Светлана Нехаева
Педагогический проект «Донской край — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование проблемы:
Родина. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребёнку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь со своей малой Родиной, ребёнок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать её, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Многонациональность Донского края, в частности города Гуково, одна из причин осознанной нами необходимости привить уважение и интерес к культуре, обычаям, традициям, истории края. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.
Публикация «Педагогический проект „Донской край — Родина моя“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Следующая причина - дегуманизация общества в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире. Вследствие этого - серьёзные изменения в социальной, экономической и политической сферах, приведшие к социальному расслоению, снижению качества жизни достаточно большой части населения, что и повлияло на учащение вспышек негативизма, агрессии, жестокости.
Идея проекта :
Обеспечение исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры, воспитании бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Цель проекта : Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с Донским казачеством
Тип проекта : педагогический.
Вид проекта : групповой, долгосрочный.
Участники: воспитатель группы «Солнечные лучики» Нехаева С. И.
Целевая группа: дети 5 – 7 лет, родители детей.
Форма проведения: как в специально организованной так и в свободной деятельности детей в дошкольном учреждении и дома.
Масштаб: 3 года
Задачи:
Приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной
культуры, и выработка своего отношения к ним;
Возрождение традиций российской ментальности, патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремление к сохранению и развитию престижа, славы и богатства Отечества;
Философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности.
Методы проекта :
*культурологические беседы, рассказы педагога;
* выражение своего эмоционального отношения: высказать своими словами свои впечатления увиденного, услышанного с настроением, которое они вызывают, мотивировать, объяснить его;
*введение в художественно - эстетическую развивающую среду предметов искусства и быта Донского края;
*диалоги о произведениях народного промысла, познание ценностных смыслов, выражения отношений к донскому фольклору, искусству, музыке;
*игровая технология;
*применение ситуаций воображаемых действий, перевоплощения, олицетворения, импровизации;
* дидактические, режиссёрские игры.
Педагогические технологии :
культуросообразные технологии направлены на приобщение детей к ценностям региональной культуры (донские казаки).
процесуально-описательный - описание (алгоритм) процесса; совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
процессуально-действенный - осуществление технологического (педагогического процесса, функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств.
Формы организации проекта :
*занятия, аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи;
*экскурсии;
*Кружок по ознакомлению детей с казачеством «Горенка»
*Музыкально-литературный праздник «Ты цвети, моя земля донская!»
Этапы реализации проекта по ознакомлению дошкольников
с историей и культурой Донского края
Подготовительный этап: Изучение содержания регионального компонента. Обеспечение взаимопроник-новения федерального и регионального компонентов патриотического воспитания.
Изучение специфики работы (формы, методы) со старшими дошкольниками по истории Донского края. Обеспечение взаимопроник-новения технологий и методик в образовательный процесс.
Теоретический этап:
Разработка содержания регионального компонента по ознакомлению дошкольников с историей Донского края. Обеспечение учёта возможнос-тей детей дошкольного возраста (научность и достоверность материала).
Разработка дидактического и методического сопровождения работы по ознакомлению детей с историей Донского края. Обеспечение использования эффективных форм и методов работы, современных технологий.
Практический этап:
Внедрение разработок по ознакомлению детей с историей Донского края в педагогический процесс ДОУ. Реализация регионального компонента патриотического воспитания дошкольников.
Апробация дидактического и методического материала.
Апробация диагностического материала
Задачи 1 этапа:
•формирование регионального компонента в сознании детей (воспитание чувства понятия «малой родины»);
•развитие форм культуросообразной жизни ( выявление культурного человеческого потенциала: реальных носителей культуры, очагов самодеятельного искусства, народной педагогики и вовлечение их в педагогическую деятельность).
Средства социализации дошкольников:
введение в образовательный процесс ознакомления с родным краем;
введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку,
личностно - значимого (дом, семья) к менее близкому - культурно- историческим фактам;
деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края;
осознанный выбор методов знакомства с родным краем, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (уголок русского быта, предметы декоративно- прикладного искусства, музыка и т. д.).
Модель предметно-развивающей среды:
3 этап: Выполнение проекта
создание целостной образовательно-воспитательной среды с включением работы кружка по ознакомлению детей с казачеством «Горенка»;
вовлечение в образовательно-воспитательный процесс реальных носителей культуры родного края (детская библиотека, воспитанники детской музыкальной школы).
Цель: систематизировать и закрепить знания детей о традициях, духовно – нравственном образе жизни человека, живущего на Дону. Через связь музыки, художественного слова показать красоту родного края.
Сравнительная диагностика уровня освоения программы по ознакомлению с казачеством за 3 года
Практическая значимость:
•совместная творческая деятельность с родителями помогла развитию познавательных способностей ребенка, формированию его ценных жизненных ориентаций;
•возник интерес детей к истории Донского края;
•создали методическое обеспечение педагогического процесса, критериев и показателей развития детей на основе использования донской культуры;
•разработали информационно-методический материал для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, картотека народных казачьих игр);
•создали перспективный план по ознакомлению детей с историей казачества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Национальная доктрина образования в РФ (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751)
2. «Задачи программы «Детство» В. И. Логинова и др. 1997 г.
3. «Планета детства – планета творчества» опыт работы МДОУ № 49 «Оленёнок» 2004 г.
4. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» Г. Н. Калайтанова, Т. И. Агуреева, О. Ю. Муравьёва. Ростов – на – Дону, 1999 г.
5. «Гуково» (историко–краеведческий очерк) Л. И. Микулин, В. В. Нестеренко. Ростов. Книж. изд – во, 1980 г.
6. «Природа и история родного края» М. П. Астапенко, Е. Ю. Сухаревская, изд – во «Баро – пресс», 2003 г.
7. «Край родной» (хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале) Т. А. Бутенко, В. Б. Небратенко, изд – во «Баро – пресс», 2003 г.
8. «Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников» (из опыта работы прогимназии «Казачья») Н. Калугина. 2008 г. ДВ №4.
9. «Особенности гражданского воспитания дошкольников» Т. Поштарёва. 2009 г. ДВ №10.
10. «В низовьях Дона» В. И. Кулишов, Москва, «Искусство», 1987 г.
11. «Приглашаем в край Тихого Дона» Н. Бусленко, Уприздат, г. Ростов- на – Дону, 1990 г.