.html