Юлия Стрекаева
Педагогический проект «Формирование познавательного интереса у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование познавательного интереса у детей раннего возраста»
Составила: воспитатель Стрекаева Юлия Анатольевна
Актуальность.
Приобщение детей к основам здорового образа жизни проходит и через приобретение детьми культурно – гигиенических навыков: ухода за своим телом, культуры еды. Совершая гигиенические и оздоровительные процедуры, желательно сопровождать их соответствующими случаю песенками, стихотворениями, потешками. Произведения художественной литературы помогают установлению эмоционального контакта, общению взрослого с ребенком. Небольшие по объему рассказы, сказки, потешки, прибаутки, песенки можно использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи легко сопровождать действиями, их легко обыгрывать.
Публикация «Педагогический проект „Формирование познавательного интереса у детей раннего возраста“» размещена в разделах
Тип проекта : краткосрочный
Вид проекта : творческий, групповой.
По продолжительности реализации проекта : 3 недели
По количеству участников: коллективный.
Участники проекта : дети группы раннего возраста и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель: формирование начальных форм здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством использования произведений художественной литературы.
Задачи:
• обеспечить благоприятную обстановку и условия для формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста;
• создать атмосферу психологического комфорта и предупреждения утомления детей;
• обеспечить безопасность детей раннего возраста в групповой комнате.
Проблема:
Приучать детей к водным процедурам мыть руки перед едой (не бояться воды); умываться после обеда (лицо, руки) – используя потешки.
Ожидаемый результат:
• Дети играют сплочённо, слышат воспитателя;
• Научились побуждать творчески, воспроизводить в играх быт семьи;
• Научились купать кукол, пеленать, убаюкивать, петь колыбельные песни, укладывать, раздевать кукол;
• Дети научились выполнять предметные действия в определенной последовательности.
План работы над проектом
1 этап – подготовительный
Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
Изучает методическую литературу.
Определяет цель, задачи проекта.
Наблюдает за детьми.
Организует предметно-развивающую среду.
Подбирает литературу, игры, иллюстрации. Рассматривают иллюстрации.
Выполняют поручения.
Играют. Анкетирование по вопросам позволяющая определить уровень развития культурно –гигиенических навыков у детей дома. 2 этап – реализация проекта :
Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
Вводит в игровую
ситуацию, формулирует проблему : «Кукла Маша испачкалась. Как ей помочь?»
Организует занятия, беседы.
Организует игры.
Читает художественную литературу.
Оказывает помощь детям при реализации замыслов.
Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы.
Принятие решения: «Помочь кукле Маше» : научить ее умываться, следить за внешним видом.
С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, экспериментирования, книги для рассматривания.
Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений. Привлекает родителей к осуществлению проекта.
Подготовка памяток.
Подготовка консультаций по воспитанию к. г. навыков (чтение художественной литературы, наблюдения).
Стендовая работа.
3 этап – подведение итогов
Деятельность педагога Деятельность детей
Анализирует работу над проектом.
Представляет конспекты.
Проводит диагностику. Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении. Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетные игры.
Анализ работы
В целях формирования начальных форм здорового образа жизни у детей раннего возраста проект «Водичка, водичка умой моё личико…» включил следующее:
• чтение художественной литературы: сказки К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка - чумазая»,Э. Мошковской «Приказ»;
• сюжетно – отобразительные игры: «Купание куклы Маши», «Переоденем куклу Катю»;
• разучивание потешки «Водичка, водичка…»;
• рассматривание иллюстраций, отражающих режимные процессы – умывание, купание, одевание;
• исследовательскую деятельность: опыты с водой (тонет – не тонет, плавает);
• «Полотенце для куклы Маши».
В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения с взрослым и сверстниками, радость от чтения художественных произведений, желание проговаривать слова вместе с педагогом, выполнять действия в соответствии с текстом. Дети раннего возраста учились самостоятельно умываться и вытирать руки полотенцем, выполнять поручения из 2-3 действий. С радостью рассматривали в зеркале свое чистое лицо. Активно передавали словом, действием содержание произведения, проявляя интерес и к рассматриванию иллюстраций.
Сделана подборка литературно – речевого материала по теме проекта, дидактических игр, опытов с водой.
Схема реализации проекта : «Водичка, водичка умой моё личико…»
Виды детской деятельности Формы работы
Двигательная Пальчиковые игры: «Раз, два, три, четыре, пять», «Наши ладушки, ладошки», «Пальчик-с-мальчик», «Этот пальчик…».
Игровая Сюжетно – отобразительная игра:
«Купание куклы Маши» (предметы – заместители).
Игровые ситуации – купание куклы, одевание зайчонка, совместная деятельность со взрослым. Игры с водой.
Продуктивная «Полотенце для куклы Маши».
Коммуникативная Ситуативный разговор «Кукла Маша испачкалась».
