Юлина Ханипова
Педагогический проект для детей групп общеразвивающей направленности от 4 до 7 лет «Театр и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. Понимание детского творчества, важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребёнка, но и для осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках, в «зернышке» (Е. А. Флерина, зародыше заложено, и может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека.
Публикация «Педагогический проект для детей групп общеразвивающей направленности от 4 до 7 лет „Театр и дети“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Как вдохновить ребёнка, зажечь в нём желание самому творить свой внутренний мир? Прежде всего, научить его самому простому – находить радость в каждом мгновении прожитой жизни, видеть вокруг себя прекрасное: стрекот кузнечиков в степи, пение птиц, шелест опавшей листвы под ногами…Известно, что переживание чувства наслаждения прекрасным – это первое побуждение к творчеству.
В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте главная задача для педагога показать воспитательное значение кукольного театра, примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия. Познакомить детей с миром театра.
Назначение данного проекта – организовать деятельность ребёнка с помощью детского театра, так, чтобы она была привлекательна для него, соответствовала его потребностям, интересам, желаниям, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя нужным, получил возможность раскрыть себя. Приблизить ребёнка к театру – одному из самых демократичных доступных видов искусства. В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления.
Проблема
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и звукам. Это создаёт обстановку духовной бедности и не способствует гармоничному и нравственному развитию.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, при знакомстве с малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
В воспитании детей важно не сковывать, а освобождать, не подавлять, а возносить, не диктовать, а учить, не требовать, а переживать вместе с детьми много вдохновенных минут. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению через игру, фантазирование, сочинительство. Научить думать, тонко чувствовать, управлять своими эмоциями как раз и помогает детский театр.
Актуальность
В сложившейся ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, управлять своим эмоциональным состоянием. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Обращение к театрализованной деятельности в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, что способствует повышению самооценки, появлению у детей таких навыков, как - отзывчивости, терпимости, дружелюбия. Всё это особенно ярко проявляется и закрепляется в игровой, театрализованной деятельности детей.
Цель – обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности, освоение детьми фольклорного наследия (через постановку сказок, с использованием малых музыкальных форм фольклора).
Задачи –
Познание новых форм и стилей общения.
Приобщение детей к музыке, песням, потешкам, прибауткам через театрализованную деятельность.
Развитие творческих способностей детей.
Вовлечение малоактивных детей в театрализованную деятельность.
Этапы реализации проекта
I этап – дети группы общеразвивающей направленности от 4 до 5-ти лет
(для реализации проекта используется варежковый театр)
II этап – дети группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет
(для реализации проекта используется кукольный театр)
III этап – дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7-ми лет
(для реализации проекта используется драматизация сказок)
Участники проекта
Дети.
Педагоги.
Родители.
Специалисты ДОУ.
Основные направления работы
Музыкально-театрализованная деятельность.
Познавательная деятельность.
Музыкально-игровая деятельность.
Песенное творчество
Танцевальная деятельность
Формы и методы реализации проекта
С детьми:
Диагностика
Индивидуальные занятия с детьми.
Разучивание музыкально-театрализованных постановок.
Разучивание танцевальных, народных движений.
Разучивание народных потешек, прибауток.
Наглядные и наглядно-слуховые методы.
Проведение развлечений, праздников.
Музыкальные досуги.
С педагогами и родителями:
Консультации, рекомендации.
Буклеты.
Беседы.
Фотовыставки.
Походы-экскурсии.
Информационные стенды.
Альбом-передвижка.
Видео-презентации.
Принципы реализации проекта
Принцип научности выражается в преподнесении действительности такой, какая она есть, включая в обучение достоверные факты, явления.
Принцип системности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков, постепенность подачи материала от простого к сложному.
Принцип индивидуального выбора решает задачу формирования умения у ребёнка делать сознательный, правильный для себя выбор.
Принцип коммуникативности помогает развивать у детей потребность в общении.
Принцип креативности личности ребёнка заключается в творческом развитии личности детей в процессе интеграции материала в разные виды деятельности.
Принцип доступности позволяет учитывать возрастные особенности, адаптированность материала к возрасту детей.
Предполагаемый результат
На первом этапе:
У детей формируется навык общения.
Развиваются творческие и речевые способности.
Дети получают представление о музыкальном фольклоре.
У детей развиваются исполнительские способности – выразительность, эмоциональность исполнения, умение применять различные интонации, выражающие характер сказки.
На втором этапе:
Воспитывается положительное отношение к театру, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
Развивается умение управлять куклами.
Формируется умение воспринимать содержание сказки, понимание её характера.
Формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и разнообразии.
На третьем этапе:
Формируются знания, представления о произведениях устного народного творчества – прибаутках, считалках, потешках, песенках, сказках и т. д.
Развивается умение детей импровизировать в движениях, свободное выполнение движений, координация движений.
Получают элементарные знания о театральном искусстве.
Развивается умение перевоплощаться.
Формируется умение передавать игровой конфликт, характеры героев мимикой, пластикой и голосом.
Ребёнок наиболее полно проявляет свои творческие способности.
Развито музыкально-эстетическое сознание детей.
Обогащается речь за счёт образных выражений, активизируется словарь ребёнка.
Воспитываются положительные черты характера (отзывчивость, доброжелательность, сочувствие, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Литература
Караманенко, Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. – Москва: «Просвещение», 1982
Картушина, М. Ю. Развлечения для самых маленьких. – Москва: «ТЦ Сфера», 2007
Журнал «Музыкальный руководитель» №7/2007 – Москва: «Роспечать», 2007
Журнал «Музыкальный руководитель» №2/2008 – Москва: «Роспечать», 2008
Горбина, Е. В. Игры, песенки и танцы для детских праздников. – Ярославль: «Академия развития», 2008
Г. А. Загоруля «Путешествие в мир фольклора» «Полиграфист» Ханты-Мансийск 1999
А. Г. Гогоберидзе «Детство с музыкой» Санкт- Петербург Детство-Пресс 2010
С. И. Пушкина «Мы играем и поём» Москва «Школьная пресса» 2001
А. Н. Зимина «Народные игры с пением» Москва 2000
Г. П. Фёдорова «На золотом крыльце сидели» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000
Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2009
Журнал «Дошкольное воспитание» №1-8 2002
Журнал «Игра и дети» №2 2009
Журнал «Ребёнок в детском саду» №6 2006
О. П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников» - Москва «Академия», 2000 г.
Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»- Москва, «Просвещение», 1988 г.
М. А. Давыдова «Музыкальное воспитание в детском саду» - Москва «Вако», 2006 г.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду В. И. Логинова, Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2001г.
План программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. – СПб. : Детство – Пресс, 2000г.