Разучивание потешки «Водичка, водичка…». Рассматривание иллюстраций, отражающих режимные процессы – умывание, купание, одевание.
Трудовая Режимный процесс «Обучение умыванию».
Наблюдение за трудом младшего воспитателя.
Познавательно-исследовательская Исследовательская деятельность:
опыты с водой (тонет – не тонет, плавает).
Музыкально-художественная Слушание: «Пляска с платочками», «Пляска с куклами» нем. нар. плясовые мелодии, сл. А. Ануфриевой.
Пение: «Ладушки», рус. нар. мелодия.
Музыкально-ритмические движения: «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель.
Чтение художественной литературы Чтение:Э. Мошковской «Приказ»,
А. Барто «Девочка- чумазая» (отрывок,
К. Чуковского «Мойдодыр» (отрывок,
Чтение потешки «Кто у нас хороший», «Водичка, водичка…» и др.
ЧТЕНИЕ ПОТЕШКИ «ВОДИЧКА, ВОДИЧКА…».
ОПЫТ «ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ, ПЛАВАЕТ».
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: познавательно – исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, безопасность.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Социализация».
- развивать игровую деятельность детей;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Безопасность».
- формировать представления о безопасном поведение играми с водой.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познание».
- развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать умение называть свойства, предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде).
- формировать умение включать движение рук по предметам в процессе знакомства с ним.
- стимулировать интерес к играм с использованием воды.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Коммуникация».
- развивать свободное общение взрослого и ребёнка (развитие речи, умение выполнять поручение).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Чтение художественной литературы».
- учить слушать потешки, умение произносить их с использованием действий.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение потешки «Водичка, водичка…».
МАТЕРИАЛ: таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Кукла Маша в гости к нам пришла. Давайте поздороваемся с Машей.
- Алина, скажи Маше «Здравствуй Маша», и ты Ваня скажи «Здравствуй Маша».
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
- Маша, а чего – то ты такая чумазая? Посмотрите ребята на Машу. Что нам надо сделать, что бы Маша стала чистенькой? (выслушиваю ответы детей).
- Правильно Саша, её надо умыть водой. Помоги мне Аня. (ребёнок берёт куклу, воспитатель льёт воду из кувшина в таз).
Водичка, водичка
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
-Ребята, посмотрите, какая Маша у нас стала чистая и красивая. Сейчас мы полотенец возьмём и вытрем твое личико.
- Маша, это ребята тебе помогли, скажи теперь ты им «Спасибо, ребята!».
3. ОПЫТ С ПРЕДМЕТОМ.
Беру куклу и кидаю мяч в таз с водой.
-Ой, Маша, что ты делаешь? Ребята, Маша развеселилась, стала играть с мячиком. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой.
- Не плач Маша, не утонет мяч. Посмотрите и вы ребята, мяч не тонет, он плавает.
- Ваня, что делает мяч? (плавает, не тонет).
-Серёжа, ты тоже посмотри, что с мячом? (плавает, не тонет). И т. д.
- Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Мяч резиновый, резина лёгкая. Поэтому он не тонет, а плавает.
- А вот Аня сейчас возьмёт камушек и тоже бросит его в воду. (ребёнок выполняет действие).
- Что случилось с камнем? Ваня подойди и посмотри.
-Правильно. Камень лежит на дне таза. Он тяжёлый, поэтому и утонул.
-Иди Серёжа, брось камушек. Что случилось с камушком? (утонул, лежит на дне таза). Вызываю по очереди всех детей.
- Что случилось с камнем? А что с мячиком? (ответы детей).
-Правильно. Мячик – резиновый и легкий, он не тонет, а плавает. Камень – тяжёлый. Он утонул, лежит на дне таза.
-Поняла Маша? (кукла говорит спасибо).
-Пожалуйста, Маша. Ребята, Маше надо спешить к другим детям и рассказать обо всём, что с ней произошло сегодня. До свидания, Маша!
4. РЕФЛЕКСИЯ.
- И нам тоже надо идти и всё рассказать и показать ребятам.
Приложение 1
«Водичка»
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения.
Такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить в ванне порядок, но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок должен только в вашем присутствии. Во время игр обязательно комментируете словами все, что делает и видит ребенок. Обращайте его внимание на то, как "ведут себя" в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без них.
«Как играть с водой»
Сначала согрейте стенки ванны струей горячей воды из душа. На дно ванны можно что-нибудь положить - кусок поролона или пеноплена (вырежьте по форме дна ванны из туристического коврика). Посадите ребенка в ванну, не наливая туда воду, а пустив ее из крана. Оставлять ребенка в наполненной ванне нельзя, даже на минуту. А около небольшого тазика с водой - можно. Поэтому лучше всего ставить под кран таз, чтобы вода набиралась в нем. Тогда воду можно будет брать и из таза, и из крана.
«Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»
Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Разные по прозрачности-непрозрачности. Используйте в качестве мерки третий сосуд (прозрачный, сделав на нем отметки маркером и выливая туда воду из первых двух по очереди.
Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков "поместится" в большую бутылку (для заполнения бутылки используйте воронку). А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?
Спросите у ребенка, что будет, если опускать пустую незакрытую бутылку целиком под воду. Она заполниться или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз).
А если ее закрыть и опускать в воду? Возьмите пустую пластмассовую бутылку, завинтите крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребенок попробует опустить ее ко дну и удержать там.
Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и пустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, будет под водой.
Потом налейте бутылку до верха, закройте крышкой. Она будет тонуть в воде. Если вы заполните не до самого верха, то над водой останется самый кончик бутылки, где нет воды. Тот же самый опыт проделайте с коробочками от киндер-сюрпризов.
Переверните две заполненных под водой бутылки и постепенно вытаскивайте из воды. Одну оставьте погруженную горлышком, а другую постепенно вытаскивайте дальше. Понаблюдайте, что будет происходить.
В крышке одной из бутылок, желательно сделанной из мягкого пластика, проделайте небольшую дырку. У вас получится обыкновенная брызгалка, может быть, помните, раньше дети брызгались друг в друга из таких на улице. Научите малыша наливать в нее воду, сжав бутылку и погрузив кончик в воду. И разрешите ему вдоволь побрызгаться в ванной, занавесив шторки.
В стенках любой пластмассовой бутылки (лучше брать бутылки из плотного пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и проворачивают ножницы вокруг себя. Это может быть одна дырка (любого размера, а лучше, если будут разные на разных бутылках) : наверху, внизу или посередине.
Или несколько (все одинакового или каждая своего размера) : в ряд горизонтально, то есть по кругу, на любой высоте, на любом расстоянии друг от друга, в ряд вертикально, в ряд по спирали, снизу доверху вокруг всей бутылки (только такие дырки надо делать маленькими, проколов гвоздем, расположенные хаотично по всей поверхности бутылки.
Можно делать отверстия в дне бутылок или банок (одну или несколько - одинакового или разного размера).
Поэкспериментируйте с такими бутылками: наливайте в них воду из-под крана (попробуйте делать это под разным напором, погружайте их под воду (можно попробовать заткнуть рукой горлышко, а потом доставайте и смотрите, как вода выливается через дырки, и в какой момент она перестает выливаться. По-разному смотрятся прозрачные и непрозрачные бутылки.
Литературно – речевой материалк проекту «Формирование познавательного интереса у детей раннего возраста через сюжетно-ролевую игру «Купание куклы»».
Умывание
Мыли мылом ушки, мыли мылом ручки,
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки.
Я сегодня утром рано умывался из-под крана.
Из колодца принесла курица водицы,
И ребята всей гурьбой побежали мыться.
Чистая водичка моет Маше личико,
Танечке – ладошки,
А пальчики – Сережке.
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели…
С. КапутикянГ. Лагздынь
Хлюп – хлюп Мыло, мыло, мыло, мыло,
Хлюп – хлюп ручками, Мыло, мыло – пузырило!
Полон мыла таз. Получились волдыри!
Ты не трогай Машенька, Ну-ка, дунем в пузыри!
Мыльной ручкой глаз. Полетели вдруг шары!
А водичка булькает, Приземлились, хлопнули
А водичка пенится. Все поделки лопнули…
Машенька помоется,
Причешется, оденется.
Э. МошковскаяИ. Токмакова
Кран, откройся! Тили, тили, тили, тили,
Нос, умойся! Мы по воду не ходили.
Мойтесь сразу Приходил Егорка,
Оба глаза. Приносил ведерко.
Мойтесь, уши, Мыли, мыли, мыли, мыли,
Мойся, шейка! Бело – на бело отмыли.
Шейка, мойся Лишь головка одна,
Хорошенько! Все черным – черна.
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!
Подвижная игра «Тёпики»
Тепики – тепики,
По водице хлопики, хлопики ладошками
Да босыми ножками.
(Г. Лагздынь)
Дети стоят свободно. Игровое упражнение выполняется по показу воспитателя. Под чтение потешки дети встряхивают кистями обеих рук, как бы ударяя по воде. На последнюю строчку притопывают ногами, переступая с одной ноги на другую.
ИГРА С ВОДОЙ. САМОМАССАЖ.
«Водичка».
Цель: расслабление кисти и пальцев рук.
Оснащение: тазик с теплой водой, полотенце.
Ход игры: Опустить руки ребенка в воду, приговаривая: Хлюп-хлюп ручками, хлюп-хлюп ручками, тут водичка булькает, тут водичка пенится, руки насухо вытираются».
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.
«Горячая – холодная»
Цель: развитие тактильных ощущений ребенка; знакомство со свойствами воды (горячая, холодная); активизация словаря: «вода», «горячая», «холодная».
Оснащение: два тазика (один с холодной, второй с горячей водой; температура должна быть комфортной для ребенка – не очень холодной и не очень горячей, полотенце для рук.
Ход игры: поставить перед ребенком на детский стол два тазика с водой. Прочитать четверостишие:
Вот к нам весна пришла,
Солнце людям принесла.
Солнце яркое светило
И снежок весь растопило.
Опустить обе руки ребенка в тазик с холодной водой. Спросить: «Какая вода в этом тазике, холодная или горячая?» Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, то ответить на него сами: «Вода в тазике холодная». Так же обследовать горячую воду во втором тазике.
После того как ребенок научится называть качество воды (холодная и горячая, предложить ему с завязанными глазами определить, какая вода налита в тот тазик, в который вы опустите его руки.
НАВЫКИ УМЫВАНИЯ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ.
«Водичка, водичка, умой Маше личико!»
Чему учится ребенок: совершенствовать навыки умения, усваивать последовательность выполнения действий (алгоритм, ухаживать за младшими (куклой).
Словарь: понимать, употреблять в активной речи уменьшительно-ласкательные формы существительных : «водичка», «личико»; глагол повелительного наклонения «умой».
Оснащение: кукла, мыло, полотенце.
Ход игры: показать ребенку куклу с грязным лицом. Попросить рассмотреть куклу и сказать, что с ней не в порядке. Прочитать потешку:
Водичка, водичка
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Спросить у ребенка, что нужно сделать, чтобы лицо у куклы снова стало чистым? (Куклу нужно умыть или искупать).
Спросить, что нужно для того, чтобы умыть куклу? (Вода, мыло, полотенце).
Предложить ребенку умыть куклу. Если ребенок затрудняется, оказать ему помощь. Помощь можно оказать в виде:
• Прямой помощи;
• Подсказки;
• Словесного указания.
ИГРА С ВОДОЙ.
Материал: разноцветные шарики (не менее 10 на каждого ребенка, сачки, разноцветные миски (красная, синяя, желтая, зеленая, разноцветные шарики.
Содержание работы: бросание и вылавливание шариков сачком.
УСЛОЖНЕНИЕ:
Раскладывание разноцветных шариков в цветные миски (2, 3, 4 цвета).
Приложение 2
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в обсуждении вопросов, касающихся сформированности культурно-гигиенических навыков Вашего ребенка.
Пожалуйста, ответьте на все вопросы анкеты. В каждом вопросе есть перечень возможных вариантов ответа. При ответе на вопрос выберите и отметьте тот вариант, который соответствует Вашему мнению. Если Вы посчитаете необходимым, допишите свой вариант ответа.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество!
1. Умеет ли Ваш ребенок пользоваться столовой ложкой?
Да иногда нет другое___
2. Умеет ли Ваш ребенок пользоваться чайной ложкой?
Да иногда нет другое___
3. Крошит ли Ваш ребенок хлеб, когда кушает?
Да иногда нет другое___
4. Ваш ребенок пережевывает пищу с закрытым ртом?
Да иногда нет другое___
5. Ваш ребенок разговаривает во время еды?
Да иногда нет другое___
6. Ваш ребенок говорит после еды «спасибо»?
Да иногда нет другое___
7. Ваш ребенок умеет самостоятельно мыть руки и лицо?
Да иногда нет другое___
8. Ваш ребенок умеет пользоваться полотенцем?
Да иногда нет другое___
9. Умеет ли Ваш ребенок пользоваться расческой?
Да иногда нет другое___
10. Умеет ли Ваш ребенок расстегивать и застегивать пуговицы?
Да иногда нет другое___
11. Умеет ли Ваш ребенок самостоятельно раздеваться?
Да иногда нет другое___
12. Умеет ли Ваш ребенок аккуратно повесить свою одежду?
Да иногда нет другое___
Приложение 3
Культурно-гигиенические навыки у детей.
Навыки опрятной еды включают умение:
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6. Благодарить;
7. Пользоваться только своим прибором.
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, уши, руки
2. Закатать рукава;
3. Смочить руки;
4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
5. Смыть мыло;
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
7. Пользоваться расческой.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
5. Снять обувь;
6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
7. Надеть в обратной последовательности.
Литература
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж «Учитель», 2006.
2. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет. – Ярославль:
Академия
3. Хрестоматия для дошкольников. – М., АСТ, 1999. развития, 1996.
4. Демина Е. С. Развитие и обучение детей раннего возраста. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
5. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
6. Маханева М. Д., Рещикова С. В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
7. Авдеева И. С., Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Помоги мне сделать самому (Развитие навыков самообслуживания, СПб. : «Паритет», 2005.
8. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики, СПб. : «Паритет», 2005.